Posted 27 ноября 2019,, 04:01
Published 27 ноября 2019,, 04:01
Modified 2 марта, 14:17
Updated 2 марта, 14:17
Прошлым летом у жителя Перми Евгения умерла мама. Утром ему позвонили из частного дома престарелых, где она жила последние месяцы. Сообщили: «ушла» утром, во сне. Евгений в тот момент был не в городе. Пока собирался в дорогу — на это ушло около пятнадцати минут — позвонил агент похоронной фирмы. Наш собеседник уверен, что информацию ему передал дом престарелых: «Там на первом этаже лежачие, человек десять. Они долго не живут. Почему бы на этом не сделать бизнес, прости Господи?»
Агент приехал на встречу, показал большой журнал — прайс-лист, где было всё: от гробов до одежды. Дополнительно предложил отпевание и сам оформил все документы. Отдали около 50 тыс. рублей только по договору с похоронным агентством. Ещё примерно столько же пришлось потратить на транспортировку гроба в другой город — на родину мамы. Евгений говорит, что потраченных денег ему не жалко.
— Помню, в 80-х хоронили деда. Он в деревне жил. В минус 35 сами копали могилу. Сами искали плотника и доски, покупали кумач, ездили в ЗАГС, искали батюшку. И два дня гроб стоял в доме, горели свечи, а мы в живот огромным шприцем впрыскивали умершему хлороформ. Пахло всем! Но не это главное — было просто очень тяжело. И вот не до скорби было, — вспоминает мужчина. — Они [похоронные агентства], конечно, имеют прибыль, но не думаю, что «сверх». А когда умирает близкий человек — денег не считаешь.
«Денег не считаешь», «Не будешь же торговаться», «Платишь, потому что не хочешь омрачить последний путь умершего». Так пермяки, недавно похоронившие своих близких, говорят о затратах, которые им пришлось понести в связи с похоронами. Ритуальные агентства таким отношением пользуются. Главная ценность на рынке ритуальных услуг — контакты родственников умерших. Но важно получить их быстрее других. Как говорят сами агенты: «Кто первый встал, того и тапки». Сумеешь максимально быстро выйти на потенциального клиента — сможешь воспользоваться его растерянностью, стрессовым состоянием или безразличием к тому, сколько денег будет потрачено на похороны. При этом федеральное законодательство гарантирует безвозмездное погребение. Но об этой возможности предпочитают молчать, а вокруг «социальных» похорон формируется образ чего-то постыдного.
Разбираем методы похоронных фирм и агентов.
Мы не называем имена и/или фамилии собеседников, если они об этом попросили.
Информацию о смерти «сливают» все, кто ею владеет, утверждает предприниматель Алексей Козлов, работающий в похоронной сфере. По его словам, на этом построен весь бизнес: «Нет такого, чтобы люди столкнулись со смертью и к ним никто не приехал». По его мнению, основной источник информации — Скорая помощь. Не диспетчерская («Их когда-то прижали») — передатчиком может быть любой санитар или водитель: «достаточно скинуть смс агенту».
Алексей Козлов утверждает, что из полиции сливать перестали после нескольких показательных увольнений, однако бывший сотрудник похоронного дома «Содействие», пожелавший сохранить анонимность, это опровергает. По его словам, в организации и сейчас работает человек, в чьи обязанности входит взаимодействие с различными ведомствами — включая полицию и больницы. Другой наш собеседник, работающий в ритуальной сфере по найму, называет основной «поставку» сведений из больниц. По его словам, врачи передают информацию менеджерам бюро или рекомендуют «своих» агентов, если родственник умирающего или умершего сам обратился за советом.
Информация передаётся менеджерам за вознаграждение, которое в конечном итоге так или иначе включается в стоимость услуг, а значит — ложится на плечи клиента. Цены за «адреса» (так на сленге похоронщиков именуются контакты родственников умерших) колеблются — как договоришься. По данным наших источников, информация может стоить от 2 до 10 тыс. рублей за контакт.
