Posted 4 марта 2016,, 05:00

Published 4 марта 2016,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 16:16

Updated 2 марта 2023,, 16:16

Профессия: геймификатор. «Это искусство на грани аналитической работы и чистого креатива»

4 марта 2016, 05:00
Портал Properm.ru продолжает серию публикаций о редких профессиях пермяков. Героиней нового материала стала Катя Мокина, для которой жизнь действительно игра.

Катя родилась и выросла в Перми, и, в один момент, кардинально сменила сферу своей деятельности. Успешно реализовав несколько проектов, она уехала набираться опыта в Санкт-Петербург. О том, почему в нашей жизни важна игра и где учат внедрять ее в разные сферы нашей жизни — в нашем интервью.

***

— Катя, чтобы разобраться в твоей специальности, расскажи, что такое геймификация?

— Геймификация — это применение подходов, характерных для игр, в неигровых процессах. Целью является привлечение людей, повышение их вовлечённости в решение прикладных задач, использовании каких-то продуктов и услуг.

— А если простыми словами?

— Это не игра в чистом виде, это игровые моменты в образовательных и бизнес-процессах, управлении персоналом и так далее. Например, «Lingualeo» — это образовательная платформа по изучению английского с элементами игры. Там есть персонаж Львенок, атмосфера, напоминающая джунгли, виртуальная валюта — фрикадельки, квесты-задания и много чего еще. Но это все равно не игра.

— Зачем, на твой взгляд, нужны эти элементы игры в повседневной жизни?

— Элементы игры мы добавляем для того, чтобы мотивировать людей к обучению, чтобы им не было скучно, чтобы в процессе обучения они вовлекались, были более мотивированы.

— Когда ты говоришь «я геймификатор», часто ли люди, недоумевая, спрашивают, что это такое?

— Почти всегда!

— С чего началась твоя карьера геймификатора?

— Началось все с «Дозора» (ночная игра на автомобилях по принципу «12 записок», — Properm.ru). Мне было очень интересно играть и я понимала, что мне не лень бодрствовать по две ночи подряд до восьми утра, этот процесс меня захватывал и мотивировал. Я решила разобраться, каким образом это происходит с людьми, и почему игры имеют такую мощную силу, которая создает огромные потоки энергии. Почему люди, сознательно создавая себе сложности, получают от этого огромное удовольствие?

— Насколько сейчас востребована эта профессия? Она новая или постоянно существующая, просто не на слуху?

— Это новая профессия для России. В развитых странах это давно уже тренд, и количество крупных зарубежных компаний, применяющих геймификацию в своих рекламных акциях, растет в геометрической прогрессии. В России это диковинка, большинство даже о таком слове не слышали.

— Что ты сделала для того, чтобы стать геймификатором?

— Пришлось приобрести опыт. Сначала опыт создания игр как таковых: отслеживать поведение людей, какие у них возникают эмоции, что их мотивирует. А потом опыт создания игр, которые призваны решить бизнес-задачи.

— Учат ли где-то на геймификаторов?

— Пока есть единственный в мире курс по геймификации — Пенсильванского университета, профессора Кевина Вербаха. Я его прошла и получила сертификат. Также проходила русскоязычный курс по геймификации в управлении персоналом, читала статьи и книги по теме.

— Чему учит будущих геймификаторов Кевин Вербах?

— Его курс о том, что такое игра, из чего состоит, а также о том, как и зачем применять игровые элементы в других сферах, неигровых, и какой эффект это дает.

— Какие проекты у тебя были в Перми?

— В Перми начинала. Во время фестиваля «Белые ночи» организовывала игру в альтернативной реальности. Она длилась почти 20 дней, в ней участвовали реальные номера телефонов, продавцы и аниматоры на территории фестиваля, настоящие мифические пермские места. Это такой тип игр, где сложно определить: игра или реальность, или где грань между ними.

Еще был «Камва-квест». Задания были в виде комиксов, было много актеров и беготни. Мы собрали более 150 игроков, 32 команды. Во время игры были рекламные уровни — это точки спонсоров фестиваля, зашифрованные в заданиях. Таким образом, например, кафе «Злаки» за несколько дней посещало как минимум 100–120 новых человек, где они выполняли задания в стиле этого кафе. В 2015 году организовала «Камва-монополию», проект реализовывали совместно с Пермской торгово-промышленной палатой. В игре участвовали 30 представителей крупных компаний Перми. На фестивале они устраивали аукционы и «биржи идей». Основаная задача команд была приумножить стартовый капитал специальных камва-денег, а задача организаторов — показать возможности фестиваля как площадки для спонсорства и удачного продвижения товаров.

— Сейчас ты работаешь в Санкт-Петербурге. Почему?

— Я переехала просто потому, что Питер мне нравится намного больше, чем Москва. И эстетически, и по темпу жизни, и по вкусу. Конечно, здесь больше возможностей для развития, чем, скажем, в Перми. Но и в Перми у меня будут проекты.

— Ты работаешь одна или у тебя есть команда?

— Обычно идеи я придумываю сама, а воплощаю их уже в команде. Часто мне нужны дизайнеры, аниматоры, администраторы и другие специалисты в зависимости от сложности проекта.

— Какие плюсы ты видишь в своей работе?

— Главный плюс для меня — это то, что я люблю делать, это искусство на грани огромной аналитической работы и чистого креатива.

— У тебя есть рабочее место или эта работа на дому?

— Я работаю дома. Да, это сверх-сложно и требует хорошей самоорганизации. Чаще всего я предпочитаю перенести свой рабочий процесс в какое-нибудь тихое кафе. Почему-то именно в такой обстановке я могу достигать максимальной сосредоточенности и эффективности.

— Откуда ты черпаешь вдохновение?

— Вдохновение приходит при глубоком погружении в задачу. Я не знаю, как это работает у других. Я просто складываю в мозг максимальное количество информации о задаче, продукте, читаю миллион всевозможных статей, изучаю посетителей, клиентов, особенности, и в какой-то определенный момент идея или несколько идей приходят в мою голову сами по себе.

— В каких сферах, как тебе кажется, нужнее всего внедрять игру?

— Самое перспективное внедрять игры в онлайн-сервисах, на сайтах и в онлайн-приложениях.

— В каких однозначно не стоит?

— Не стоит применять геймификацию в сферах, где есть место страданию: хосписы, религия, здравоохранение, социальная поддержка.

— Какое будущее у геймификации в России и в Перми?

— В России точно будет жить и процветать, а вот в Перми — не знаю.

— Какие проекты, о которых ты слышала, тебе больше всего понравились?

— Мне нравится сайт «Lingualeo», приложение для бегунов у «Nike», акции «Adidas» и «Coca-Cola».

"