Posted 26 марта 2020,, 06:00

Published 26 марта 2020,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 16:14

Updated 2 марта 2023,, 16:14

Не идет. Прикамье в лидерах по «смертности» бизнеса

26 марта 2020, 06:00
Прикамье попало в топ-10 регионов страны, где самые высокие показатели «смертности» бизнеса в 2019 году. Анализируя ситуацию в бизнес-сфере региона, эксперты кроме общеэкономических факторов, в качестве причин выделяют и недостаточно «дружелюбную» политику властей. Кроме того, есть и позитивные тренды.

Есть в Перми такие заколдованные места, или, вернее сказать, торговые площадки или несчастливые адреса, в общем можно называть их как угодно. Роднит их одно, что здесь не открывается, то вскоре закрывается. Появится аптека — скоро ее сменяет магазин сладостей, затем парикмахерская, затем продуктовый или мясной. Каждый, наверное, замечал такое экономическое недоразумение неподалеку от собственного дома. И в последнее время таких мест в Перми все больше и больше.

Может и не случайно Пермский край попал в топ-10 регионов страны, где самые высокие показатели «смертности» бизнеса относительно общего числа активных предприятий. То есть где наихудшая разница между ликвидированными и открытыми компаниями. Согласно данным международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza в Прикамье закрылось каждое пятое предприятие. Всего отрицательный баланс составил 6 878 бизнес организаций.

Эти же данные подтверждает годовой отчет пермского бизнес-омбудсмена Анатолия Маховикова. Из графика наглядно видно, как сокращается численность объектов предпринимательской деятельности

Не только малый, но и слабый.

В чем причина столь незавидной статистики? Одна из причин — общая экономическая обстановка в стране. В условиях кризиса и снижения потребительского спроса малые и средние фирмы разоряются и закрываются. Чем выше неопределенность в экономике и выше риски, тем короче горизонт планирования.

Декан факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ-Пермь Дмитрий Гергерт так же считает, что страдают в первую очередь малые предприятия. Они наиболее уязвимы, так как у них мало активов, необученный персонал (если вообще есть), и они первыми попадают под удар, когда экономика перестает расти или переживает кризис. По словам специалиста, особенно это заметно по маленьким магазинам возле дома. Они не выдерживают конкуренцию с большими сетями и либо перепрофилируются, либо становятся узкоспециализированными. Это помогает им хоть как-то выживать. Так же в тяжелых условиях обычно средние и мелкие предприятия пытаются снизить налоговые издержки, переводя сотрудников на «серые зарплаты», дробятся, перерегистрируются в самозанятых. Как худший результат –закрытие бизнеса.

В целом, по мнению Дмитрия Гергерта, для поддержки МиСП в Прикамье делается немало. Разработана система кредитов, проводиться целенаправленная политика по оказанию консультативной и иной помощи, проходят различные мероприятия направленные на появление новых игроков на этом рынке, например, «Perm startup day».

Отметим, что помимо помощи есть и оборотная сторона медали. Малый и средний бизнес испытывает и давление со стороны властей. Нашумевшая история с НТО, которым трудно найти себе место, поскольку в новой схеме их не хватает или вынужденный съезд с места уже «прикормленного», или же история с пассажирскими перевозками, когда муниципальный парк отобрал часть рынка у малых фирм. А, например, проверка прокуратуры, которая проведена была после трагедии с мини-отелем «Карамель» привела к закрытию 18 мини-отелей. Это 18 объектов малого бизнеса, которые прекратили функционировать в прошлом месяце. Безусловно, если есть нарушения, такие предприятия нужно закрывать, но в ухудшение статистики это свой вклад вносит. Не столь благоприятна и история и с налоговым региональным законодательством. Пример тому соседняя Удмуртия. Здесь с января 2020 и до конца 2022 года снижены ставки по УСН для предпринимателей из других регионов, которые перерегистрируются в Удмуртии. Налоговые ставки для этой категории плательщиков теперь составляют от 1 до 5%. Своим предпринимателям, кстати, руководители республики таких льгот не предоставили. В Прикамье таких преференций нет. Отмена доплаты ЕНВД вряд ли помогла предпринимателям.

Эксперты убеждены — главная причина в неопределенности, в которой он вынужден существовать. Меняются правила игры, возникают кризисы, которые невозможно учесть, сегодня это пандемия коронавируса, цены на нефть. При этом, рисковать приходиться собственными средствами, которых у предпринимателей средней руки, немного.

