Posted 12 марта 2018,, 08:27

Published 12 марта 2018,, 08:27

Modified 2 марта 2023,, 14:36

Updated 2 марта 2023,, 14:36

Пермский метод. Как в Перми получают соединения, которые могут стать основой для лекарства от рака

Пермский метод. Как в Перми получают соединения, которые могут стать основой для лекарства от рака

12 марта 2018, 08:27
Владислав Аскариди
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Елена Зелина закончила химический факультет ПГНИУ в 2013 году, но на этом ее «научная жизнь» только началась. Сейчас девушка пишет диссертацию, а ее главная цель - довести свое исследование до конца, хоть это и может занять не один год.
Сюжет
ПГНИУ

Химический корпус пермского классического университета. Светлая лаборатория на четвертом этаже здания. Здесь уже четвертый год работает младший научный сотрудник, инженер и соискатель Елена Зелина. Один из научных проектов, над которым трудится девушка — метод получения соединений, которые в будущем могут лечь в основу лекарственных препаратов против рака. Правда пока говорить об этом рано, впереди еще много исследований.

Елена Зелина:— Рак очень актуальная проблема современности. Особенно рак груди. По статистике он занимает второе место. Зарубежные препараты очень дорогие, особенно для обычных людей, которые не могут позволить себе вылечиться. Отечественных аналогов нет. Устаревшие препараты, устаревшие методы лечения, низкая эффективность препаратов именно в этой области. Поэтому и нужно разрабатывать, искать, работать. Тем более это альтернативный метод терапии рака. Раньше такого не было.

Лаборатория занимается синтезом азагетероциклических соединений, рассказывает Елена, и сразу пытается перевести на понятный язык: здесь ученые получают молекулы, обладающие разнообразной биологической активностью.

На соединения, которые потенциально могут стать основой для лекарства от рака, химик вышла почти случайно.

«В ходе исследований мы поняли, что можем получить эти структуры и стали интересоваться, что же это такое и стоит ли вообще их получать. Может быть на бумаге это выглядит красиво и хорошо, но это никому не нужно?», — рассказывает Елена.

Спустя некоторое время стало понятно — структура не только интересная, но и перспективная. Надо разрабатывать метод ее получения. Оказалось, что подобные соединения уже известны, в мире существуют аналоги. Но способы их получения сложные и трудоемкие. Кроме того, для проведения реакции нужны специфичные условия, дорогие реагенты и катализаторы.

В теории это работает так: соединения, о которых идет речь, будут влиять не на саму опухолевую клетку, а на фермент, который помогает ей расти и развиваться. Соединения же просто блокируют его, опухоль перестает расти. По предварительным расчетам это позволит остановить рост опухоли до 70%. Пока в мире нет аналогичного препарата.

Пермский метод сильно упрощает получение соединений, которые могут стать основой такого лекарства.

Елена Зелина:— Если раньше нужно было получать эти соединения в шесть и более стадий, то я сумела сократить их до трех. При этом их можно выполнять в одном режиме, в одной колбе. Без выделения промежуточных продуктов. Это приводит к экономии растворителей, реагентов, уменьшению побочных продуктов, что немаловажно. Это соответствует требованиям зеленой химии, экологической безопасности. Экономия времени и денег налицо.

Каждый день Елена приходит в лабораторию и ставит сразу несколько реакций, которые проходят в разных условиях. Потом нужно проанализировать, что получилось и выделить конечное вещество. Если вещество не то, работа начинается заново. Процесс занимает от одного до двух дней. Зависит от многого, например, насколько исходные соединения способны к реакции.

Пермский метод получения «противораковых» соединений основывается на использовании легкодоступного природного сырья. Оно есть и в Пермском крае, но ближайшее отлаженное производство находится в Кирове.

Для получения необходимых соединений кировский завод использует продукты переработки лесной, пищевой промышленности, отходы пищевой промышленности: опилки, кочерыжки, рисовую шелуху. Процесс длительный, проходит в несколько стадий, но каких-то специальных условий не требуется. Получается, что сырье для экспериментов не нужно покупать за границей.

Университет предоставляет ученым площадку и возможность реализовать свои идеи, исследования. Конечным результатом станет патент, который, кстати, будет принадлежать университету.

Деньги на исследования молодые ученые привлекают сами: участвуют в конкурсах, грантах. В 2016 году Елена стала победителем в конкурсе УМНИК, на это исследование ей выделили 500 тыс. рублей.

Сейчас «пермский метод» почти доведен до ума, но говорить о создании лекарства пока очень рано. Производство любого лекарственного препарата занимает 8–12 лет. «Это очень долго, но без этого никак», — объясняет Елена. За это время препарат должен пройти несколько фаз тестирования, доклинические испытания, клинические испытания. Клинические испытания очень трудоемкие, они включают в себя в том числе испытания на людях.

Это будет позже. Сейчас пермским ученым предстоят биологические испытания, которые, кстати, тоже будут проходить в стенах ПГНИУ. Никаких мышей и человекоподобных обезьян, для начала все будет тестироваться на биомишенях (биомишень — это некая биологическая структура, функция которой нарушается при болезни). Какие исследования будут проводиться дальше Елена будет решать с представителями лаборатории экспериментальной фармакологии.

"