Разнообразие каналов поступления сведений приводит к тому, что один и тот же адрес могут получить агенты разных компаний. Дальше они либо договариваются (например, практикуется «перекуп» — когда один агент платит другому, чтобы тот отказался от клиента), либо вступают в открытое противостояние.
«Главное — «привязать» к себе тело», — объясняет тактику предприниматель Людмила Политова, также работающая в похоронной сфере. Она рассказывает случай, произошедший с её соседкой, у которой умерла мама: «Приехали агенты, схватили труп, [положили] на носилки и унесли. Соседка [от такого] даже в обморок упала».
Чтобы «завладеть» заказом, говорит предприниматель Алексей Козлов, агент может представиться сотрудником больницы или морга, сообщить о смерти, пригласить приехать за телом и предложить помощь «в надёжной фирме». Могут позвонить от имени муниципальной или бесплатной эвакуационной службы и предложить безвозмездно транспортировать тело в морг. У большинства ритуальных компаний эта услуга является безвозмездной — если заключаешь договор на организацию похорон.
Пермячка Марьяна рассказала, что когда в МСЧ №9 скоропостижно умерла её мама, врачи представили ей женщину, которая «заведует в больнице службой эвакуации». «Служба эвакуации» в итоге взяла на себя всю организацию похорон, которые обошлись примерно в 50 тыс. рублей.
Предпринимательница Елена Ниделько, работающая в похоронном бизнесе, рассказала историю, которая произошла с её собственным отцом. Он умер в одной из больниц в Добрянке в 2015 году. Родственников сразу отправили в ритуальное агентство, которые находились при медучреждении. При этом торопили — пугали, что отец «лежит вместе с бомжами».
58% респондентов,
Прибыль похоронного агентства, как и любой бизнес-организации, складывается из накруток. О них можно судить на примере ПМУП «Ритуальные услуги». Муниципальное унитарное предприятие — коммерческая организация, но особый статус обязывает её проводить все контракты через систему госзакупок. Поэтому мы знаем, что, например, лакированные гробы-шестигранники эконом-модели ПМУП
Судя по прайсам ритуальных компаний, выложенным в интернете, диапазон цен, в котором агент может «двигаться», весьма широк. Гроб, просто обитый тканью или лакированный шестигранник, комплект в гроб сатиновый или из парчи — всё это влияет на итоговую стоимость.
Таблица составлена на основе анализа прайсов, опубликованных на сайтах 13 ритуальных компаний
Минимум | Максимум | |
---|---|---|
гроб | 1,7 тыс. рублей | 149 тыс. рублей |
комплект в гроб (покрывало, подушка, наволочка) | 200 рублей | 3,6 тыс. рублей |
погребальный церковный набор | 100 рублей | 9,2 тыс. рублей |
костюм мужской | 1 тыс. рублей | 3,9 тыс. рублей |
платье женское | 450 рублей | 5,5 тыс. рублей |
крест деревянный | 800 рублей | 11 тыс. рублей |
памятник металлический | 2 тыс. рублей | 7 тыс. рублей |
памятник из мрамора | 4,6 тыс. рублей | 59,4 тыс. рублей |
памятник из гранита | 10,5 тыс. рублей | 360 тыс. рублей |
портрет на памятнике | 500 рублей | 25 тыс. рублей |
венок | 200 рублей | 17,5 тыс. рублей |
композиция из живых цветов | 1 тыс. рублей | 39 тыс. рублей |
стол и лавка у могилы | 3,5 тыс. рублей | 29 тыс. рублей |
«У агентов главная задача — угадать, сколько люди готовы заплатить за похороны. Например, они готовы заплатить 50. Ты говоришь «45», и они с тобой работают. Если скажешь шестьдесят — начнут думать», — комментирует индивидуальный предприниматель Алексей Козлов. По его словам, он не раз сталкивался со случаями, когда одинаковые наборы услуг различались по цене в два раза.