Эту проблему видят и в Минэкономразвития РФ. Чиновники считают, что на сокращение числа предприятий повлияло, в частности, повышение НДС, отмена пониженных тарифов страховых взносов для компаний и внедрение контрольно-кассовой техники. Больше всего банкротств зафиксировали в Москве и области, Петербурге, Татарстане, Краснодарском крае.

Крупные потери

Между тем, не только малые предприятия закрываются. Есть потери и в рядах крупных игроков. В Перми за последний год сократилось количество супермаркетов сети «СемьЯ». По данным издания «Вusiness-class» речь идет о десятке точек. С конца прошлого года сеть закрыла магазины по адресам Нефтяников, 37а; ул. Вагонной, 27; ул. Крупской, 55, на ул Сибирская, 50. Как пояснили в компании закрытые магазины демонстрировали недостаточную экономическую эффективность. Сеть планирует открыть больше магазинов, чем закрыла, но уже в экономически выгодных местах.

Но в этом случае планируется возобновление деятельности, а есть еще и невосполнимые утраты. Закрыт пермский мясокомбинат. Продукцию под пермским брендом теперь будут выпускать на пермской птицефабрике, в Омске и Уфе. Своё решение руководство компании-владельца объяснило тем, что перенос оборудования на другие площадки группы позволит снизить себестоимость продукции, а модернизация предприятия была невыгодна. Остается под вопросом судьба некогда крупнейшего предприятия города Завода имени Дзержинского. Закрыт Кунгурский машиностроительный завод. Одна из причин такого бедствия — отсутствие прямых инвестиций. Обычно инвесторы не слишком церемонятся, если речь не идет об их родных регионах, и, выступают с позиций «ничего личного, просто бизнес».

«В Пермском крае принято делать ставку на инвесторов из других регионов. Это приводит к тому, что центр принятия решений всё чаще оказывается за пределами нашего региона. А если нет привязки к Пермскому краю, то решение о сохранении или развитии производств принимается исходя из представлений компании», — заявила в одном из интервью вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова.

А вот есть и обратный пример. Так же красноречиво подтверждающий данные слова. В Перми готовы построить новый завод. Здесь планируют наладить производство гибких и установочных кабелей, а также другой кабельное-проводниковой продукции. Запустить производство было намечено к концу первого квартала 2020 года. Инвесторы и владельцы — пермяки.

Новое руководство региона, судя по заявлениям, готово «повернуться лицом» к промышленности. Врио губернатора Пермского края Дмитрий Махонин отмечал, что будет добиваться, чтобы в регионе больше на закрылся ни один завод: «Мы годами занимались культурой вместо того, чтобы заниматься промышленностью. …Мой план — стараться по максимуму сохранить заводы».

Счастье было недолгим…

Если взглянуть на проблему шире, то в целом бизнес в Пермском крае не однороден. На фоне закрывающихся предприятий есть и позитивные тренды в бизнес-среде. Данные Пермьстата за период за январь-ноябрь 2019 года демонстрируют, что организации региона в 70,7% случаев завершили отчетный период с прибылью. Суммарно региональный бизнес заработал 309,1 млрд рублей, что на 47,6% превосходит аналогичный период 2018 года.

В то же время, сократились убытки нерентабельных компаний за тот же период. Они составили 11,4 млрд рублей, что меньше показателей 2018 года на 44,3%. Можно сделать вывод произошло это и из-за чистки предприятий, закрытия нерентабельных точек.

Увы, но все эти финансовые достижения остались в прошлом году. Кризис, постепенно начашийся в январе усилился коронавирусным цунами и нефтяными войнами. Сейчас перспективы бизнеса в Прикамье, особенно малого, выглядят явно пессимистично. Министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что многие сектора российской экономики сжимаются из-за падения цен на нефть

Директор Центра исследований постиндустриального общества утверждает, что без стратегии поддержки потребления и малого бизнеса будут серьезные проблемы: «Нужно поддерживать частных лиц и небольшие компании, что отчасти сложно технически, а отчасти (как в случае с Россией) противоречит бюджетной политике, ориентированной на повышение собираемости налогов именно с физических лиц и малого бизнеса. Без пересмотра такой политики эффективная борьба с кризисом будет невозможна — пока российские чиновники не предлагают стратегию поддержки потребителей».

Сколько фирм и компаний закроется в Прикамье в этом году не известно. Уже сейчас можно предположить, что кризис очень сильно ударил по туристической индустрии и индустрии развлечений. На очереди сфера услуг.

Андрей Вылежнев для Properm.ru
"