Posted 30 июля 2021,, 12:23

Published 30 июля 2021,, 12:23

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Почему мы стали меньше жаловаться на дороги? Гид по нацпроекту, который в этом помог

30 июля 2021, 12:23
Пермский край с опережением графика идет к исполнению показателей, которые поставили федеральные власти в части дорожного строительства. Новые транспортные магистрали или обновленные участки сдаются каждый год, в планах властей взяться за ремонт региональных трасс.

Разбитая трасса до поселка Троица десятилетиями угнетала всех автомобилистов и пассажиров. Вспомните, как летом дорога на один из самых главных пляжей Пермского района превращалась в полосу препятствий: ямы, исчезнувшая разметка, погнутые знаки. При этом трасса «Новые Ляды — Троица» загружена ежедневно, и зимой и летом, здесь ездят фуры, которые также ускоряют темпы разрушения дорожного полотна.

Жалобы на бездействие дорожников регулярно мелькали в социальных сетях и обсуждались в кабинетах, но в прошлом году ситуацию удалось изменить благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Было приведено в порядок два участка трассы протяженностью 3,5 км. Не сделанным остался промежуточный отрезок дороги в 2,1 км, который починили в этом дорожном сезоне, тоже в рамках нацпроекта.

«На дорогу долго не обращали внимание, — подтверждает депутат Земского собрания Пермского района Светлана Букина. — Да, был точечный ремонт, но требовались более радикальные методы. К счастью, в прошлом году на объект вышел подрядчик и привел участок в порядок. Ведь в Троицу не только летом приезжают десятки тысяч туристов, но весь учебный год ездят школьные автобусы. Детей собирают из разных населенных пунктов, к которым не был обеспечен подъезд или не было остановок, пешеходных переходов. Сейчас ситуация поменялась».

Светлана Букина отмечает, что обновленная трасса добавляет туристической привлекательности: «У нас работает дом-музей поэта Василия Каменского — мы понимаем, что Троица привлекает своими возможностями для отдыха, но мы хотим расширять туристическое направление, в том числе, в образовательной части».

Сколько же понадобилось, чтобы отремонтировать дорогу протяженностью 5,6 км? Сумма на первый взгляд покажется большой — 38,5 млн рублей. Но было необходимо не просто залатать ямы, а наконец-то комплексно подойди к проблеме: отремонтировать пучинистые участки, обновить освещение, обустроить заездные карманы к остановкам, искусственные неровности, установить новые остановочные павильоны. Также благодаря дорожному национальному проекту на третьем участке появился пешеходный переход с автономным освещением — он работает от солнечных батарей и освещается в темное время суток для безопасного перехода проезжей части пешеходами.

Наш нацпроект

В Пермском крае, как и во всей России, ремонтом дорог в каждом населенном пункте занимаются местные власти. Они формируют перечень объектов, согласовывают технические задания, после чего проводится аукцион на работы. Подрядчик может по контракту проложить пару километров новой дороги или просто установить ограждения. Но национальный проект «Безопасные качественные дороги» смотрит более масштабно, а точнее комплексно: к дорогам предъявляются более высокие требования, за реализацией национального проекта следят профильные министерства в каждом регионе и президент Владимир Путин.

В основе программы есть качественные и количественные показатели. Например, один из важнейших — приведение к нормативному состоянию не менее 85% дорог от всех, входящих в агломерацию (в Пермскую агломерацию входит четыре территории: Пермь, Пермский район, Краснокамск и Добрянка) к 2024 году. Уже сегодня в Пермском крае власти достигли цифры в 70%, что точно говорит о высоких, даже опережающих темпах. Особенно учитывая, что на старте нацпроекта (до 2019 года — приоритетного федерального проекта) в 2017 году в нормативном состоянии было всего 49% дорог агломерации.

Ранее губернатор региона Дмитрий Махонин подчеркивал, что дорогам в Прикамье уделяется большое внимание, а федеральная поддержка в рамках национального проекта позволяет обновлять ключевые транспортные артерии и способствует развитию муниципалитетов и Пермской агломерации в целом.

Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края: — На контроле — не только количество ремонтируемых объектов, но и качество ремонта — его выполнение тщательно проверяют лаборатории. Нацпроект позволяет подходить к ремонту дорог комплексно. Благодаря этому на ремонтируемых участках появляется и новый асфальт, и другие элементы обустройства дороги: устанавливаются ограждения, остановочные павильоны, организуются съезды, тротуары, оборудуются светофоры и комплексы фотовидеофиксации. Все это делает их комфортными и безопасными для автомобилистов и пешеходов

Среди самых значимых дорог, которые обновились благодаря нацпроекту, мы бы отметили обход поселка Куеда, трассу «Пермь — Екатеринбург — Нестюково», участок «Култаево-Нижние Муллы», «Кояново-Юг», центральные, связующие и отдаленные улицы Перми (Петропавловская, Подлесная, Новогайвинская), «Восточный обход Перми». Последний был расширен до четырех полос, оборудован современным умным освещением, разделительной полосой. Наверно, именно обход стал эталоном среди дорог агломерации. Как итог — повысилась пропускная способность магистрали и сократилась доля автодорог, работающих в режиме перегрузки.

Но не только «большими делами» может похвастаться программа. Десятки и сотни участков в небольших поселках также ремонтируют в рамках нацпроекта. Например, для пенсионерки Елены Володарьевны из Шульгино (под Гамово) очень важно, чтобы дорога «не просто была, а отвечала всем требованиям». «Я как водитель особенно хорошо чувствую все ямы и кочки, которых на участке до нашего дома было очень много. Сейчас положили хороший и новый асфальт, починили мост. Для школьников поставили остановку и теперь там останавливается автобус. Появился пешеходный тротуар вдоль обочины» — рассказывает женщина и добавляет, что теперь ждет продолжения благоустройства.

