Posted 27 апреля 2021,, 04:40

Published 27 апреля 2021,, 04:40

Modified 2 марта 2023,, 14:35

Updated 2 марта 2023,, 14:35

Нестабильная траектория. «Парма» провела лучший сезон в истории и «смазала» концовку

27 апреля 2021, 04:40
Олег Русских
В двух матчах финальной серии за Кубок Европы ФИБА, «Парма» показала все проблемы, которые копила в течение года и проиграла командам слабее себя. Неизвестный автор интернета метко окрестил пермяков «команда «Робин Гуд»: «У богатых очки берет — бедным раздает». Для «Пармы» сезон безусловно остается лучшим по результату, но с противоречивым послевкусием. И похоже, что для прогресса команду надо заново пересобрать.
Сюжет
Парма

«Парма» ехала в Тель-Авив на финальные игры Кубка Европы ФИБА, практически, в статусе фаворита. Противник по полуфиналу и хозяин площадки «Ирони Нес-Циона» — только восьмое место в израильской лиге. «Орадя» — четвертое место румынского чемпионата, «Сталь Острув-Велькопольски» — третье место польской лиги. Даже букмекеры считали шансы российской команды предпочтительными. Но «Парма» проиграла оба матча. И не только из-за «не повезло» или странного судейства, хотя и то, и другое имело место. Главную роль, как кажется, сыграли коренные проблемы команды.

«Скамейка»

При всем формальном богатстве выбора, у «Пармы» короткая «скамейка». Например, задняя линия. Формально на две позиции защитников шесть игроков. Главная сила — лидер команды Адас Юшкявичус. Но второй год у нас только один чистый разыгрывающий — Лоренцо Уильямс. Ему 38 лет и два последних месяца он выходил на паркет с микротравмами через боль.

Как решали проблему? Главный тренер Казис Максвитис сначала потратил год, чтобы сделать разыгрывающего из атакующего защитника Роберта Джонсона. Затем Джонсона продали, купили перспективного поляка Марцела Понитку. Но Понитка — тоже атакующий защитник, а не разыгрывающий! Максвитис и его взялся переучивать. Пока идет с трудом. Оставшиеся защитники Платунов, Григорьев, Шейко толком весь год так и не заиграли на нужном уровне.
Фактически, на две позиции задней линии у «Пармы» было только три игрока, один из которых травмированный ветеран, а второго используют не по назначению. Мы не знаем, была это позиция главного тренера, бюджетная политика клуба или все вместе.
Но факт остается фактом. Потеря Юшкявичуса и Уильмса автоматом делала заднюю линию Пармы неиграбельной — некому подхватить знамя. Ровно это мы увидели в концовке полуфинального матча с «Ирони Нес-Циона» и всей игры с «Орадя».
Кроме того в последних четырёх играх, пермской команде не хватало «физики» на последнюю четверть матча. Календарь весны 2021 года съел запас сил и энергии у основных игроков. Отметим, что график российских команд сильно легче многих европейских лиг. Но шести игр в марте и семи в апреле хватило, чтобы пермяки потеряли свежесть.

Нестабильность

Весь сезон пермская команда играла «всплесками». Пара удачных матчей сменялись сериями поражений. Выиграв у фаворита, клуб затем мог провалить матч аутсайдеру. Пермяки перестали быть «домашней» командой, уступив 8 из 12 домашних матчей в регулярном сезоне лиги ВТБ (в гостях одержали шесть побед). Да и по статистическим показателям клуб на выезде играл лучше, чем в родном «Молоте»: 75 очков в среднем забивали дома, 81 — в гостях, домашняя эффективность — 82, выездная — 93.

В конце марта — апреле «Парма» провела отличную серию. В одну калитку обыграла болгарские команды в четвертьфинальной стадии Кубка Европы. Затем продолжила выигрышами над «Астаной», «Цмоки-Минском». А в упорнейшем поединке с «Зенитом» на 99% оформила место в плей-офф лиги ВТБ. После этого последовали проигрыши «Автодору» и УНИКСу. Увы, но шансы на то, что серия неудач продолжится в Израиле, были велики.

