Posted 30 июля 2019,, 03:04

Published 30 июля 2019,, 03:04

Modified 2 марта 2023,, 14:38

Updated 2 марта 2023,, 14:38

«Я к Путину поеду. Больше ничего не остается». Владельцы НТО в Перми оказались вне закона

«Я к Путину поеду. Больше ничего не остается». Владельцы НТО в Перми оказались вне закона

30 июля 2019, 03:04
Татьяна Зырянова
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
В Перми снесли киоски. На частных землях их теперь не будет совсем. На муниципальных - вновь отведенных площадках - их пока единицы. Зато на уличных развалах торгуют мясом и футболками. Горожане лишились денег на ремонт подъездов. А предприниматели готовы к протестным акциям.

Почему где-то киоски работают, причем старые, как будто из 1990-х годов переехали, а где-то снесены? Почему мини-рынок на Тургенева «переоделся» в новый вид и продолжает работать, а мини-рынку на Дружбе такой возможности не дали, его просто снесли? Почему в парке им. Горького киоски продолжают работать? А на эспланаде откуда и на каком основании такое количество киосков, причем торгующих едой Про нестационарные торговые объекты (НТО) у пермяков вопросов все еще больше, чем ответов. Факт: из 2 тыс. киосков останется 628.

На основании чего?

Есть три основных для Перми документа. Первый — схема размещения нестационарных торговых объектов (НТО), утвержденная постановлением Пермской городской думы №591. Схема предусматривает размещение киосков на муниципальной земле, причем диктует и специализацию: здесь торгуют только молоком, здесь только хлебом. Выглядит все это как минимум странно. Откуда чиновники знают, что здесь спрос на рыбу, а здесь на мясо. Никаких опросов населения по этому поводу не было. Были только «водные бунты» — когда предполагалось снести большую часть киосков, торгующих питьевой водой.

Второй документ — поставление Пермской городской думы об изменении правил благоустройства. Его пермские ТСЖ и предприниматели не смогли оспорить, дошли до Верховного суда, который согласился с позицией пермских властей. Пермская городская дума изменила правила так, что по сути запретила размещение НТО на любой частной земле. Кроме — почему-то — земель РЖД, например. Или территории парка им. Горького. Небъяснимо, но факт — киоски в парке стоят, а должны быть снесены. В самом парке Properm.ru не ответили, сославшись на то, что человек, который владеет информацией сейчас в отпуске. Ответа из администрации Перми на этот счет пока тоже не поступило.

Третий документ и не документ совсем, а пара пунктов в краевом законе «Об административных правонарушениях в Пермском крае». Эта пара пунктов позволила повысить штрафы за размещение НТО на частной земле. С 1 мая 2019 года для должностных лиц наказание составляет от 15 до 20 тыс. рублей, для юридических — до 350 тыс. рублей. По информации пресс-службы администрации Перми, общая сумма штрафов за незаконное размещение НТО составила уже около 30 млн рублей - с августа 2018 года по июль 2019 года.

19 июня пермским ТСЖ и предпринимателям удалось одержать небольшую победу в Пермском краевом суде — положения статей 6.7.1. и 6.7. Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае», касающиеся административной ответственности за размещение НТО, признаны недействующими.
В настоящее время решение суда в законную силу не вступило, губернатор Пермского края Максим Решетников подал апелляционную жалобу в Верховный суд РФ.

«С ним все понятно, ему сколько лет? Немного больше 30? Как он может понять, что такое экономить, или как мы тут уже почти породнились со своими покупателями», — рассуждает про действия губернатора предприниматель Наиля Мухаметзянова. Ее киоск уже 20 лет стоит у дома на Леонова, 64. Сейчас ее штрафуют, грозят снести павильон.

Теряют бизнес, остаются в долгах

Здравствуйте. Здравствуйте. Привет. Добрый день, — во время интервью Наиля постоянно отвечала на приветствия и покупателей, и просто проходящих мимо людей. «Те покупатели, которые 20 лет назад приходили сюда детьми, уже сами с детьми приходят. Мы тут все друг друга уже знаем, у нас покупатели ключи оставляют от квартиры — ребенок из школы пойдет, заберет, например. Нам доверяют, знают, здороваются. Зачем людям идти в сетевой магазин, если у нас местная молочка, хлеб, бакалея, все есть?», — рассказывает предприниматель.

