Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Эволюция Перми. Что объединяет скотобойню, пароходы и первый на Урале университет?

21 ноября 2017, 08:35
эволюция перми

Эволюция Перми. Что объединяет скотобойню, пароходы и первый на Урале университет?
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru, Государственный архив Пермского края
Позади два исторических центра Перми и история превращения лесной чащи вокруг охотничьей усадьбы в студгородок ПНИПУ. Сегодня рассказываем, как деревня Заимка из промышленной окраины трансформировалась в очень значимый для города район.

Словарь Ушакова дает следующее определение слова «заимка» — «расчищенный под пашню участок земли, расположенный вдали, отдельно от других земель деревни». По другой, более простой версии, заимка — это занятый кем-либо бесхозный земельный участок. Как бы то ни было, в конце 19 — начале 20 века деревня с таким названием составляла северо-западную окраину Перми. Сегодня Заимка — это нежилая часть Дзержинского района, которая ассоциируется с университетом и вокзалом Пермь-II.

План Перми 1908 года. Деревня Заимка обозначена цифрой 1. Параллельно Каме проходят улицы Набережная, Салотопенная (Лесозаводская) и Кожевенная (Дзержинского), а в северо-восточной части деревни расположен механический завод Любимова и пристань братьев Каменских.

Современные границы микрорайона «Заимка». Скриншот «ЯндексКарт».

Появление первых строений на Заимке, составлявшей в конце 19 — начала 20 века северо-западную окраину Перми, связано с указом императора Александра I об открытии городской скотобойни в устье реки Данилиха. Здание бойни простояло на улице Кожевенной (Дзержинского) с 1823 по 1954 год, когда на преемнике этого предприятия — «Пермском мясокомбинате» — началась реконструкция.

Строительство мясокомбината на ул. Дзержинского на месте бывшей скотобойни. Пермь, 1967 год.

Территория вдоль Камы активно осваивалась на Заимке во второй половине 19 века. В этот период здесь появляются механический и литейный завод Петра Тета, позже выкупленный и реконструированный известным пароходчиком Иваном Любимовым. Здесь же в 1869 году судовладельцы братья Федор и Григорий Каменские открыли судомеханический завод, на котором ремонтировались пароходы.

Александр Глушков для Properm.ru