Posted 21 сентября 2016, 12:00
Published 21 сентября 2016, 12:00
Modified 2 марта 2023, 14:40
Updated 2 марта 2023, 14:40
— Что такое бюджет? И как он связан с тем событием, которое было в минувшее воскресенье? — задает вопрос учительница.
— А что в воскресенье было? — звучит встречный вопрос из класса от одного из учеников.
— Так выборы 18 сентября были, — отвечают ему одноклассники.
— На выборы же выделяют бюджет определенный, — предлагают варианты ответа ученики.
— В общем, вы пока подумайте над этой связью. К этому вопросу мы еще вернемся в конце урока, — прерывает обсуждение педагог.
Так в школе №102 начинается урок бюджетной грамотности для учеников 10 класса. Это новый экспериментальный учебный курс и преподают его пока только в четырех пермских школах и еще в шести краевых.
Пермский край стал одним из трех российский регионов, где 1 сентября 2016 года стартовал пилотный проект «Бюджетная грамотность школьников». Проект инициирован российским министерством финансов и всемирным банком, а в Пермском крае он реализуется силами двух региональных министерств — образования и финансов. Цель проекта — привить школьникам бюджетную грамотность, сформировать у них ответственную гражданскую позицию (через понимание задач и функций государственного бюджета), а также дать понять, что они могут участвовать в бюджетном процессе. |
Далее — небольшая игра.
— Закройте учебники, уберите ваши технические носители, — говорит десятиклассникам учительница обществознания Татьяна Сергеевна Митрюковская. — Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написано слово или словосочетание. Вы должны прикинуть, что это. Попытаться дать определение. Соотнести его с понятием «бюджет». Затем подойти к доске, взять скотч и найти место вашему слову или словосочетанию на доске. Следующий, кто подходит к доске, пытается поставить свое понятие с теми двумя, тремя и так далее терминами.
Татьяна Сергеевна нисколько не лукавила, когда говорила: «каждый из вас получит бумажку». Участвовать в игре и выходить к доске предстоит даже мне. Давно я этого не делала. Но как откажешь учительнице, когда ты сидишь на уроке за школьной партой?
— Кто бы хотел начать?
— А давайте с первых парт! — звучит предложение с «галерки».
— А чего с первых парт? Вы разве не поняли? Легче всего-то придется первому, а всем остальным нужно будет под него уже подстраиваться.
Объяснение учителя обнадеживает старшеклассника. Еще несколько секунд назад он даже не хотел выходить к доске, а сейчас делает это первым.
— У меня написано «пэ, эф, эр».
— Что это такое? — спрашивает учитель.
— Пенсионный фонд России, — подсказывают ему из класса.
— У этой организации есть свой бюджет, — говорит ученик и приклеивает бумажку на середину доски.
— Хорошо! Следующий кто?
— У меня слово «дефицит». Это нехватка…
— Нехватка чего? Как он образуется? — помогает найти правильное определение учитель.
— Это когда доходы меньше, чем расходы.
— Следующий!
Ученики друг за другом подходят к доске и приклеивают на нее «сбалансированный бюджет», «ФОМС», «ФСС», «муниципальный бюджет», «профицит», «бюджетный кодекс», «государственный муниципальный долг». Доходит дело до бумажки со словом «расходы, неожиданно у ученицы возникают проблемы с его определением.
— Доходы — это то, что государство получает. Тогда расходы… — подталкивает к правильному ответу учительница.
— Расходы — это рас…траты.
— Только не растраты, а траты. Растрата — это уже уголовное преступление, — объясняет Татьяна Сергеевна.
Осталось последнее словосочетание — мое. Это «бюджетная система». Выхожу к доске и приклеиваю бумажку к верхней части доски, объясняя, что это «совокупность всех бюджетов в стране».
Интерактив закончился, начинается традиционная часть урока.
— В средние века бюджет, доходы и расходы особо не планировали. Впервые специальный сводный план, в котором учитывались объем и источники поступлений, был сделан в Англии. Лорд-казначей тогда на заседание пришел с портфелем, в котором был этот финансовый документ. И сегодня бюджет ассоциируется с портфелем.
По словам Татьяны Сергеевны Митрюковской, мы говорим о бюджете в двух основных смыслах. Во-первых, это финансовый документ. Во-вторых, своего рода «общественный кошель».
— Финансовый документ равно закон. Бюджет принимается законодательным органом власти. Вспоминаем, какие у нас есть.