Ровно такие же всплески видны и внутри матчей. Вспомните знаменитый камбэк в игре с ЦСКА, когда команда отыграла отставание в 22 очка за шесть минут. А фантастический паралич в домашнем матче с «Автодором», где «Парма» за последнюю четверть умудрилась пропустить 35 очков? В какие-то моменты наша команда просто выключалась из игры и вставала, в буквальном смысле этого слова. Такой провал случился в игре с румынской командой «Орадя». «Парма» проиграла 5-минутный отрезок матча со счетом 18:0 и фактически этим лишила себя третьего места на Кубке Европы.

Детские болезни

Есть и другие болячки, глядя на которые только руки разводишь в недоумении. Пермская команда — почти чемпион лиги ВТБ по потерям мяча и это такая родовая болезнь, которую впору возводить в ранг культа. 15 потерь в среднем за игру, а часто больше. Тонкое место тоже рвануло в полуфинале Кубка: после потерь наша команда получила от «Ирони» 24 очка. А большинство потерь команды — после неудачных передач через отскок от паркета. Вполне может быть, что любимая «Пармой» техника передач приносит большой эффект, но…если исполнители не справляются месяцами, может что-то поменять? К числу таких же болячек относим низкий процент реализации штрафных. Пермский вариант — от 70% до 75%.

И уж, конечно, все кто смотрел полуфинал с «Ирони» скажут: «Ну когда же тренер научит играть концовки?» Наши вели 80:78, оставалось 35 секунд, у «Пармы» была возможность дважды спокойно нарушить правила и прервать атаку соперника. Как кажется все болельщики Перми в едином порыве орали в телевизоры: «Фоли!» Но фола не было. И Парма проиграла концовку.
Еще пример негибкости? В том же матче защиту пермяков растерзали три игрока израильского клуба. Брайн Ангола, Патрик Миллер и Уейн Селден набрали 51 очко (из 81), собрали все возможные подборы, передачи и перехваты. Они даже на скамейку запасных не садились. И вот против троих человек (а эти парни не Майклы Джорданы или Коби Брайанты) вся «Парма» во главе с Казисом Максвитисом не смогла найти схемы борьбы.

Триумф воли

И, извините за банальность, чтобы выигрывать кубки — мало класса, тактики и глубины состава. Спорт — это не только про мастерство. Это концентрация воли, желания, самоотдачи и самоотверженности. В мачте с пермяками парни из «Ирони Нес-Ционы» и «Орадя» выкладывались на 300%. «Парма» — нет.

И еще немного важных цифр. Удивительное дело, но если убрать Кубок Европы, «Парма» провела этот сезон хуже, чем предыдущий. Процент выигранных матчей 41% против 44% в прошлом году. Средняя результативность снизилась до 78 очков за игру (в прошлом сезоне — 87). И эффективность команды упала на 10% (с 97,7 до 87,3). Потерь стало больше, а подборов меньше. Да, результат этого сезона лучше, а игра хуже. Вот так.

Тут сложно сказать в чем дело, но вполне возможно, что сотрудничество «Пармы» с лучшим тренером в истории клуба Казисом Максвитисом исчерпало себя. Или расстроилось взаимопонимание команды с главным тренером. Максвитису удалось почти невозможное. Из игроков среднего класса он собрал команду, которая играет много лучше суммы игроков. В свое время так получалось у Черчесова и Гаджиева с «Амкаром» или у Гуса Хиддинка со сборной России. В таком союзе все когда-то устают. И тренер, и игроки. Поэтому с большой долей вероятности осенью мы увидим совсем другую «Парму».

Но до этого, пермской баскетбольной команде предстоят игры плей-офф. По логике — только с «Зенитом», ведь питерцы объективно сильнее. Но это же спорт. Может быть команда Максвитиса выдаст «дембельский аккорд», от которого вздрогнет Пермь?
Мы будем надеяться. Нужна воля.

"