Posted 15 октября 2014,, 15:10
Published 15 октября 2014,, 15:10
Modified 2 марта 2023,, 17:18
Updated 2 марта 2023,, 17:18
Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении участия иностранного капитала в российских СМИ. Согласно документу, опубликованному на сайте Кремля, с 1 января 2017 года доля иностранного участия не должна превышать 20%.
До этого будет действовать переходный период. Если нынешняя редакция закона запрещает гражданам других государств прямо владеть более 50% капитала в СМИ, то поправки пресекают косвенное владение и владение через цепочку юрлиц и оффшоры, при этом ограничения еще распространяются на печатные и интернет-издания.
Поправки в закон «О СМИ», прежде всего, ударят по крупнейшим издательским домам (Hearst Shkulev Media, Alex Springer) и газетам «КоммерсантЪ» и «Ведомости». Закон коснется и некоторых уральских изданий, например e1.ru. Недавней покупкой ИД Hearst Shkulev Media, который на 51% принадлежит французскому холдингу Lagerdere (входящему, в свою очередь, в американскую Hearst Corporation), стал как раз екатеринбургский портал. Закон повлияет и на интернет-газету Ura.ru: информагентство на 51% принадлежит австрийской компании BF TEN Holding GmbH, аффилированной с бизнесменами Алексеем Бобровым и Артемом Биковым.
Автор, Вадим Деньгин из ЛДПР, утверждает, что документ направлен на защиту россиян от недостоверной информации. Депутат подчеркнул, что смельчаков, посмеющих нарушить нормы, не найдется.
Парламентарий считает, что до 2017 года, когда закон вступит в силу, он претерпит изменения. Юристы, в свою очередь, намекают на передел рынка средств массовой информации.
Юрист в качестве примера приводит совершенно безобидный журнал про моду Burda Moda, который выпускает немецкий издатель. И теперь получается, что эта иностранная организация выпукать его не может. Франчайзинговый договор — тоже не выход, полагает собеседник.
Роман Речкин:
— Франчайзинг — это договор, который предоставляет собственнику значительно меньшую степень контроля. Смотрите, вы отдаете товарный знак, обозначение, логотипы, то есть передаете некоему юрлицу свою репутацию. И у вас есть только бумажка, а влиять на него вы по сути никак не можете.Сразу встает вопрос о целесообразности таких инвестиций.
Все идет к тому, что иностранные акционеры просто уйдут из страны, продав свой бизнес здесь по демпинговым ценам. А в условиях крайне шаткой экономики — это безусловный минус. «Победить в информационной войне закон никак не помогает, а вот под шумок переспределить активы — очень даже. Выгодоприобретатели есть», — резюмирует Речкин.