В конце прошлого года депутаты пермской городской думы утвердили новый Генеральный план города. Руководитель администрации Перми Анатолий Маховиков назвал создание Генплана главным результатом 2010 года.
объяснил, что пермякам новый документ ничего не даст и даже обсуждать его трудно. В то же время общественник рассказал, почему
вернется в Пермь, в чем неправ губернатор Чиркунов, сможет ли Гельман переделать город, о пермском трамвае, метро и многом другом.
В конце прошлого года был утвержден Генплан Перми. Чего пермякам ждать от этого документа?
— От самого Генплана — ничего. Это документ, который может быть не реализован: точность прогнозов на десятилетия невелика, жизнь может сложиться иначе. Генплан даже публично обсуждать трудно — это пять страниц текста и сто страниц координат... Хорошо в истории с генпланом то, что высокие чины начали задумываться, почему из Перми многие стремятся уехать...
— Вроде бы никаких фундаментальных причин здесь оставаться нет: климат неважный, от столицы далеко... Но ведь не все уезжают. Что держит? ... Я думал над этим и, по-моему, Пермь практически единственный миллионник, окруженный лесами. Пермяк может выйти из дома и через полчаса оказаться в лесу с грибами и медведями... У нас все главы города этим увлекались! Ведь ходят же байки о совещаниях, проведенных прямо в охотничьем костюме...
— И каково теперь Шубину в Москве без ружья?
Вот, кстати, почему он вернется — он вернется, чтобы охотиться!
— Так, но Чиркунов — не охотник...
— Чиркунов не прав, он слушает только голландцев, которые ничего о нас не знают... Голландцы наиболее далекая по менталитету от нас нация, у них в стране ни леса, ни зверей не осталось, освоен каждый клочок земли.
— Вы имеете в виду голландцев, написавших мастер-план? Вам он не нравится?
— Мастер-план — неплохая идея. Это популярный документ, который можно обсуждать, в отличие от генплана, понятного только специалистам. И надо учитывать, что голландцы не предложили ничего нового, все их тезисы пермская общественность давно продвигала: Валентина Оглоблина защищала леса, Владимир Кусакин пытался добиться создания «зеленого кольца» по долинам малых рек ... И все мы знали, что Садовый и Парковый — не идеал...
— Чиркунов про это недавно писал — правильные кварталы в нашем городе времен сталинской застройки...
— Это и раньше не было новостью. Качество жилья определяется средой, а не количеством квадратных метров. Может, для меня это было само собой разумеющимся, так как я вырос в так называемых «домах чекистов» на ул.Сибирской. Я только недавно понял, что жил в супер элитном жилье: на верхнем этаже утром на кухне я видел рассвет, а вечером у телевизора заход солнца, под окнами в мае всё было бело от цветущих яблонь, в школу я ходил по Горьковскому саду, а в гастроном — мимо зданий XIX века, был нормальный двор и гаражи, где можно было поиграть в «казаки-разбойники»... Да, протекала крыша, но это мелочи по сравнению с качеством среды, которое сейчас ни за какие деньги в Перми не купишь. Мастер-план хорош тем, что там собраны простые и разумные правила, которые благодаря систематичному изложению стали предметом дискуссии.
— А что на ваш взгляд в мастер-плане не так?
— Высокоплотная застройка. Уверен, что это будет предметом ожесточенных дискуссий, и у меня есть серьёзные опасения, что уплотнение усилит миграцию из Перми. Нужно понимать, что Пермь — это особый город по климату, даже для России. Поэтому тут, по-видимому, могут оставаться только люди, которых это почему-то устраивает. Почему их это может устраивать? Потому что здесь не такая высокая плотность. Для нас неприемлемо как в Европе смотреть через кухонное окно как сосед пьёт утренний кофе. Нам нужен простор, близость к природе, большое личное пространство.
— И каково это пространство содержать в чистоте и порядке?