Федеральное собрание Российской Федерации (Государственная дума и Совет федерации) и Пермскую городскую думу ученики назвали быстро. А вот с Законодательным собранием Пермского края возникли проблемы. Ученики не вспомнили, как называется законодательный орган региона, помогла им учительница.
Как документ, бюджет состоит из двух частей — доходной и расходной. И не всегда удается достичь сбалансированного бюджета, тогда он принимается с дефицитом или профицитом. Учительница сообщает ученикам, что не только Россия живет с дефицитом, но и многие другие страны.
— Как покрывать дефицит? Где взять недостающие деньги? Что вы делаете, когда вам не достает денег? — вновь обращается к десятиклассникам педагог.
— Занимаем, экономим, — разносится с разных парт.
— Да, мы можем урезать расходы. А можем занять. У кого?
— В банке, у «Деньги», у знакомых.
— То же самое и с бюджетом. Например, бюджет региональный или муниципальный может взять в долг у бюджета более высокого уровня. Либо у банка. Государство может взять в долг и у населения, выпустив облигации. Итак, если у нас в бюджете образуется дефицит, то получается и долг.
— Теперь вернемся к бюджетной системе. Для начала определимся, что такое система?
— Совокупость неких элементов, компонентов.
— Хорошо, вот эта куча ручек — система?
— Нет, в системе есть некая взаимосвязь, упорядоченность.
— То же самое мы можем сказать и о бюджетной системе России. Подумайте вот о чём. В бюджетной системе США существует три уровня, а в Японии — только два. Почему? — спрашивает Татьяна Сергеевна.
— Количество населения, размер территории, уровень развития, — предлагают свои варианты школьники.
— Ну же, — подгоняет учительница. — Подскажу. Это определяется типом государственно-территориального устройства. Вспоминаем, что это?
В классе — тишина, поэтому немного выждав отвечает педагог.
— Государственно-территориальное устройство показывает нам, как строятся взаимотношения между центральными и местными органами власти. Есть федеративные и унитарные государства. Япония — какая?
— Унитарная, — начинают вспоминать десятиклассники.
— Соединенные штаты?
— Федеративные.
— Поэтому и три уровня бюджета. Федеральный уровень, уровень штата и местный уровень. В России также. Устройство у нас федеративное, значит бюджетная системе трехуровневая.
Тем временем урок подходит к концу. Вместе с ребятами Татьяна Сергеевна поэтапно разобрала понятия, которые были в игре в самом начале урока.
— Следующий урок посвятим государственному долгу, будем много считать, — предупреждает она. — А сейчас давайте порассуждаем. Как вы думаете, какой бюджет лучше — дефицитный, профицитный или сбалансированный. Разделитесь по группам и подготовьте аргументы в пользу своей точки зрения.
Ученики расходятся по углам класса. Группа «дефицитного бюджета» остается пустой.
— А что это вы уселись на парты? Они на ваш вес не рассчитаны, — увлеченные обсуждением школьники спрыгивают со столов. — В бюджете на новые парты денег нет, — акцентируя на втором слове продолжает учительница и отходит к своему столу.
— Лишние доходы можно отдавать в долг другим странам под процент и зарабатывать на этом прибыль. А потом эту прибыль направлять на новые проекты. Поэтому профицит — это хорошо, на избытке можно еще и заработать, — выступает представитель первой группы.
Его слова настолько убеждают одноклассников, что участники второй группы подумывают о смене команды, но в итоге все-таки подбирают аргументы.
— Чтобы доходы и расходы были в норме. Чтобы был баланс.
— А как вы сами как считете? — спрашивают ребята учительницу.
Но ответ услышать не суждено. По коридорам школы разносится звонок. Урок закончен. Татьяна Сергеевна обещает ответить на следующем занятии. Напоследок она возвращается к тому, с чего начался урок.
— Итак, как связан бюджет с тем, что было в воскресенье, 18 сентября?
С парт звучат разные версии:
— На проведение выборов выделены деньги из бюджета.
— На пиар много было денег потрачено.
Нет только той версии, которую так хочет услышать преподаватель.
— На ближайшие пять лет, кто будет определять бюджет? Те, кого мы выбрали! Они будут принимать закон о бюджете. От них будет зависеть, на что пойдут деньги. Мы выбрали людей, которые будут решать, каким будет бюджет, каким будет размер дефицита и долга! А теперь отдыхаем!
— А если… — одна из учениц пытается спросить что-то у учительницы, но ее незаконченный вопрос тонет в шуме перемены. Вопрос про бюджет придется припасти до следующей недели.