Posted 25 марта 2020,, 07:49

Published 25 марта 2020,, 07:49

Modified 2 марта 2023,, 16:14

Updated 2 марта 2023,, 16:14

«Дамоклов меч» сокращений. Поправки в бюджет Прикамья раскритиковали, но приняли

25 марта 2020, 07:49
Краевые парламентарии сразу в двух чтениях приняли «увесистый» пакет поправок в бюджет на 2020-2022 годы. На пленарном заседании дискуссии, традиционно, не было: видимо, депутаты и краевые чиновники вполне «выговорились» на заседаниях комитетов, особенного профильного – по бюджету. Здесь дебаты не обошлись без остроты. В частности, глава Контрольно – счетной палаты сообщил о нарушениях, обнаруженных ревизорами в ходе подготовки заключения на законопроект.
Сюжет
Налоги

«Преждевременные» траты

Министр финансов региона Елена Чугарина сообщила основные параметры изменений. Речь идет о распределении остатков средств бюджета Прикамья, образовавшихся на 1 января 2020 года, — а это почти 12 млрд рублей. По словам министра, «остатки сложились за счет дополнительного поступления налога на прибыль, а также в связи с экономией по итогам конкурсов, и корректировкой проектно-сметной документации по отдельным инвестиционным проектам». К слову, предложенное сокращение «портфеля» инвестиционных расходов бюджета на 2020 год превысило 3 млрд 183 млн рублей, или на 41,5% от утвержденных прежде в бюджете ассигнований. Это, в том числе, пермский зоопарк, новая сцена театра оперы и балета, 25 больниц.

Председатель КСП Геннадий Тушнолобов в своем выступлении был немногословен. По его словам, за день до внесения бюджета в Заксобрание, по многими поправкам отсутствовали документы, которые бы подтверждали бюджетные инвестиции. Например — в создание региональной системы оповещения (на случай чрезвычайных ситуаций — 73 млн рублей), покупку в краевую собственность комплекса аэропорта в Березниках — 78 млн рублей и здания с гаражом в Кудымкаре.

«Основанием для внесения поправок в закон о бюджете являются изменения в адресную инвестиционную программу (АИП) Прикамья, — «напомнил» Геннадий Тушнолобов. — На момент проведения финансовой экспертизы изменения в АИП не внесены. Значит, предложенные поправки по уточнению объемов финансирования мы считаем необоснованными. Например, в адресной инвестиционной программе нет взноса в уставной капитал спорткомплекса «Олимпия» для строительства многофункционального комплекса с аквапарком, фитнес-центром и гостиницей — 5 млрд 693 млн рублей. Считаем, что отвлечение средств на это — преждевременно и необоснованно».

Деньги — на несуществующий проект?

Недоумение ревизоров также вызвало намерение исполнительной власти края в рамках программы «Качественное здравоохранение» увеличить на 10 человек численность казенного учреждения «финансово-хозяйственное управление». Новые работники обойдутся в 5 млн рублей ежегодно. А их обязанностью станет якобы «непосредственное участие в выполнении контроля за работами по капитальному (порядка 70 объектов) и текущему ремонту зданий и сооружений, реконструкции и строительству новых зданий государственных учреждений (порядка 30 объектов)», «выполнение функций строительного надзора».

По мнению специалистов КСП Прикамья, казенное учреждение «не является ни подрядчиком, ни застройщиком, ни заказчиком, ни проектной организацией. Соответственно, оно не может выполнять функции строительного контроля».

Кроме того, правительство края предлагает увеличить расходы краевого бюджета на 34 млн рублей ежегодно на увеличение фонда оплаты труда работников регионального «Медицинского информационно-аналитического центра» (МИАЦ) «для реализации проектов «Новая поликлиника» и создания колл-центра по работе с обращениями граждан по вопросам оказания медицинской помощи».

В свою очередь, ревизоры отмечают, что предлагаемые дополнительные расходы по МИАЦ предусматривают не только увеличение окладов сотрудников, но и увеличение штатной численности на 43 штатных сотрудников — до 110 человек (рост 165%). Чем планируется занять этих новых работников — непонятно.

Самое интересное, что проект «Новая поликлиника», о котором любят рассказывать в Минздраве Прикамья, согласно заключению КСП, «документально не существует — ни в одном правовом акте не установлены цели, задачи проекта, мероприятия, реализуемые в его рамках, не определены ответственные испол¬нители и финансовые ресурсы».

«У нас в заключении много что написано, а результат таков: по представленным документам мы никаких выводов сделать не можем, — резюмировал глава КСП, обращаясь к членам кабинета министров. — Документы нам вносили пять дней подряд, но никакого нет в итоге результата — будете сами принимать решение. Зачем раздувать штатную численность — я не знаю».

Законопроектом о поправках в бюджет трехлетки предусмотрено выделение краевых трансфертов на «Строительство трамвайных путей между станциями Пермь II и Пермь I, приобретение или изъятие земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества, включая принадлежащее ОАО «Российские железные дороги», расположенных в границах участка от станции Пермь I до станции Пермь II. В том числе — для развития прилегающей территории» (500 млн рублей на 2021 год). Эти деньги намечено потратить на выкуп земельного участка, и «объектов имущества» по адресу: Пермь, ул. Монастырская, 26 с целью строительства трамвайных путей между станциями Пермь II и Пермь I.

И опять же, «документы о том, что планируемый к выкуп земельный участок входит в зону строительства трамвайных путей, не представлены, а объем дополнительных расходов определен исходя из рыночной стоимости торговых и офисных площадей в городе Перми». Рыночная оценка запланированной покупки тоже не подтверждена документально.

«Если говорить о выкупе земельного участка за 500 млн рублей, то, могу сказать, если это дело произойдет, могут сразу возникнуть вопросы о нецелевом использовании средств, — заявил Геннадий Тушнолобов. — Не понимаю, для чего это делается. Никто ничего объяснить не может, — каких путей, никакой схемы нет, нам ничего не представили. Если, получается, какой-то маленький участок в краевую собственность выкупят, а все остальное будет муниципальным, то это будет еще «смешнее». Здесь очень серьезно подумать надо, по использованию этих денег: мы поставили «минус».

Не «посмешить бы бога»…

Очевидно, что в свете последних общемировых событий бюджет Прикамья, в течение этого года не раз может быть подвергнут новым корректировкам.

«Мы не первый раз переживаем все эти «турбулентности», как вы выразились, — поделилась своим мнением Елена Чугарина. — Было подобное в 2008, и в 2014 году. Считаю, что Пермский край уже адаптирован, и со существующей структурой нашего бюджета мы, как никогда, готовы. Да, у федерации есть Фонд национального благосостояния, «подушка безопасности»…Это дает нам надежду, что трансферты из федерального бюджета не будут сокращены. А что касается бюджета Прикамья, мы четко осознаем, что снижение поступлений «конъюнктурных» доходов, скорее всего, произойдет. Гадать сейчас — дело неблагодарное. Можно сейчас говорить что угодно, но это только «бога смешить». Но мое личное мнение, что мы, возможно, в какой-то ближайший период, по доходам придем к уровню 2016 года».

Стоит сказать, что доходы краевого бюджета-2016 (в окончательном варианте) составили 99 млрд 223 млн рублей, расходы — без малого 111 млрд рублей. Для сравнения: с учетом принятых поправок, бюджет-2020 по доходам утвержден в размере 153 млрд 198 млн рублей, по расходам — 171 млрд 736 млн рублей.

Анатолий Москвин для Properm.ru
"