Posted 15 августа 2014,, 03:00

Published 15 августа 2014,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:41

Updated 2 марта 2023,, 17:41

Детский психолог о сбежавших школьницах: Ребенку просто так не придет идея уйти из дома

15 августа 2014, 03:00
На этой неделе только ленивый не узнал о побеге из дома пермской школьницы с подругой из Уфы — девочки решили ехать в Москву. Детский психолог Мария Шапошникова рассказала Properm.ru о возможных причинах такого поведения детей.

Побег ребенка из семьи может быть вызван массой причин. Причем, чаще всего, это не зависит ни от его психотипа или темперамента — нарисовать портрет потенциального беглеца сложно. Здесь все зависит от того, что его сподвигает на такой поступок.

Начну с наиболее редко встречающейся причины — дромомании, патологической страсти к бродяжничеству. При такой зависимости, ребенок не может объяснить, почему он сбегает, так же, как клептоман не объяснит, почему крадет. Это не сам по себе диагноз, но такое отклонение, нарушение волевой сферы ребенка может свидетельствовать о серьезном психическом заболевании вплоть до шизофрении. С такими вещами работает уже не психолог, а психиатр. Но, повторюсь, это не столь распространенное явление.

Чаще всего дети сбегают в знак протеста, например, из-за развода родителей. А если они не разводятся, то постоянно ругаются. Или пренебрегают ребенком, так как загружены своими проблемами. Причем чадо может посчитать себя виновником этих проблем. Есть и другие варианты, не связанные с миром между мамой и папой — ребенка просто что-то не устраивает: сильно нагружают в школе, чрезмерно требуют родители, слишком критичны учителя. И вот они демонстративно уходят из дома, чтобы показать, что им там плохо, и что лучше они будут жить на улице и бродяжничать, чем в такой семье. Хотя, конечно, они не хотят уходить от родителей, просто показывают, что в семье что-то не так, что им там не комфортно.

Другие два возможных варианта — ребенок либо хочет внимания, либо пытается сбежать от проблем. В последнем случае сам ребенок — нормальный, не капризный, не асоциальной, но его родители — пьющие, агрессивные. И если те, кто ищет внимания, сбегают в надежде, чтобы их нашли, дети из неблагополучных семей, наоборот, хотят новой, лучшей жизни. Причем побег во всех этих случаях — это, если можно так сказать, нормальная реакция. Хуже было бы, если бы ребенок направил агрессию на самого себя.

Любое отклонение в поведении ребенка — это симптом семьи. Ребенок просто так не убежит. Ему не может ни с чего прийти в голову, что надо уйти из дома. Что-то есть: что-то упустили, позабыли, недодали. Конечно, есть ситуации, в которых может показаться, что у ребенка все хорошо, нет причин для побега. Да, внешних может и не быть, но есть внутренние.

Например, тут может быть желание эмансипации: надоело быть маленькими, пора становиться большими. Это проба самостоятельной жизни. Есть случаи, когда девочки-подростки сбегают к мальчикам, это происходит также вследствие эмансипации. А еще есть те, кому не хватает экстрима. Их жизнь настолько налажена и упорядочена, это хорошая жизнь, но она слишком правильная, слишком скучная. А детям с взрывным характером нужны яркие впечатления, связанные, может быть, даже с риском для жизни. Таких ребят лучше отдавать в экстремальные виды спорта, чтобы энергия находила выход, а эта потребность удовлетворялась.

Отследить желание ребенка с момента первой мысли «А вот возьму и уйду из дома» до момента ее воплощения можно. Я не сторонник того, чтобы вскрывать переписки, следить за общением с друзьями — у ребенка должно быть личное пространство. Даже если вы прочитаете его сообщения «ВКонтакте» и предотвратите какой-то его поступок, все равно везде соломки не постелишь. Конечно, тут можно говорить и о тех, кто покончил жизнь самоубийством, предварительно вступив в соцсети в группу суицидников. Но ведь зачем-то человек туда полез изначально, ему до этого чего-то не хватало.

Нужно следить за поведением ребенка. Если, фигурально выражаясь, ваш восьмилетний сын собирает рюкзак, складывает туда фонарик, веревку и банку сгущенки, то самое время с ним поговорить. Причем лучше всего не налетать на него с расспросами, а вместе пофантазировать на эту тему. Оказывается, что он собрался с другом Мишкой покорять Эверест. Потянуло его на приключения. Можно обсудить, как они собираются это сделать, почему вдруг решили, точно ли взяли в дорогу все необходимое. А потом вернуть в реальность: сказать «Знаешь, это как-то далековато. Может, поближе куда-нибудь в горы сходим? И Мишку возьмем. Вы там вдвоем погуляете, а мы с папой у костра отдохнем».

Так сделает адекватный родитель, если увидит, что его ребенок готовится к побегу. Если же ребенок бежит от проблем, то родители этого и не заметят, и не задумаются об этом.

Есть один важный профилактический момент: не надо пугать ребенка фразами типа «Вот выгоню тебя из дома, будешь знать!» или «Ну и живи тогда со своими друзьями или вообще, где хочешь. Хоть в Сибири с отцом». Ребенок, конечно, какой-то частью личности понимает, что мама просто на эмоциях, но с другой стороны для него это становится готовым сценарием избавления от проблем. Он решает, что в следующий раз возьмет и уйдет, как мама того хотела — «А вот на тебе, я ушел искать в Сибири папу».

Отдельный вопрос — возвращение беглеца домой. Во-первых, надо дать ребенку помыться, покушать, оклематься, и только через несколько дней обсудить с ним его поступок. Кроме того, надо радоваться. Надо радоваться, что он жив, здоров, что с ним ничего не случилось. Сказать ему: «Как хорошо, что ты с нами». Но, чтобы у ребенка было понимание того, что он поступил нехорошо, родителям нужно дать ему понять, как они волновались. У него должна появится личная ответственность. Надо, чтобы ребенок это знал. А о том, что он поступил как дурак, он, поверьте, догадывается сам.

Конечно, здесь тоже нельзя перегибать палку — тут же идти у него на поводу во всех его желаниях. Иначе побег станет инструментом манипуляции.

Что касается наказаний, у многих, задумывавшихся на эту тему, тут же приходит на ум одно: дать ремня. Правильный психолог скажет, что ремень — не метод. Но, если чадо сбежало по собственной дури, наказать его все равно нужно, но не ремнем. Намного эффективней работает лишение удовольствий, чем агрессивное и эмоциональное поведение родителей. Тем более, бывает и такое, что дети изначально бегут от страха наказания. Надо быть мягче. Представляете: он сбежал, потому что боялся получить нагоняй за двойку, которую схлопотал в школе. Его нашла милиция, привела его домой, а там его еще серьезней наказали, чем за эту двойку. Не удивительно, если через неделю он сбежит еще раз.

"