До 2016 года киоск располагался тут же, но на городских землях, но с муниципального участка выгнали. Наиля заключила договор с ТСЖ, построила новый павильон (он стоил около 700 тыс. рублей), а в 2017 году вновь начались репрессии.

Наиля Мухаметзянова, предприниматель: — С ТСЖ договор пришлось расторгнуть, чтобы не подставлять жителей, на ТСЖ налагают огромные штрафы. И теперь мы вне закона. Это власти нас вынудили работать вне закона. Мы платили налоги и аренду. Я взяла кредит на семь лет, построили павильон с современным оборудованием. Теперь что мне делать, квартиру продавать? У меня маленький ребенок. У моей помощницы — ребенок-инвалид. Нам что делать? Я напрямую спросила об этом у Решетникова, он отправил меня к Маховикову.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Анатолий Маховиков помочь Наиле Мухаметзяновой не смог. Из рабочей группы при уполномоченном предприниматели и представители ТСЖ вышли. Рабочая группа должна была помогать предпринимателям и властям находить компромиссы, но не получилось. На запрос Properm.ru ответа от бизнес-омбудсмена пока не было.

По словам предпринимателя, НТО — это единственный источник для того, чтобы ей содержать себя и семью, платить кредиты и коммуналку. «Места, которые предлагает муниципалитет, или уже заняты, или абсолютно непроходимые, нет там покупателей, — поясняет Наиля. — Да и не потянуть сейчас все с нуля, нереально будет раскрутиться, особенно с нашим скоропортом (молочная и кисломолочная продукция)».

Наиля надеется на суд, на справедливость. А на вопрос: «Что будете делать, если ваши надежды не оправдаются? » отвечает: «К Путину поеду. Больше ничего не остается».

Сеть фирменных магазинов «Куединский мясокомбинат» на Путина уже не надеется. Сеть серьезно пострадала от борьбы властей с НТО (минус до 40% реализации). По словам директора торгового отдела сети Марины Матвеевой, у них было шесть торговых павильонов, производство и установка каждого обошлись в 1,5 млн рублей. Все демонтированы. Две точки перенесли на первые этажи многоквартирных жилых домов, стоимость аренды выросла сразу на 50 тыс. рублей в месяц. По словам постоянных покупателей, продукция подорожала, но Марина Матвеева отрицает повышение цены: «Цены мы не поднимали, чтобы наши покупатели не пострадали». На муниципальные земли сеть магазинов не переедет, не будет принимать участие в аукционах, которые проводит администрация. «Мы справимся своими силами, — пояснила Марина Матвеева. — Мы лучше знаем, где нам торговать и чем».

Пострадали торговые и бизнес-центры, на землях которых стояли НТО — рядом с «Колизеем», например, убрали павильоны. Но больше всего пострадали ТСЖ — товарищества собственников жилья, по факту пермяков лишили денег на благоустройство, ремонт подъездов, отмостков и крыш. Убытки для домов огромны, особенно для небольших, пятиэтажных. Доходы от сдачи земли в аренду под НТО составляли до 70% бюджетов домов, по данным НКО «За сохранение НТО».

«Это уничтожение не только киосков, но и ТСЖ»

За киоск на улице Борчанинова жители как минимум четырех соседних домов собирали подписи, он был очень аккуратным и популярным. За счет платы за аренду у пятиэтажки благоустроили придомовую территорию и детскую пощадку.

Но к людям не прислушались, их усилия по сбору подписей были напрасны. Киоск закрыли, пока не снесли.

Внизу на фото еще один павильон, на улице Хохрякова. Многие владельцы НТО сейчас делают так: ставят киоск «как из 90-х», заплатят штраф пару раз, и пока муниципалитет раскачается на снос, успевают окупить затраты и заработать.

Рядом с киоском дом, который мог бы получать деньги за сдачу в аренду участка, тогда и киоск бы существовал на законных условиях, и дом смог бы сделать какие-то работы по благоустройству, ремонту. Пока же двор этого дома выглядит так, и нет никаких предпосылок к тому, что он, двор в центре города, будет выглядеть по-другому.

Дому негде взять дополнительные доходы. Обязанности по содержанию имущества и территории у собственников есть, а возможностей нет. Муниципалитет и краевые власти лишили пермяков этих возможностей.

