Posted 4 сентября 2015,, 05:00

Published 4 сентября 2015,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 17:08

Updated 2 марта 2023,, 17:08

1200 километров за 3 дня. Пермский велосипедист о супермарафоне во Франции

4 сентября 2015, 05:00
Наталья Варламова
Каждые четыре года велосипедисты-любители приезжают во Францию, чтобы принять участие в бревете «Париж — Брест — Париж». О том, как это было и что движет рандонньерами со всего света, рассказывает участник марафона из Перми.

Веломарафон «Париж — Брест — Париж» по праву считается старейшим и одним из самых престижных в мире. Первый старт состоялся еще в 1891 году и вплоть до 1951 года в заездах, которые проводились раз в 10 лет, участвовали только профессионалы.

Марафон «Париж — Брест — Париж» проходит каждые четыре года и собирает велосипедистов-любителей со всего мира. Россияне впервые стали участниками Всемирного веломарафонского движения в 1995 году, отличились восемь человек, пять из которых успешно финишировали. Сейчас российское представительство значительно увеличилось. Только в августе 2015 году на марафон заявилось почти 150 велосипедистов, в том числе 7 из Перми и 2 из Березников. Один из участников, член клуба «ВелоПермь» Филипп Ахмедов встретился с Properm.ru и рассказал, как это было.

— Как началось твое увлечение?

— Прежде, хочу сказать, что на такую дистанцию, как «Париж — Брест — Париж» я не ездил никогда и даже не представлял, как ее ехать. Кататься я начал сравнительно недавно, в 2012 году, тогда же в Перми как раз появился веломарафонский клуб.

На тот момент я ездил максимум на 100–120 километров по направлению к Хохловке или Усть-Качке. Ездил на простом горном велосипеде. Мне нравилось уезжать подальше от города, такие мини-путешествия стали всё чаще занимать свободное время. Со временем маршруты стали увеличиваться, ехать с каждым разом становилось все проще, внимания на велосипед и прокручивание педалей я не обращал, просто ехал, слушал музыку и смотрел по сторонам, ну или витал в облаках.

Так и пришел к своему первому бревету на 200 км. Это был «Пермь — Оханск — Краснокамск — Пермь». Купил специально шоссейный велосипед. Горя тогда я, конечно, хапнул. Думал, что без проблем сумею проехать эти 200 км, тем более на шоссейнике, более скоростном, чем горный велосипед. И это было мое первое заблуждение. Второе — я готовился к заезду в тренажерном зале, делал упражнения на ноги. Теперь могу точно сказать, что зал — это абсолютно бесполезная трата времени для подготовки к веломарафону. Чтобы подготовиться, нужно просто крутить педали! Нужен накат, и чем больше, тем лучше.

Мой «смешной» 40-километровый накат перед стартом на 200 км дал о себе знать уже на середине пути. Мышцы сводило одну за другой, поэтому приходилось часто останавливаться, ходить пешком, чтобы размять ноги. Но желание двигаться дальше оставалось. Тогда я понял, что на 200 км не остановлюсь и 300 км точно проеду. На тот момент дистанции в 400 и 600 казались мне абсолютной дикостью, у меня даже в голове не укладывались такие цифры, ведь даже на машине ехать тягостно такое расстояние, а тут велосипед.

— Как ты решился замахнуться на эти длинные дистанции?

— В 2014 году поставил себе план максимум — проехать все дистанции и выполнить норматив суперрандонньера. Тот год был очень насыщенным, а каждая поездка тяжелой. Только первые 200 км прошли спокойно. 300 км так вообще проехал с мыслью, что это в последний раз, а уже на следующий день думал, почему бы не проехать 400 км, а потом и 600 км. Настрой у меня был как никогда, я понимал, что сейчас уже ни о каких «сходах» мыслей и быть не может, надо преодолеть трассу во что бы то ни стало.

— Тогда почему именно «Париж — Брест — Париж»? Есть ведь и другие марафоны.