По мнению бизнесмена, проблема в том, что люди обычно даже не пытаются самостоятельно искать похоронное агентство, соглашаются на первое же предложение, а затем — не вникают в смету и, не читая, подписывают договор. За пять лет в практике Козлова была лишь пара случаев, когда клиент вчитался в документ, и только один случай — когда перепроверил смету. «Кстати, он заметил ошибку — одна позиция была посчитана дважды, и итоговая стоимость получилась на 3 тыс. рублей больше», — вспоминает Козлов.
Одна из наших собеседниц Ирина (имя изменено) рассказывала, что начала готовиться к похоронам матери заранее — мама умирала от рака. В ритуальном агентстве заверили, что похоронят за 11 тыс. рублей. Но когда дошло до заключения договора, сумма почему-то увеличилась до 35 — хотя по утверждению женщины, выбрали самый скромный гроб, самый дешёвый венок и памятник. «Не знаю, почему так. Но мы согласились. Не будешь же торговаться», — объяснила Ирина.
«Все менеджеры имеют знания психологии, у всех законченные психологические курсы. Они знают, как продать товар подороже. Если клиент апатичный, ему просто указывают: берём это, это и это», — рассказывает бывший сотрудник похоронного дома «Содействие», пожелавший сохранить анонимность. По словам собеседницы, агенты вырабатывают даже особую манеру говорить — медленно, ласково, по-матерински. Ориентируются они на внешний вид потенциального клиента: как одет, во что обут, на какой машине приехал. Имеет значение также и то, заплакан человек или нет: «Если выглядит свежим и бодрыми — значит, возможно, ему наплевать на умершего». При работе на выезде агенты обращают внимание на обстановку в квартире. Предпринимательница Елена Ниделько рассказывает, что некоторые пользуются каталогами без указания цен — цены проставляют на ходу, после оценки состояния квартиры.
Возможность заработать ещё больше ритуальные фирмы реализуют, продавая дополнительные услуги и сопутствующие товары. Пример: погребальный церковный набор. Может включать разрешительную молитву, венчик, молитвослов, крест в руку и на крышку гроба, ладан, свечи, икону. Позиция есть в прайсах большинства похоронных бюро. Цены обычно невысокие — от 100 до 300 рублей, но в одном из похоронных агентств доходит до 9 тыс. рублей. Причина дороговизны — включённый в набор небольшой образок ручной работы, выполненный в невьянской мастерской иконописи.
В списках услуг может быть помощь психолога, музыкальное сопровождение, написание некролога, создание фильма или книги памяти, услуги церемониймейстера.
Несколько наших собеседников сообщили о том, что в договоре появлялись неожиданные траты: например, изначально ритуальное агентство обещало бесплатно транспортировать тело в морг, а затем эта позиция почему-то оказывалась в смете. Из-за «мелочей» предпочитали не спорить. Предприниматель Алексей Козлов утверждает, что ему известны случаи, когда клиента вводили в заблуждение: оговаривали одну сумму, а в морге спохватывались — ой, за санитарную обработку не заплатили, тело не выдадут! Также деньги могут брать за услуги, которые должны быть бесплатными — например, за место на кладбище.
Услуги, которые всегда идут довеском к организации похорон — это предпохоронная подготовка тела. В сметах ритуальных компаний она может проходить как «услуги морга», но на самом деле оказывают их, как правило, индивидуальные предприниматели, которые смогли выиграть торги и обосноваться в госучреждениях, имеющих отношение к смерти. В краевом Бюро судебно-медицинской экспертизы, куда тела увозят на вскрытие, под вывеской «Канцелярия» работает индивидуальный предприниматель Нагнибеда. А в морге на улице Грачёва угол арендует ИП Панова.
