Posted 6 сентября 2021,, 08:21

Published 6 сентября 2021,, 08:21

Modified 2 марта 2023,, 14:11

Updated 2 марта 2023,, 14:11

Затраты не по душе. Финансирование образования Перми отстает от количества учеников

Затраты не по душе. Финансирование образования Перми отстает от количества учеников

6 сентября 2021, 08:21
Фото: 1MI
За последние 7 лет количество школьников в Перми выросло на 30%, а траты местного бюджета на общее образование на 23% (даже с учетом федеральных вливаний без учета инфляции). Что же касается зарплат педагогов, то получается, что их рост компенсировал только увеличение нагрузки.

В конце августа мэр Перми Алексей Дёмкин объявил, что для ликвидации дефицита педагогов в городе департамент образования организовал целевой набор студентов в педуниверситет. Запланировали 77 мест, зачислили 36 человек. По словам мэра: «Такой подход позволяет ликвидировать дефицит квалифицированных педагогов в конкретных школах: получив диплом, выпускник обязан отработать 3 года в этой школе». В долговременной перспективе подход, возможно, сумеет повлиять на ситуацию с кадровым дефицитом в школах города.

Но как это скажется на ключевой проблеме системы образования Перми — недофинансировании? И в первую очередь на педагогах, чья нагрузка возрастает вровень с зарплатой? Начиная с 2014 года количество школьников в Перми увеличилось на 30%. Со 100,9 тыс. до 131 тыс. человек, которые пошли в школу 1 сентября 2021 года.

В Пермском крае действует система подушевого финансирования. То есть, если растет число школьников, то и финансирование должно расти пропорционально и учитывать инфляцию. Пропорционально нагрузке должна расти и зарплата учителей. По данным Пермьстата средняя начисленная зарплата работников городской системы образования Перми с 2014 по 2020 год (включительно) выросла с 32,3 тыс. рублей в месяц до 42,4 тыс. рублей в месяц. Рост зарплаты за 7 лет составил 31%. Формально это приличный рост.

Однако, учеников становится больше, а учителей нет. Наоборот, количество педагогов, если обратиться к данным официальной статистики, сокращается. В целом по краю — процентов на 10 за последние 6 лет.

Нагрузка на одного учителя растет. 7 лет назад на преподавателя в крае приходилось в среднем 13 учеников, 5 лет назад — 15, сейчас — 17. Если следовать общекраевым цифрам нагрузка выросла на 30%. Грубо говоря, увеличение зарплат произошло вровень с увеличением нагрузки. В абсолютных показателях зарплата педагогов Перми не росла.

При этом еще надо учитывать инфляцию. С 2014 по 2021 год, официально она составляет 51%. За компенсацию инфляции в первую очередь отвечает тот самый подушевой норматив, на котором базируется вся система регионального финансирования образования. В таблице приведены данные из постановлений правительства Пермского края на 2014, 2017, 2021 годы по разным ступеням обучения для городской местности (города Пермь). Как видно, рост норматива не успевает за инфляцией.

Норматив финасирования ученика (рублей в год)

2014 год 2017 год 2021 год
Начальное образование 27835 25363 28016
Основное образование 32086 29518 32265
Среднее образование 34415 31673 34984
Среднее образование с углубленным изучением предметов 34684 33132 36224

Эту логику мы видим и в расходах в соответствующем разделе бюджета Перми. Он называется «Общее образование». Вот как изменялись затраты по этой отрасли (там несколько статей расходов) с 2014 по 2021 год по данным официального портала «Публичный бюджет Перми». В 2014 году сумма расходов (а в первую очередь это зарплаты учителей и иные прямые важные расходы, чтобы школы города нормально работали) составила 6,8 млрд рублей. К 2016 году затраты выросли до 7,6 млрд рублей, а в 2017 году внезапно сократились до 5,9 млрд рублей. Уменьшение частично техническое: с 2017 года дополнительное образование (кружки, секции, клубы) вынесли в отдельную строку в бюджете. К 2020 году прямые расходы на школы доходят до отметки в 7,5 млрд рублей. В 2021 году — до 8,2 млрд рублей. Надо учесть, что часть роста последнего года — конкретные (и не городские) затраты по двум президентским поручениям. 700 млн рублей — бесплатные обеды для младших школьников, 400 млн рублей — «путинская» надбавка классным руководителям (по 5 тыс. рублей в месяц).

Таким образом, прямой рост расходов бюджета Перми за 7 лет по графе «Общее образование» составил 23%. А если убрать федеральные деньги на обеды — сильно меньше. И мы снова не учитываем инфляцию в 51% за 7 лет.

Еще одна деталь, которую обязательно учитывают, анализируя затраты той или иной отрасли в бюджете — доля расходов в общей сумме. Общие расходы бюджета Перми с 2014 по 2021 год выросли ровно вдвое. С 24 млрд рублей до 48 млрд рублей. И если в 2014 году расходы на образование составляли около 25% общих расходов бюджета, то сейчас 17%. Надо отметить, что эта цифра безусловно способна сильно пугать сейчас, но скорее всего изменится уже через пару лет. Бюджет Перми сейчас «надут» деньгами на проекты к юбилею города. После 2023 года ситуация будет другой.

В утверждении, что система образования у нас перманентно недополучает финансы нет ничего нового, как и в том, что надо увеличивать зарплаты учителей. Нет ничего нового и в утверждении, что денег в бюджетах (в первую очередь, муниципальном) категорически не хватает. Проблема в том, что за 7 лет экономического кризиса недофинансирование образования накапливается, отставание растет и даже доскональное выполнение майских указов (что, само по себе, сложно) не может скомпенсировать общих экономических проблем.

Сейчас часть денежных проблем берет на себя федеральный центр: частично или полностью. Например, 5 тыс. ежемесячной доплаты за классное руководство — деньги из российской казны (около 400 млн рублей в год). Бесплатное питание младших школьников (700 млн рублей в год) — софинансирование федерального и краевого бюджетов. Кроме того, сейчас уточняются параметры общероссийской программы по ремонту школ. Безусловно, это снимает часть нагрузки с бюджета Перми и других городов. Но этого точно не хватит.

Программа строительства новых школ в Перми, растущее количество школьников в городе (а оно будет расти по прогнозам демографов еще несколько лет) потребуют открытия большого количества вакансий учителей. Программа целевого набора при таком подходе окажется полезной. Но чтобы обеспечить снижение нагрузки на учителя и обеспечить стабильный приток педагогов в школы, нужны не только ставки, но и опережающий рост зарплат.

"