— Да, в высокоплотном городе меньше расходы на содержание. Но только в теплом климате, в Европе! При наличии твердых осадков, есть и обратная зависимость. Куда мы будем девать снег? При не очень большой плотности застройки снег валили на газоны и в другие неиспользуемые пространства, которые так возмутили разработчиков мастер-плана: «у вас город состоит из пустырей». Если всё будет застроено, то весь снег придется вывозить? Мы же разоримся на этом! Те, кто предлагает просто увеличивать и увеличивать количество снегоуборочной техники, пусть сначала посчитают, сколько это будет стоить, если весь снег со всей площади застройки Перми придется вывозить, не только с улиц, но и с дворов. Мне кажется, сейчас снег вывозится едва ли с 1% территории города...
— Нет, серьезно, о П-Остановках в ЖЖ вы написали восемь эпизодов. Чем они вам не угодили?
— Я считаю, что это просто пример плохого дизайна. Вернее, промышленным дизайном там и не пахнет, только красивая картинка сделана. И, конечно, пример того, как деньги тратят на громкое имя и вообще не смотрят на результат.
— У нас это становится практикой...
— Да, оперный театр отдали на откуп Дэвида Чипперфильда. Проект просто ужасный, неудобный и для зрителей, и для труппы. Планируется вырубить значительную часть сквера, просто так, даже не под строящееся здание... А знающие люди говорят, что представленный на конкурс проект нельзя реализовать и его придется кардинально перерабатывать. Самое интересное, что проект никому не показывают, его даже пермское архитектурное сообщество не видело. Точно так же делается реконструкция вокзала Пермь-2 — пригласили Deutsche Bahn — это немецкие железные дороги — я им доверяю, но есть какие-то вещи, которые немцы не знают. В конце концов, у нас есть садоводы, которых в Германии нет... Может старушки с рассадой не нравятся властям, но это не повод их дискриминировать. Нужно очень внимательно изучать проблему, чтобы хорошо сделать. Я почему говорю, что нужно выносить проекты на Градсовет? Не потому, что там какие-то «яйцеголовые» сидят. Даже дураки в количестве 40 штук гораздо быстрее увидят ошибки, чем один «гений», просто потому, что их суммарный жизненный опыт намного богаче. Чем шире обсуждение, тем качественнее результат. Нужно широко обсуждать и Оперный, и Пермь-2, и Аэропорт, и застройку бывшей психиатрической больницы на Революции... Везде что-то планируется, но никто не знает что... Никто не видел и проекта реконструкции Речного вокзала, только пару картинок. А Набережная? Список длинный.
— Нет! Они поставлены, деньги истрачены. Мы не настолько богаты, чтобы выкидывать новые вещи. Они могут использоваться. И пусть будут молчаливым напоминанием — люди не должны забывать о том, что бывает, когда делаешь не думая. Конечно, их придется модифицировать — демонтировать электрическое оборудование, открыть верхнюю часть, чтобы вентиляция была... Пермские специалисты способны их довести до ума...
— Тогда перейдем к другому увлечению пермских властей — трамваю...
Оказалось, что у меня интуитивная нелюбовь к трамваям: стараюсь пользоваться автобусом, если есть варианты. Дело в том, что трамвай не слишком надежен — движение может быть парализовано в самый неподходящий момент. Пару раз столкнувшись с этим, постараешься избегать такого риска. Электрический трамвай появился ещё в конце XIX века и только потому, что тогда ещё не было резины... И главное: гибкость инфраструктурных систем — это главное требование времени. Трамвай лишен гибкости, он не может подстраиваться под ситуацию. Вы построили линию, а через 10 лет пассажиропоток изменился — инвестиции в мусорку. Трамвай может быть оправдан, если создаются линии без перекрестков и иных препятствий движению — фактически по типу наземного метро. Тотальное же покрытие центра города трамвайными путями, как предусмотрено Генпланом — это абсурд.
— Пермяки тем временем мечтают о настоящем метро...
— Нужно бороться с собственным комплексом неполноценности. В советские годы важность и ценность города определялась, есть ли в нем метро. Перми метро не нужно. Метро — это способ решить транспортную проблему в очень плохо спланированном городе, например, со средневековой сетью мелких кривых улочек. Пермь со своего основания имеет современную регулярную структуру. Если мы не наделаем ошибок с уплотнением города, то нормально работающую транспортную систему мы сможем создать и без метро. Нужно привыкать к тому, что город ценен не тем, что есть метро, а качеством жизни в нем. И о метро мечтают те, кто им не пользовался постоянно... Иметь возможность дойти пешком до работы — это гораздо круче.