От сноса павильонов, в том числе сети «Куединский мясокомбинат», пострадало ТСЖ по адресу Ленина, 69. Дом потерял до 40–50% своих доходов. Средства от аренды шли на ремонт подъездов, крыши, подвала, благоустройство двора, озеленение.

Екатерина Безгодова, председатель ТСЖ «Ленина, 69», председатель НКО «За сохранение НТО»:

По этому пункту штрафы для ТСЖ увеличены до 300 тыс. рублей (в 2018 году было 90 тыс. рублей, весной 2019 года — 250 тыс. рублей). Штрафы повышают целенапраленно для ТСЖ, УК. Конечно, этот новый пункт закона, даже если его примут, будет опротестован в суде. И власти, и предприниматели, и ТСЖ это понимают. «Видимо, задача — взять измором, бесконечными судами», — предполагают предприниматели.

По словам юриста Пермской торгово-промышленной палаты, члена рабочей группы при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае по вопросам размещения НТО Владимира Халдеева, «региональный законодатель вправе принять новые нормы, взамен признанных Пермским краевым судом недействующими», но если решение Пермского краевого суда от 19 июня 2019 года вступит в законную силу, «то региональному законодателю в случае принятия новых норм придется учитывать правовую позицию Пермского краевого суда, изложенную в решении».

Пока губернатор и законодательное собрание края судятся с ТСЖ и малым бизнесом по поводу штрафов, администрация Перми тратит бюджетные средства на демонтаж киосков по всему городу и проводит аукционы на право размещения НТО.

Аукционы на право размещения НТО

Найти график торгов и сами аукционы на право размещения НТО на муниципальных землях по новой схеме можно на сайте администрации Перми. В торгах могут принять участие индивидуальные предприниматели и юридические лица. Площадь нестационарных объектов варьируется от 6 до 30 кв м. Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены торговые точки специализации: продажа печати, цветов, овощей и фруктов, мяса и мясной продукции, хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, молока и молочной продукции, рыбы и морепродуктов. Начальная цена аукционов по некоторым объектам составляет менее 10 тыс. рублей. Срок размещения НТО — 60 месяцев.

Чтобы продолжить чтение статьи, нажмите «читать полностью».

С начала 2019 года по большей части лотов аукционы признаются несостоявшимися или отменяются. Например, торги, которые прошли в июне и мае — ниже скриншот из решений комиссии.

По данным пресс-службы администрации Перми, В 2018 году проведено 12 аукционов (было выставлено 379 мест размещения НТО). Аукцион состоялся по 232 лотам.
В 2019 году проведено 4 аукциона, на аукцион выставлено 25 мест размещения НТО. Аукцион состоялся по 11 лотам. В августе будет проведено 5 аукционов на 121 место размещения НТО.
На аукцион выставляются незанятые места размещения.

Срок на установку НТО по итогам торгов увеличили до трех месяцев, чтобы предприниматели могли изготовить объект по новой типовой форме. Штраф за нарушение отдельных пунктов условий договора уменьшили с 50% годовой платы до 25%.

Предприниматели объясняют слабый интерес к аукционам тем, что площадки непроходные, невыгодные, требования к специализации жесткие. Кроме того, по словам Екатерины Безгодовой, участков очень мало. По данным администрации Перми, в схему размещения НТО возможно внесение изменений, включение дополнительных мест. Разработан регламент рассмотрения заявления о включении дополнительных мест в схему НТО.

Смущает предпринимателей и будущее павильона, который надо будет изготовить по новым требованиям, заплатить деньги — минимум 600 – 700 тыс. рублей, по факту под миллион рублей. А период размещения НТО — 60 месяцев с даты заключения договора. Если не выиграешь следующий аукцион, киоск забирать, увозить, куда?

Благоустройства не будет

Как в Москве не получилось. Слишком отличается уровень жизни и доходов. После демонтажа киосков в Перми остались кучи кирпичей и мусора, сколотая тротуарная плитка, стекло, железо. Никто это не убирает. Никакого благоустройства, никакой красоты, только разгул стихии в виде торговых развалов на ящиках и газетках. Появляются торговые палатки под клеенчатыми балдахинами. Деревянные ящики заменяют продавцам стулья. Несанкционированная уличная торговля переживает ренессанс.

