Posted 11 ноября 2016,, 13:18

Published 11 ноября 2016,, 13:18

Modified 2 марта 2023,, 14:38

Updated 2 марта 2023,, 14:38

С долгами лучше, чем без? В Пермском крае за год всего 279 человек официально признаны банкротами

11 ноября 2016, 13:18
Наталья Варламова
В то время как количество потенциальных банкротов в регионе, по оценкам бюро кредитных историй, исчисляется тысячами.

В октябре 2015 года у людей, накопивших много долгов, появилась возможность «очиститься» от них. Тогда в силу вступил закон о банкротстве физических лиц. Банкротом сегодня может стать любой гражданин, чей совокупный долг превышает 500 тыс. рублей и не возвращается минимум в течение трех месяцев.

«Объединенное кредитное бюро» (ОКБ) на 1 октября 2016 года насчитало в Пермском крае 9753 потенциальных банкротов. По подсчетам «Национального бюро кредитных историй» людей с долгами свыше 500 тыс. рублей еще больше — 12636. Причем их количество растет.

Реальными, официально признанными банкротами за год стали только 279 жителей региона. Таковы данные, предоставленные Properm.ru Арбитражным судом Пермского края. В Арбитраже уточняют, что всего за год было подано 553 заявления о признании должника банкротом. В 105 случаях введена процедура реструктуризации долга, в 279 — процедура реализации имущества, причем по 22 делам она уже завершена. Именно введение процедуры реализации имущества равнозначно признанию должника банкротом.

Из официального ответа Арбитражного суда:— При реструктуризации долга его погашение производится самим должником под контролем финансового управляющего. Гражданин не будет признан банкротом при условии, что успешно выполнит все свои обязательства по реструктуризации. Если заемщик нарушит условия плана реструктуризации, суд принимает решение о признании должника банкротом и введении реализации имущества. После того, как она будет завершена, должник считается свободным от долгов, не погашенных в ходе банкротства. Если, конечно, не будет установлено недобросовестное поведение. Если должник действует недобросовестно — указывает не все имеющиеся у него денежные обязательства или не сообщает сведения об имуществе — то он не получает освобождения от долгов по итогам процедуры банкротства. Суд, установив недостоверность информации, отказывает в освобождении должника от долгов.

Такая практика, кстати, Properm.ru известна. Еще весной Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис», рассказывал, что «суд в Перми назначил процедуру реализации имущества должника при сумме задолженности в 643 тыс. рублей. Арбитражный управляющий распродал всё имущество, отчитался. И суд вынес решение: оставить без имущества, но долги не списывать».

«Разница в количестве потенциальных и реальных банкротов вызвана тем, что по факту процедура банкротства так и не заработала в полной мере. Во-первых, банкам невыгодно банкротить мелких заемщиков, они сейчас в основном нацелены на осуществление процедуры в отношении владельцев бизнеса и предпринимателей», — объсняют в «ОКБ». Лишь каждое девятое заявление в Прикамье подано банком.

Из официального ответа Арбитражного суда Пермского края:— С 1 октября 2015 года по 30 сентября 2016 года поступило 553 заявления о признании должника банкротом. 348 заявлений поступило от самих должников. Остальные — от их кредитиров. При этом 62 заявления в суды направили банки.

В Уральском банке реконструкции и развития говорят, что ни разу не обращались в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями о признании граждан банкротами.

Виктор Черванев, руководитель дирекции качества активов УБРиР:— Банкротство — это крайняя мера воздействия на должника. Кроме того, это достаточно длительная процедура, которая не всегда экономически целесообразная для банка. Кредитные организации идут по пути урегулирования вопросов погашения задолженности путем взаимодействия с самими должниками. Банку целесообразно банкротить заемщика в случаях, когда клиент не идет на контакт с банком, отказывается от погашения задолженности любыми предложенными ему способами и когда у клиента, действительно, отсутствует возможность погашения долга.

В Хоум Кредит Банке тоже ни разу не инициировали банкротство, но 77 клиентов из Пермского края уже признаны банкротами.

Станислав Дужинский, аналитик Хоум Кредит Банка:— Применение банкротства оправдано только в случае действительно крайне тяжелого состояния заемщика. Если у клиентов наступила трудная жизненная ситуация, которая не позволяет им выплачивать кредит, или они чувствуют, что такая ситуация вскоре наступит, то нужно сразу обратиться в банк. Подробно изложить ситуацию и приложить документы, которые свидетельствуют об ухудшении финансового состояния. Банк рассмотрит заявление и предложит комфортный для клиента вариант реструктуризации, снизив ежемесячный платеж при увеличении срока кредита. Этот путь наиболее предпочтителен по сравнению с процедурой банкротства.

Дужинский обращает внимание и на то, что банкротство подразумевает существенные ограничения для должника. Подробнее о них можно прочитать в материале «Что нужно знать о новом законе: «Банкротство — это не «индульгенция», которая «прощает» долги».

К тому же банкротство — это дорогостоящая процедура. «Госпошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде достигает 6 тыс. рублей. Сумма долга, от уплаты которого гражданин освобождается, считается его доходом, а потому облагается налогом по ставке 13%. Важную роль играет и отсутствие профессионального института финансовых управляющих, которые могут компетентно вести подобные дела. Интерес со стороны финансовых управляющих невысок еще и из-за низкого размера вознаграждения — всего 10 тыс. рублей», — объясняют в ОКБ.

"