Posted 2 июля 2019, 09:51
Published 2 июля 2019, 09:51
Modified 2 марта 2023, 14:36
Updated 2 марта 2023, 14:36
26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Все мы, ну или большинство из нас, знаем, что это привело к одной из самых ужасных техногенных катастроф XX века, последствия которой особенно отчётливо наблюдались на территории бывшего СССР и Восточной Европы. Но авторы сериала поставили себе другую задачу, не пересказать общеизвестные факты, а собрать имеющуюся информацию из разных источников и показать историю о высокой цене правды, которую пришлось заплатить ликвидаторам последствий.
Всё это я рассказываю не только для того, чтобы те, кто уже посмотрел сериал освежили его в памяти, а чтобы те, кто ещё не успел, поскорее увидели его. Итак, вот три причины, по которым «Чернобыль» нельзя пропустить.
Высокое внимание к деталям. Шоураннер сериала Крэйг Мэйзин и режиссёр Йохан Ренк сознательно решили, что сериал будет снят максимально приближенным к реальности описываемых событий. Мэйзин признавался в интервью автору подкаста «The Chernobyl Podcast», что ему было «не всё равно», как увидят сериал живые ликвидаторы аварии.
Например, саму Чернобыльскую АЭС снимали на территории выведенной из эксплуатации Игналинской АЭС в Литве, реакторы которой имеют тот же тип (РБМК-1). А «московские» эпизоды снимали в Киеве. Воссоздано было буквально всё, начиная от автомобилей той эпохи, заканчивая одеждой и аутентичными выпусками новостей советских телеканалов (это были именно те самые выпуски на русском языке, выходившие в то время).
При этом даже ляпы вроде пластиковых окон где-то на заднем фоне в этой ситуации не кажутся чем-то слишком бросающимся в глаза в масштабах самой реконструкции событий, которую провели авторы.
Уважение к тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварии. По сути сам сериал — это живой памятник ликвидаторам. Отсюда и герои сериала: пожарный Василий Игнатенко (Адам Нагаитис) и его жена Людмила (Джесси Бакли), профессор Валерий Легасов (Джаред Харрис), партийный служащий Борис Щербина (Стеллан Скарсгард), объединившая в себе образы всех учёных, помогавших Легасову в Чернобыле, Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон).
Авторы с большим почтением отнеслись к биографиям героев, поэтому почти всё, происходящее в сериале, подверглось минимальной «драматизации». Из-за этого героям действительно сложно не сопереживать. Вряд ли у кого-то из нас возникнут сомнения в подвиге первой волны ликвидаторов последствий. И вряд ли после «Чернобыля» можно будет спокойно смотреть фильмы про героев комиксов, зная что настоящий героизм совсем не про ношение маски или плаща.
Авторы сериала поставили себе задачу не рассказать о событиях с позиции «хорошего Запада» и «плохого СССР», а показать настоящую трагедию глазами советских людей, не побоявшихся ради блага всего мира пожертвовать своей жизнью. Именно поэтому различным прокремлёвским СМИ было сложно упрекнуть сериал в русофобии, хоть они и пытались. Крэйг Мэйзин возможно сам того не понимая сконструировал новый российский «миф». При этом миф этот является частью нашей истории, также как и День Победы или любой другой праздник.
И если некоторые государственные праздники, с помощью которых правительство пытается объединить жителей страны, вызывают в последнее время всё больше вопросов, то история о героизме ликвидаторов, а также опасность самой аварии являются абсолютной истиной, не вызывающей сомнений.
«Чернобыль», на который и сам HBO не делал какой-либо серьёзной ставки в одночасье раскрыл очень много пластов в отношении россиян к самим себе, своей стране и исторической памяти. Вдруг за рубежом нам показали, что они [американцы] нам совсем не враги, как пытается убедить зрителей российское ТВ, а также как и мы чтят человеческий подвиг и смелость перед лицом невиданной трагедии.
Николай Гостюхин для Properm.ru