Из сухих, но важных цифр: в прошлом году Пермский край смог выполнить нацпроект на 100%. Попытка приблизиться к максимуму есть и в этом году: на более чем 107 км дорог выделено по программе 2,4 млрд рублей, из которых 1 млрд рублей — федеральная поддержка.

Но нацпроект должен не просто снизить жалобы на плохие дороги, но и увеличить безопасность всех участников дорожного движения. Так, с начала участия в нацпроекте в Пермском крае сотрудники Госавтоинспекции ежегодно фиксируют примерно на 10% уменьшение количества аварий и числа пострадавших. Глобальная цель — уменьшить смертность на дорогах в 3,5 раза. Кроме того, в рамках нацпроекта обновляется общественный транспорт. Вы могли видеть новые красные автобусы в Перми с надписью «Наш автобус — Наш нацпроект». Транспорт стал подарком региону — мы первыми в России получили 42 новых автобуса в прошлом году, и еще 37 — в нынешнем. Перевозчики, обслуживающие маршруты, по которым сегодня курсируют эти автобусы, приобрели их в лизинг с 60% скидкой.

Общественный контроль

Отдельно нужно выделить роль местных жителей, которые участвуют в формировании перечня дорог для участия в нацпроекте. Дорожники находятся в постоянном взаимодействии с населением, которое стало участником создания безопасной и комфортной жизни, а не просто сторонним наблюдателем. Помогает в контроле краевая Общественная палата, которая с 2017 года активно участвует во всех приёмках автомобильных дорог.

«Обязательное участие представителей общественности закреплено в паспорте национального проекта, — рассказывает эксперт по ремонту дорог и благоустройству дворов Общественной палаты Пермского края Даниил Бахарев. — У каждого общественника при обследовании или приемке автомобильной дороги имеется акт и лист наблюдения, который заполняется в ходе проверки, а все выявленные нарушения фиксируются и затем отправляются для устранения подрядчику и заказчику для контроля».

Депутат Светлана Букина вспоминает свой опыт при ремонте на участке «Новые Ляды-Троица»: «К подрядчику были претензии, которые мы зафиксировали. Но стоит сказать, что дорожники понимают, что за ними также приглядывают со всех сторон, поэтому оперативно исправляют недостатки. Кроме того, на все работы есть гарантия». Простыми словами, подрядчики заинтересованы в том, чтобы выполнить работы на «отлично». Кроме того, на каждом участке отбираются пробы, которые отправляются в лаборатории для исследования. Если полотно не будет соответствовать требованиям, то все придется переделывать.

«В вопросе строительства и ремонта дорог в Пермском крае необходимо уделять внимание не только качеству выполнения работ подрядными организациями, но и изменению подходов к строительным материалам. Важно решить проблему износа дорожного покрытия — нужно пересматривать требования к дорожному строительству, чтобы отремонтированные объекты дольше служили нашим автолюбителям», — подчеркивал губернатор.

Но будем честны — жители Пермского края все же оценивают дорогу по простым критериям: должна быть ровная, с видимой разметкой, переходами и светофорами. Поэтому небольшой ликбез не помешает, тем более, что каждый из нас сможет стать независимым контролером. С прошлого года при ремонте дорог по нацпроекту стали использовать щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь (ЩМА-16). Если не углубляться в матчасть, главный показатель качества такой дороги — устойчивость к колееобразованию. Новый тип асфальта, например, использовали на Восточном обходе, трассах Пермь — Усть-Качка, Пермь — Березники, дорогах Пермского района. Именно там мы можем отслеживать качество работ в ежедневном режиме.

Как вы поняли, не только загородные трассы попадают в программу. В крупных городах также занимаются ремонтом. Например, в Краснокамске в прошлом году починили улицы Коммунистическая, Шоссейная, Пушкина. Улицу Чапаева Дмитрий Махонин инспектировал лично и приводил в пример комплексного ремонта: новые ограждения, остановочные павильоны, тротуары, камеры фотовидеофиксации.

Сегодня идет ремонт ул. Промышленной от ул. Городской до объездной дороги. Как рассказывает многодетная мама Галина Шалагина, для неё всегда крайне важна безопасность детей: «Мы видим, как меняются улицы, которые раньше были разбиты. Появляются светофоры, «зебры», остановки — все должно быть готово к учебному году. Конечно, родителям важно объяснять все правила дорожного движения и поведения, но на проезжей части и около нее должно быть безопасно».

Дороги будущего

Выше мы объяснили, что нацпроект «Безопасные качественные дороги» применяется в рамках Пермской агломерации и на региональных трассах. Есть показатели, которые край успешно выполняет, о чем говорят цифры и жители. Наверно, именно по совокупности этих факторов Пермский край стал одним из первых регионов, которому утвердили региональную опорную сеть автодорог.

Недавно Пермский край и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) подписали соглашение о развитии автомобильных дорог общего пользования и объектов улично-дорожной сети на территории Пермского края. К 2024 году — региональные дороги, включенные в опорную сеть, должны быть на 85% приведены к нормативу. Среди них трассы Пермь — Березники, Кудымкар — Гайны, Кунгур — Соликамск, Полазна — Чусовой, Кукуштан — Чайковский, Пермь — Усть-Качка и ряд других. Перечень был утвержден в начале июня, его защищал в Росавтодоре министр транспорта Пермского края Андрей Алякринский. Отметим, что подобные соглашения были заключены только с 11 регионами России, а значит Пермский край продолжит развивать дорожную сеть, создавать быстрые и безопасные трассы.

Новости партнеров

"