Posted 29 марта 2023,, 06:22

Published 29 марта 2023,, 06:22

Modified 25 августа 2023,, 06:31

Updated 25 августа 2023,, 06:31

Немосковская история «Москвича»

Немосковская история «Москвича»

29 марта 2023, 06:22
Алексей Круппа
Фото: Кирилл Козлов / properm.ru
В последние месяцы одно из главных событий в российском автопроме — это возрождение легендарной марки «Москвич». Одна из главных претензий «диванных критиков» к новому автомобилю — это его происхождение. Фраза «они просто переклеили шильдик» порядком набила оскомину.

Дело в том, что на протяжении века истории «Москвича» залогом самых успешных решений в модельном ряду становились удачные заимствования. Именно они со временем обретали классические черты, и, по праву, становились частью автомобильной легенды.

Предыстория «Москвича»

Через 6 лет российский автопром может честно праздновать столетие проекта «Москвич» (в широком смысле, проекта советского малолитражного доступного автомобиля). История началась в 1927 году. Тогда, в мае, молодая советская страна, принципиально решившая двигаться по пути индустриализации подписала соглашение с американской компанией Ford. Главной задачей соглашения стало совместное строительство завода по сборке автомобилей.

В этом событии есть принципиальный момент. Дело в том, что к началу новой эпохи в российской истории, промышленность империи могла похвастать минимум десятком относительно успешных собственных автомобильных проектов. При этом, прагматично смотрящие на мир большевики, решили, что продолжение истории условного «руссо-балта» намного более затратно и менее перспективно, нежели дружба с американским автопромом.

На протяжении четырёх лет (с 1930 по 1934) предприятие с масштабным названием «Государственный завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи» производило автомобили Ford. В 1933 году на модель Ford A впервые прилепили отечественный шильдик и в СССР стали производить лицензионную копию американца (в Нижнем Новгороде), «ГАЗ-А». В 1933 московский завод присоединился к выпуску этой модели.

В 1939 году московский завод, переименованный в «Московский автомобильный завод имени КИМ» приступил к разработке собственного малолитражного автомобиля. Искать корни этого проекта необходимо в той же марке Ford. В основу легла модель Ford Prefect. Но, если ранее речь шла фактически только о шильдике, то теперь американскими были чертежи, первые штампы, а вот само производство сосредоточилось в Советском Союзе. На ЗИСе готовили рессоры и рамы, на ГАЗе делали кузова, в целом в проект были вовлечены около сорока советских предприятий.

Давайте зафиксируем цифру — семь лет понадобилось отечественному автопрому для того, чтобы перейти к относительно собственному производству.

На выходе получился автомобиль «КИМ 10-50». Две двери, тент, брезентовые боковины, окна из целлулоида, в общем, эксплуатировать этот автомобиль можно было лишь в относительно тёплых условиях, поэтому и предназначался он сразу для южных регионов страны.

История «Москвича»

Если ранее, речь шла хоть и о прямых, но, всё-таки, далёких предках легендарного автомобиля, то теперь необходимо упомянуть предка непосредственно близкого. Итак, весной 1945 года на уже упомянутом московском заводе (теперь он называется «Московский завод малолитражных автомобилей») в полную силу разворачивается производство именно «Москвича». Производство движется рекордными темпами и в декабре 1946 года модели «Москвич 400 — 420 А» идут в народ.

Во-первых, существенную роль играет немецкая линия «Russelhime» (трофейная, конечно же). Во-вторых, непосредственным донором выступает «Opel Kadett» (с одной стороны — немец, с другой — американец, марка принадлежала «General Motors»). Отметим, что споры относительно документации на машину ведутся до сих пор. Часть историков автомобилестроения полагает, что «Opel Kadett» воспроизвели по забранным в качестве трофея документам и чертежам, другая часть историков настаивает на версии, что машину просто воссоздали на основании разобранных образцов. Как бы то ни было, давайте зафиксируем факт — в очередной раз наша народная малолитражка — это аналог другого популярного автомобиля.