ГБУЗ ПК «Клиническое патолого-анатомическое бюро» (упомянутый морг — его филиал) само тоже оказывает платные услуги. Их законность — под сомнением. По нашей информации, ещё в начале 2018 года руководитель учреждения обратился в Министерство здравоохранения региона с просьбой изменить Устав бюро. Одним из пунктов желаемых изменений было «оказание ритуальных услуг». Руководитель ГБУЗ получил отказ, но вопреки ему, окрестив «ритуальные услуги» термином «платные немедицинские услуги», подписал приказ, по которому филиалы бюро начали проводить бальзамирование, санитарную и косметическую обработку тел умерших за деньги. ИП Панова (та, что арендует помещение в морге) написала жалобу в пермское УФАС. Её рассмотрели, от патолого-анатомического бюро потребовали прекратить «совмещение функций органа государственной власти и хозяйствующего субъекта». Однако сейчас ГБУЗ пытается обжаловать предписание в арбитражном суде, поэтому его исполнение приостановлено.
До 1996 года действовал
Судя по документам, переданным нам одним из клиентов ИП Нагнибеда, комплексная предпохоронная подготовка обошлась ему в 10 тыс. рублей ровно. В смету включены различные виды обработки тела (санитарно-гигиеническая, противоэпидемическая, сохраняюще-восстановительная, косметическая), устранение ограничения в подвижности суставов, а также укладка тела в гроб (290 рублей) и вынос тела (310 рублей).
В управлении ФАС нам сообщили, что размещение предпринимателей в моргах и БСМЭ возможно, если всё сделано «на законных основаниях». Проверки ведомства в отношении ИП Пановой и ИП Нагнибеда не проводились.
С неожиданными дополнительными расходами можно столкнуться и непосредственно на кладбище. По рассказу Марины, хоронившей в сентябре 2019 году бабушку, за копку могилы с них взяли примерно в четыре раза больше стандартной таксы. Копщики заявили, что из-за дождей может обрушиться соседняя могила, поэтому нужно делать опалубку. За работу потребовали 10 тыс. рублей. «Платишь, потому что не хочешь омрачить последний путь умершего различными проблемами, которые создают сотрудники моргов, агентств, кладбищ и церквей», — резюмирует Марина.
Пермяк Сергей работает грузчиком в похоронной сфере с 2013 года. По его словам, для копщиков нормально подойти на похоронах к родственникам и шепнуть — мол, отблагодарить бы надо. Сумму не называют, родные дают, сколько не жалко. Сергей объясняет: это потому, что грузчикам достаётся только половина денег, прописанных в прайсе — остальное идёт агенту. По мнению нашего собеседника, просить сверх прописанного не зазорно, если «всё подобающе делать»: «Ценник фиксированный, [но при этом мы] подходим, помогаем — венки подвязываем, руки-ноги развязываем, всё красиво делаем».
Дополнительную плату могут попросить не только копщики, но и, например, священнослужители. Сергей рассказывает: как-то агент попросил его передать деньги батюшке, за отпевание. Он сделал, как велено. После ритуала священнослужитель подошёл к людям: «Можете отблагодарить». Ему дали ещё 2 тыс. рублей. «Постоял 30 минут — четыре тысячи заработал, уехал на «Пежо»», — комментирует собеседник.
Теоретически, умершего можно похоронить бесплатно. Безвозмездное погребение гарантирует статья девятая
Обойтись совсем без расходов сложно. Доставка тела на хранение в морг (если не требуется вскрытие), переноска гроба, копка могилы, предпохоронная подготовка тела — всё это в список услуг, оказываемых за счёт государства, не входит. Поэтому если денег на похороны нет совсем, придётся писать отказ от тела — так заявили в ПМУП «Ритуальные услуги», куда журналист обратился в частном порядке. Как следует из ответа городской администрации, хоронить в таком случае будут по статье 12 закона «О похоронном деле…» — как умершего, у которого нет супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя.