— Потому что французы — основоположники. Это там в 1904 году был основан AudaxClubParisien, который позднее стал основным организатором марафона. Съездить туда — это всё равно, что стать участником истории, познакомиться и проехаться с единомышленниками со всего мира. В живую увидеть всю сумасшедшую атмосферу этого грандиозного события. Каждый рандонньер должен хоть раз в жизни побывать на этом бревете, все-таки это начало всех начал.

— И как впечатления?

— Хочу отметить бешеную поддержку. На старте вдоль дороги стояли много людей, аплодировали, желали всем удачи, счастливого пути и хорошего путешествия. Дети выстраивались рядами и вытягивали руку, чтобы им «отбили пять». Сколько радости у них было, когда они получали очередную «пятерку» от проезжающего велосипедиста. Чувствуется, что велоспорт во Франции имеет огромный вес и марафон со своей историей является праздником не только для участников, но и для зрителей.

Поддержка ощущалась на всем протяжении пути. В каждом населенном пункте, да даже просто вдоль дорог люди стояли целыми семьями. Некоторые выставляли столы и угощали различной едой, напитками. И всё совершенно бесплатно. Меня пару раз такие перекусы за столиками выручали.

Еще удивил возрастной состав. Очень много возрастных людей, молодежи гораздо меньше. Но и я в нашей пермской команде был самый молодой — 26 лет.

— А какой возрастной ценз?

— От 18 до 80 лет. И еще уровень подготовки у всех очень разный, хотя, казалось бы, все должны были пройти норматив суперрандонньера.

— С каким результатом финишировал ты? Доволен результатом?

— 1200 километров я проехал за 79 часов 56 минут и 30 секунд. К рекорду я не стремился, тем более такое расстояние я никогда даже близко не ездил. Моя цель была уложиться в 90 часов. В целом, на марафон можно зарегистрироваться на три времени — 90, 84 и 80 часов. Так как марафон любительский, то нельзя выезжать из 43,5 часов. В этом случае участника дисквалифицируют.

— Как тебе это далось? Было тяжело?

— Естественно на марафон у меня был план. Тактика мелкого сна, скажем, я не планировал ехать до Бреста, там ложиться спать, отсыпаться и ехать обратно. Нет, я рассчитывал спать в дневное время, часто и понемногу. А ночью ехать. Мы с товарищем ближе к финишу как раз решили ехать в паре и ночью гнали изо всех сил. По очереди садились друг другу на колесо. Это когда ты едешь буквально на расстоянии 5–10 сантиметров. Тот, кто впереди, создает тебе купол и ты не чувствуешь сопротивления воздуха, легче едешь.

Фактор идеальных дорог, безусловно, сыграл свою роль. Если у нас ночью можно спокойно угодить в яму, поэтому стоит внимательно смотреть в луч фонаря, то тут такой проблемы не было совсем.

— Сами места понравились?

— Да, красивые, но, мне показалось, что очень похожие друг на друга. Больше всего по красоте пейзажей запомнился Брест. Было и свежо, и красиво. Красивейший мост, справа была бухта с яхтами и различными судами, слева — залив с переходом в Атлантический океан. Здесь я первый раз полез за телефоном, попросил французов сфотографировать меня на фоне этой красоты.

Но в Бресте была и самая тяжелая ночевка. Было очень холодно, все вокруг одевались во всё, что было, и укрывались чем могли, одеялами из фольги, например.

— Что ты чувствуешь, после того, как сделал это?

— Что всё не зря. Это закономерный итог четырех лет. Такое логическое завершение и жирная точка. Я был к нему готов и у меня не было ни малейшей мысли, что что-то не получится.

— Какие у тебя дальнейшие планы? Со спортом не завязываешь?

— Конечно, нет. Я заинтересовался триатлоном. Думаю, над тем, чтобы принять участие в соревновании Ironman, когда без перерыва сначала плывешь 3,86 км, едешь на велосипеде 180 км и после бежишь марафонскую дистанцию 42,2 км.

Кроме того есть другие бреветы. В Италии, Испании, наш «Вологда-Онега-Ладога». А еще «Лондон — Эдинбург — Лондон», но уже на 1400 км.

"