Posted 7 ноября 2019,, 06:01

Published 7 ноября 2019,, 06:01

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Октябрьская революция 1917 года в Перми. Двоевластие, пьяные погромы и дружины самозащиты

7 ноября 2019, 06:01
К моменту, когда в Петрограде, «легендарный выстрел «Авроры» подал сигнал всему миру о наступлении новой эры», Пермь все-таки оставалась провинциальным, а значит по тем временам достаточно стабильным городом. «Двигателем» большевизма в губернии был уездный город Екатеринбург, а столица губернии оставалась все-таки оплотом более сдержанного отношения к переменам. Но и Пермь, в конечном итоге прошла через период анархии. Правда, этот отрезок был коротким и по меркам страны почти бескровным.

Сам большевистский переворот в Петрограде 25 октября 1917 года не был принят обывателями Пермской губернии на «Ура!» Последующие результаты выборов в Учредительное собрание наглядно продемонстрировали расстановку политических сил в регионе. Всего, для участия в работе органа, который должен был определить будущее политическое устройство России, жители губернии избрали 17 депутатов. Большинство мест получили эсеры. У них было девять мандатов. Большевики сумели провести в Учредительное собрание лишь четырех человек.

Попытка Советов узурпировать власть в регионе встретила сопротивление, как со стороны Пермской городской думы, так и земских органов. Не в восторге от событий в северной столице были и общественные организации, например Совет съездов горнопромышленников Урала 28 октября 1917 года впрямую призывает своих членов противиться новой власти: «Что касается общего вопроса о линии поведения, ввиду происшедшего насильственного захвата правительственной власти партией большевиков, то Совет постановил: не входить ни в какие сношения с комиссарами и всякими иными органами новой власти».

В том же тоне выдержана и резолюция Первого чрезвычайного Кунгурского уездного земского собрания 20 ноября 1917 года: «Захват власти большевиками во главе с Лениным и Троцким считать преступной авантюрой и преступлением перед Родиной и революцией, находящейся на краю гибели, и перед всей демократией, так как единственным органом, правомочным разрешить вопрос о власти является Учредительное собрание…»

Самую большую поддержку большевики получают среди солдат Пермского гарнизона, а так же у прибывших с фронта дезертиров. Естественно опорой большевиков были заводы. Анархия начинает усиливаться.

Вначале в Кунгуре (30–31 октября), а затем и Перми (4–6 ноября) начинаются погромы. Более всего его участников интересует содержание винных лавок и складов. В Перми более всего пострадал пивной завод Ижевского товарищества. А так же бакалейные магазины на Красноуфимской (ныне улица Куйбышева) и на Торговой (сейчас улица Советская). Алкоголь, чтобы остановить повальное пьянство выливали в канализацию. Но это погромщиков не останавливало. Они разбирали трубы, и пили прямо из них. К солдатам в процессе погрома присоединились и горожане. Самое интересное, что среди них в большом количестве присутствовали женщины.

Остановить пьяную толпу сумели лишь совместными усилиями городской думы и Советов. В дальнейшем 14 декабря 1917 года Совет комиссаров Казанского военного округа переведёт все винные заведения на осадное положение. Всякие попытки проникновения на них предлагается «подавлять силой оружия без предупреждения».

Обыватели предпринимают попытки объединения с целью совместными усилиями защитить своё имущество и дома от разграбления. Повсеместно проходят собрания домовладельцев и квартиронанимателей. Одно из таких собраний проходит 26 ноября 1917 года и на 53 участке города Перми (он находился на улице Пермская). Собравшиеся принимают решение закупить тёплую одежду для караульных, требуют огнестрельное оружие от городской управы для организации самообороны.

Только в январе нового 1918 года большевики решаются предпринять усилия для полной узурпации власти в губернии. Для начала прекращают выпуск «Пермского губернского вестника». А затем, опираясь на вооружённые отряды Красной гвардии, занимают здания городской управы и милиции. При этом ряд уездных центров, таких как Соликамск, Чердынь, Оса, Оханск новую власть так и не признали.

Впрочем, мелкие политические разногласия в уездных и даже губернских городах к тому моменту уже ни на что не могли повлиять. Страна скатывалась к гражданской войне.

Подробнее про пермскую революцию читайте в специальном проекте:
Пермский 1917. Революция, которой не было. Столица, которой не стало

При подготовке статьи использовался сборник документов «1917 год в Пермской губернии» (издательство «Пушка», 2007) и фотографии из фондов Государственного архива Пермского края.

Вячеслав Дегтярников для Properm.ru

"