Нормативные требования к внешнему облику НТО утверждены только в отношении киосков и павильонов. По типовым проектам размещено 43 объекта - из 583 официально существующих на муниципальных землях и в два раза большего количества нелегальных точек. По даным пресс-службы администрации Перми, муниципалитет не принуждает предпринимателей устанавливать киоски и павильоны по утвержденным требованиям к архитектурному виду. По мере окончания действия договоров, проведения торгов, в городе будут появляться объекты, соответствующие типовым решениям.

Здесь пора резюмировать: на сегодняшний день от действий краевых и городских властей пострадали покупатели, альтернативы жителям в большинстве случаев не дали, даже прессу купить негде; пострадали предприниматели и их работники; пострадал облик города; пострадали ТСЖ, им пришлось урезать планы ремонтных и благоустроительных работ. Выросла протестная активность: на последние митинги-пикеты вышли предприниматели, раньше такого не было. Кто выиграл?

Кто выиграет. Мифы и реальность

Крупные торговые сети отрицают, что обогатятся после того, как с киосками в городе будет покончено. Оборот НТО слишком мал по сравнению с оборотами сетевиков. Сети не рассматривают НТО в качестве конкурентов. Как прокомментировали Properm.ru в сети «Семья»: «Нам как сети нет никакой выгоды от ликвидации НТО. У нас свой покупатель, у НТО — свой. «Семья» ежегодно уплачивает более 600 млн рублей налогов и неналоговых платежей в различные фонды».

Пока никаких очевидных интересантов у борьбы с НТО нет. Ориентация на Москву (там получилось — и у нас, может быть, получится), подготовка к трехсотлетию Перми, - основные причины. Кто еще может выиграть? Могут появиться фирмы-посредники, которые будут работать по краю — «помогать» местным предпринимателям с подготовкой документации для участия в аукционах, отслеживать эти аукционы, а может, и принимать участие в интересах будущих предпринимателей.

На основании рекомендаций министерства промышленности и торговли Пермского края муниципалитеты разработали схемы размещения НТО (порядка 200–300 тыс. рублей за схему). Схемы размещены на сайте минпромторга края и на официальных сайтах местных администраций.

Чтобы разобраться предпринимателям в схемах, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес» проводят вебинары, семинары и консультации по новым правилам размещения НТО. Корпорация поддержки малого и среднего предпринимательства Пермского края учреждена агентством по управлению имущества Пермского края, акционерными обществами с краевым участием, председателем правления корпорации является Илья Неустроев.

Корпорация развития малого и среднего предпринимательства Пермского края, данные kartoteka.ru

Журналист Properm.ru пообщался с одним из спикеров, Ларисой Овсянниковой. Она эксперт по корпоративным, правовым и земельным вопросам, директор консалтинговой компании, юрист. Уже провела вебинар для предпринимателей и семинар в Пермском районе. На очереди — Сива, администрация поселения просит разъяснить ситуацию, провести ликбез для местных предпринимателей. В результате в Сиве состоится бесплатный семинар по новым правилам размещения НТО. Следующий район — Октябрьский. На семинарах, по словам Ларисы Овсянниковой, аншлаг. Для многих предпринимателей торговля в НТО — единственный источник дохода.

Лариса Овсянникова:— Вопросы очень разные. Есть опросы о правомерности включения НТО в схемы, есть вопросы о причинах не включения НТО в схемы. Задают вопросы: в какую сумму обойдется подготовка к участию и непосредственно участие в аукционе (ЭЦП, крипто-про, настройки браузера, задаток на участие и другие расходы). Предпринимателей пугает само участие в процедуре (многие даже не умеют пользоваться компьютером). При проведении аукционов на размещение НТО стоимость существенно возрастает. Пример из муниципалитета: ИП торгует непродовольственными товарами в деревне численностью 500 жителей. Предыдущие 10 лет владела участком на праве аренды, платила за аренду 1,2 тыс. рублей в год. Участок включили в схему, выставили на аукцион, стоимость рассчитали по методике, получилось 3 тыс. рублей в месяц. Участвовать в аукционе предприниматель не стала, экономически не выгодно, продает киоск.

Центр «Мой бизнес», конечно, оказывает не только бесплатную помощь, но и платную: проводит семинары, вебинары, личные встречи и консультации, готовит пакет документов, помогает с подачей заявок. Учитывая сложность процедуры участия в торгах, оформления документов, услуги центра будут востребованы. И пока это единственные потенциально выигравшие в сложившейся ситуации.

Фотографии: Татьяна Зырянова, Виктор Михалев, Максим Кимерлинг

"