Posted 11 января 2020,, 03:00

Published 11 января 2020,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 14:09

Updated 2 марта 2023,, 14:09

Честный фильм Клинта Иствуда о недоверии государству и СМИ. Рецензия на «Дело Ричарда Джуэлла»

11 января 2020, 03:00
Спойлеры: нет | Рейтинг: смотреть | 18+ В прокат выходит новый фильм Клинта Иствуда о том, как неказистый, но ответственный охранник Олимпийского парка Ричард Джуэлл, предотвратив взрыв, сначала стал национальным героем, а потом главным подозреваемым из-за ФБР и СМИ. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что «Дело Ричарда Джуэлла» найдёт широкий отклик у российского зрителя. Также он объясняет, как Клинт Иствуд в очередной раз становится совестью нации.

1996 год. Олимпийские игры в Атланте, США. Молодой, неуверенный в себе, но очень ответственный охранник Ричард Джуэлл во время концерта обнаруживает бомбу в рюкзаке. Однако он не растерялся и вывел из зоны поражения взрыва почти всех зрителей. На следующий день охранник просыпается героем, а уже через несколько дней ФБР и местные СМИ то ли из-за лени, то ли из-за собственной глупости, обвиняют Ричарда в том, что это он заложил взрывчатку. Обвинения разрушают жизнь Ричарда. Это реальная история.

Клинт Иствуд уже давно и прочно отгородился от всего Голливуда. В свои 89 лет он исправно выпускает фильмы, бьющие прямо по тем проблемам, о которых другие обычно не снимают. Основой его последних фильмов становятся не ситуации или события, а реальные люди. Судите сами: история капитана Чесли "Салли" Салленбергера из «Чуда на Гудзоне», посадившего самолёт на воду, когда в один из двигателей попала стая птиц. В фильме он сталкивается с моральной дилеммой о правильности выбора. Или, например, престарелый продавец наркотиков Лео Шепард из «Наркокурьера», всю жизнь считавший, что у него ещё есть время. В итоге он столкнулся с тем, что его время уже давно и бесцельно потрачено.

Каждый из его персонажей основан на глубокой личной истории разных людей, попавших в непростую ситуацию по той или иной причине. При этом их проблемы не глобальны и проявляются через надрыв, но при этом они понятны любому зрителю и обезоруживающе честны.

Кто-то вменяет Иствуду слишком прямой режиссёрский стиль, кто-то слишком очевидные сюжетные ходы и отсутствие сильной драмы. И они будут правы, но ведь нет смысла накручивать историю или добавлять аллюзии, если сама жизнь диктует правила. Также и в «Деле». Феноменальная находка режиссёра - актёр Пол Уолтер Хаузер исполняет роль парня, который постоянно терпит насмешки, но мечтает стать настоящим и честным полицейским.

Именно он по своей наивной вере оказывается главным козлом отпущения для ленивых агентов ФБР, когда возникает необходимость искать подрывника. Иначе как объяснить, что даже при отсутствии каких-либо прямых улик и отчётливого понимания, как Джуэлл мог позвонить в 911 с угрозой и почти моментально материализоваться на концерте, агенты продолжают вытаскивать всё его грязное бельё на поверхность.

Недаром Иствуд словами юриста, защищающего Джуэлла, говорит, что против того выступили «две величайшие силы США: государство и СМИ». Ничего не напоминает? Конечно, в России СМИ вряд ли на такое способны, но государство периодически проводит показательные уголовные дела. Например, можно вспомнить «московское дело». И в этом смысле «Дело Ричарда Джуэлла» будет особенно актуально в России, где в отличие от США у невиновного практически нет шансов доказать свою правоту, если за дело взялся кто-то сверху.

К сожалению, стоит признать, что этот фильм пройдёт мимо зрителя из-за неудачной даты выхода и конкуренции с местным российским прокатом. Но если отойти от привычного выбора комедий на период рабочих будней после Нового года, то новая картина Иствуда заставит вас не раз вжаться в кресло и задаться вопросом: «Неужели и у них там так же?».

Многолетний опыт режиссёра позволяет ему воссоздать локальную драму вокруг Ричарда Джуэлла на территории всего нескольких помещений: его квартиры, офиса ФБР, бара и редакции газеты, пронырливые журналисты которой без должной проверки фактов выпустили статью о причастности охранника ко взрывам. Оператор Ив Беланже («Острые предметы», «Разрушение») максимально подробно воссоздаёт процессы наглого вторжения властей в жизнь (Джон Хэмм прекрасен в роли агента ФБР), акцентируя внимание зрителя на том, до чего может довести слепая вера в государство. Словами адвоката Уотсона Брайанта (Сэм Рокуэлл) режиссёр фиксирует одну из главных мыслей фильма. Она заключается в том, что государству совершенно наплевать на законопослушных граждан и оно, в случае необходимости, может запросто влезть в их жизнь и уничтожить её. Одна из лучших сцен фильма, когда мама главного героя, Бобби Джуэлл (феноменальная Кэти Бейтс за неё получила номинацию на Золотой Глобус) не выдерживает давления на неё и сына.

В начале история Ричарда Джуэлла может не впечатлить, но благодаря авторской бескомпромиссности Клинта Иствуда она становится манифестом или даже инструкцией по тому, как вести себя, когда государство и СМИ не выполняют возложенные на них функции. И здесь у режиссёра все козыри, ведь какие могут быть доказательства лучше, чем реальная история. Жаль, что в России пока такие фильмы невозможны.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"