Кстати, первый «Москвич» имеет длительную и широкую конвейерную историю. Тут есть и версия для инвалидов с ручным управлением, и кабриолет, и автомобиль для медицинских нужд, и почтовый фургон, и ряд проектов, не пошедших в серию.

Далее важной вехой на пути «Москвича» становится число 401. Под этим индексом автомобиль выпускался с 1954 года и представлял собой всё тот же Opel Kadett, но уже в версии K38. Довольно быстро индекс заменили на 402. Он был насыщеннее укомплектован и более комфортен.

Перечислять последовательно остальные модели здесь не будем, отметим, лишь, что, чем дальше, тем больше «Москвич» имеет право называться отечественной разработкой. Более того, в некоторых итерациях, например, «Москвич 407» автомобиль пользовался немалым успехом в Европе. Автомобиль более чем в половине случаев шёл на экспорт и приобретали его не только в Болгарии или Венгрии, но и во вполне капиталистических Норвегии, Финляндии и Франции.

Пик «Москвича»

На вкус автора материала, верхом советской истории «Москвича» стала модель с индексом 412. И вновь, прорыв был обеспечен за счёт прямого заимствования. На этот раз, основой прорыва стал мотор. Двигатель BMW M10 обладал верхним расположением клапанов, быстросменным воздушным фильтром, двухконтурными тормозами с вакуумным усилением, алюминиевыми блоком, крышкой цилиндров, картером. В «Москвиче 412» этот двигатель был практически полностью воспроизведён и составил славу советского автопрома на десятилетия.

Собственно, оставшаяся часть советской истории «Москвича» — это набор не самых удачных с точки зрения автопрома экспериментов. Малолитражки, универсалы, фургоны, полноприводные автомобили, машины для спорта. В качестве доноров в разное время выступали Fiat, Renault, Opel. Технические решения заимствовались отовсюду. Востребованность проекта «доступной малолитражки» была неизменно высокой, а вот инженерного прорыва не наблюдалось долгое время. Не помогла даже смена названия завода на АЗЛК (автомобильный завод ленинского комсомола).

Новое время «Москвича»

Перечислять набор неудачных экспериментов — это, как минимум, обеспечить читателя материалом ещё на пару аналогичного объёма статей. Здесь же достаточно зафиксировать тот факт, что конкуренции с мировым отечественный автопром в 90-х не выдержал. Вряд ли кто-то двадцать лет назад предполагал, что слово «Москвич» снова зазвучит применительно к автомобилям. Но, когда авторы идеи возрождения марки решили снова войти в эту воду, они вполне разумно воспользовались опытом предшественников.

Итак, главное с чего начался новый «Москвич» — это форм фактор. За основу взяли кроссовер класса B+ (Renault Duster, Hyundai Creta, и так далее). Второе, что восоздатели бренда решили учесть — это практика, предполагающая производство уже готового автомобиля. На смену Ford A и Opel Kadett пришёл JAC JS4 (КНР). Оставив в стороне геополитические причины такого выбора, отметим, что к собственной платформе «Москвич» обещают привести уже через три-четыре года (столько же времени ушло на то, чтобы просто переклеить шильдик на первых московских фордах).

Третье — это укомплектованность машины. Перед потребителем предстаёт автомобиль с турбомотором в 150 лошадиных сил, 210 Нм крутящего момента, механической КПП, либо вариатором.

Люк, подлокотник, светодиодные ходовые огни, usb разъёмы, подушки безопасности — это всё предлагается уже практически на старте продажи. «Москвич» не стремится к тому, чтобы стать современным автомобилем. Это и есть современный автомобиль. Догонять никого не нужно.

Четвёртое — «Москвич» уже обладает потенциалом для развития. Достаточно отметить, что каждый пятый выпускаемый автомобиль — электрический. До момента, когда Москва снова заявит о себе, как центр самых прорывных сервисных технологий осталось немного (очевидно, что именно столица начнёт первой закрывать потребности автопарка «Москвичами»)

Благодарим за помощь в создании проекта компанию VERRA и «Ретро гараж». Опробовать новое поколение «Москвича» можно по ссылке.

Реклама. ООО «ТЕРРА АВТО» erid: LjN8KWAa6

"