Posted 15 октября 2014,, 15:10

Published 15 октября 2014,, 15:10

Modified 2 марта 2023,, 17:18

Updated 2 марта 2023,, 17:18

«Это передел рынка!» Путин выгоняет иностранных инвесторов из российских СМИ

15 октября 2014, 15:10
В списке компаний, которые попали под действие закона, оказались такие издания, как Ura.ru и e1.ru.

Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении участия иностранного капитала в российских СМИ. Согласно документу, опубликованному на сайте Кремля, с 1 января 2017 года доля иностранного участия не должна превышать 20%.

До этого будет действовать переходный период. Если нынешняя редакция закона запрещает гражданам других государств прямо владеть более 50% капитала в СМИ, то поправки пресекают косвенное владение и владение через цепочку юрлиц и оффшоры, при этом ограничения еще распространяются на печатные и интернет-издания.

Поправки в закон «О СМИ», прежде всего, ударят по крупнейшим издательским домам (Hearst Shkulev Media, Alex Springer) и газетам «КоммерсантЪ» и «Ведомости». Закон коснется и некоторых уральских изданий, например e1.ru. Недавней покупкой ИД Hearst Shkulev Media, который на 51% принадлежит французскому холдингу Lagerdere (входящему, в свою очередь, в американскую Hearst Corporation), стал как раз екатеринбургский портал. Закон повлияет и на интернет-газету Ura.ru: информагентство на 51% принадлежит австрийской компании BF TEN Holding GmbH, аффилированной с бизнесменами Алексеем Бобровым и Артемом Биковым.

Автор, Вадим Деньгин из ЛДПР, утверждает, что документ направлен на защиту россиян от недостоверной информации. Депутат подчеркнул, что смельчаков, посмеющих нарушить нормы, не найдется.

Вадим Деньгин, депутат Госдумы: — Разговаривал с Виктором Михайловичем Шкулевым по этому вопросу. Он сообщил, что «Интермедиагрупп» вроде как будет переходить на франчайзинговую схему. Вообще юридически закон обойти можно. Наверняка, будут попытки. Но нужно понимать, что в сфере СМИ сейчас находятся под серьезным вниманием государства, и я уверен, что этот закон никто не воспримет как формальность.

Парламентарий считает, что до 2017 года, когда закон вступит в силу, он претерпит изменения. Юристы, в свою очередь, намекают на передел рынка средств массовой информации.

Роман Речкин, юрист «Интеллект-С: — Закон этот, как русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Когда его принимали, подход был следующий: Россия находится в составе информационной войны, то или иные СМИ распространяют фиктивные сведения, подрывают, разжигают. Необходимо с этим бороться. То есть претензия была к контенту. Но новая редакция закона контента вообще не касается. Формально в ней нет ни слова о цензуре. И в этом контексте он бессмысленный. Что касается беспощадности. Закон категорически запретительный и касается очень широкого круга лиц. Фактически эти ограничения означают передел рынка.

Юрист в качестве примера приводит совершенно безобидный журнал про моду Burda Moda, который выпускает немецкий издатель. И теперь получается, что эта иностранная организация выпукать его не может. Франчайзинговый договор — тоже не выход, полагает собеседник.

Роман Речкин:

— Франчайзинг — это договор, который предоставляет собственнику значительно меньшую степень контроля. Смотрите, вы отдаете товарный знак, обозначение, логотипы, то есть передаете некоему юрлицу свою репутацию. И у вас есть только бумажка, а влиять на него вы по сути никак не можете.Сразу встает вопрос о целесообразности таких инвестиций.

Все идет к тому, что иностранные акционеры просто уйдут из страны, продав свой бизнес здесь по демпинговым ценам. А в условиях крайне шаткой экономики — это безусловный минус. «Победить в информационной войне закон никак не помогает, а вот под шумок переспределить активы — очень даже. Выгодоприобретатели есть», — резюмирует Речкин.

"