Если хоронить с помощью частного ритуального агентства, то затраты можно сократить за счёт государственного пособия на погребение. Размеры выплат различаются в зависимости от того, кто умер. Например, пособие на
Мы смогли найти родственников пятерых людей, погребённых на участке для «государственных». Четверо объяснили, что были вынуждены хоронить «социально» — кто-то из-за финансовых проблем, кто-то жил в другом городе и не был извещён о смерти, кто-то отбывал срок в колонии и не мог заниматься похоронами родственников. Люди отвечали, что если бы могли, организовали похороны иначе. В целом, вокруг «социальных» похорон формируется образ чего-то постыдного. «У родственников есть выбор: хоронить гарантированно или на свои средства, но у нас люди не настолько опустились, чтобы хоронить гарантированно», — заявлял
Людей при этом не информируют ни о пособии, ни о гарантиях федерального закона. Например, одна из наших собеседниц Елена, уверена, что государство может бесплатно похоронить только ребёнка, умершего при родах: «Это единственное, что бесплатно, насколько я слышала». Как следует из ответа на официальный запрос, в 2018 году по 9 статье ПМУП произвело всего 10 погребений.
Информации о пособии или гарантированном перечне нет на стендах ни в ПМУП «Ритуальные услуги», ни в Бюро судебно-медицинской экспертизы, ни в патологоанатомическом бюро №4 (как минимум, её не было тогда, когда мы там побывали — в августе 2019 года). В патологоанатомическом бюро на вопросы журналиста, обратившегося в частном порядке, отвечали грубо, о бесплатных похоронах рассказывать отказались. Сообщили только, что хоронят «таких» другие конторы, на кладбище при этом не пустят, а номер могилы сообщат только после похорон.
На
О ситуации, когда никто из агентов не побеспокоил родственников умершего, нам рассказали три собеседницы. Со слов одной из них, пермячки Ирины Михайловой, её отец умер в больнице №12. О смерти родным сообщили врачи, из похоронных фирм не звонили вообще, ритуальную компанию выбирали сами. «Может, всё дело в том, что папа был врачом? И больница была корректна [по отношению] к коллеге?», — размышляет собеседница. До 2010 года папа Ирины занимал должность главного врача противотуберкулёзного диспансера №2. После выхода на пенсию, со слов собеседницы, «остался авторитетом в закамской врачебной тусовке»
Ещё два случая, когда менеджеры ритуальных фирм не побеспокоили родных умершего, были связаны со смертью маленьких детей. Когда у перячки Елены в возрасте нескольких дней умерла дочка, ей не позвонил ни один агент: «Вообще духу их не было». Для детей всё гораздо дешевле, говорит она. Например, высечение одной буквы эпитафии на граните обычно стоит около 50 рублей, а в случае с ребёнком взяли 20. Другой нашей собеседнице Марьяне за последний год пришлось хоронить близких четырежды. Похороны бабушки, мамы и отца обходились примерно в 50 тыс. рублей, а за похороны новорождённой внучки отдали только семь. Агенты в этом случае также не беспокоили. Даже за копку могилы на кладбище с Марьяны не попросили дополнительных денег.
Продолжение следует. Во второй части расследования о похоронном бизнесе в Перми, мы расскажем, кто и как поделил между собой ритуальный рынок.
Публикация подготовлена журналистами и редакторами четырёх пермских изданий — медиа-проекта «Четвёртый сектор», интернет-журнала «Звезда», порталов 59.ru и Properm.ru.
Автор текста: Анастасия Сечина (Четвёртый сектор).
Сбор информации и редактура: Владимир Соколов (Четвёртый сектор), Владислав Аскариди (Properm.ru), Екатерина Воронова (Звезда), Екатерина Вохмянина (59.ru), Михаил Данилович (Четвёртый сектор).
Рисунки и коллажи: Диана Днепр
Фото: Владимир Соколов, Ярослав Чернов, Сергей Федосеев
Обработка фото и коллажей: Ярослав Чернов