— Не можем не спросить о вашей битве с ПГУ. За что вы на них так ополчились?
— Пытался привлечь студентов к своим юридическим делам. Я затеваю только прецедентные суды, которые должны быть интересны студентам и которые могут дать им профессиональное признание. Но это оказалось никому не интересно — атмосфера в ПГУ затхлая, не творческая. А я представляю, какая нужна атмосфера — учился два года в МГУ. Для этого хотя бы преподаватели должны чувствовать себя свободно, не бояться администрации. А какой, скажите, ПГУ может быть национальный исследовательский университет, если новый ректор — Макарихин — строил свою предвыборную программу на констатации демографического провала и надеждах на приезжих, в том числе из Китая? Хорошая хозяйственная программа, тонкий маркетинговый ход, но от этого исследовательский азарт не возникнет, инновационной атмосферы не будет...
— И вы хотите эту атмосферу изменить?
— Да. Нужно ощущение свободы, что в ПГУ от тебя что-то зависит... Итоги голосования по поправкам в Устав ПГУ на только что прошедшей конференции вселяют надежду... За открытость информации о деятельности университета проголосовала треть от присутствовавших... К сожалению, этого было недостаточно, но пару лет назад «за» были лишь единицы самых «безбашенных».
— Невольно вспоминаешь Гельмана и его команду, которые также заявляют — хотим изменить сознание людей...
Я думаю, что Гельман со вcей его командой, аппаратом и технологиями Пермь не переделает. Они пытаются вживить, а я только подталкиваю естественные процессы. Но Гельман — это хороший провокатор. Его команда делает эффектные вещи, но по-сути бессмысленные. А провокация хороша тем, что заставляет заново всё осмыслять. Я считаю, что над любым действием надо думать, размышлять. Так что если мы Гельмана «переварим» — значит, мы чего-то стоим.
— Хорошо. Кто платит зарплату Гельману — можно догадаться. А кто платит зарплату вам и зачем вам все эти общественные заботы?
— Жить надо интересно. Зарплату за это я не получаю, наоборот, свои трачу... Но я очень экономный, всё могу делать сам, поэтому какой-нибудь прецедентный судебный процесс мне обходится всего в 300 рублей: 200 рулей госпошлины в первой инстанции и 100 рублей — в кассационной... Никогда не платил СМИ. Я непритязательный в быту, никогда не тратил все заработанные деньги. Это важно, чтобы чувствовать себя свободным. Надо иметь заначку хотя бы на год жизни, чтобы не зависеть от работодателей, клиентов и пр. обстоятельств. От возможности заработать не отказываюсь, но берусь только за интересное мне — благо «накопленный жирок» позволяет так себя вести. Не первый год так живу — получается!
— Решили себя посвятить общественной деятельности?
— Тому, что интересно, — да. Я, на самом деле, всегда занимался только тем, что мне интересно. Оказывается, это возможно — заниматься тем, что интересно и при этом не умрешь с голоду... Тут очень простая логика: если ты занимаешься тем, что нравится, то легко и с удовольствием приобретаешь знания и навыки, поэтому становишься профессионалом и, соответственно, можешь получать хорошие деньги фактически за хобби... А если займёшься неинтересным — измучишь себя и клиентов разочаруешь.
— А все эти ваши бесконечные суды — вы что, действительно думаете, что в нашей стране через суд можно что-то решить?
— Да! Иногда можно решить, но не быстро. Примерно два-три года уходит на создание прецедента. И потом я не ожидаю, что всегда можно выиграть. Ведь суд — не самоцель. Для вас же не секрет, что подача иска в суд — хорошее медийное событие, способ привлечь общественное внимание и породить публичную дискуссию. Удивительно, но суды многих заставляют задуматься над проблемой. В конце-концов можно выиграть, проиграв. Показать несовершенство закона и подтолкнуть к его изменению, можно выиграть морально. Главное, что я вижу реальные изменения жизни от своих судов. И от этого, поверьте, получаешь удовольствие.
Фотограф: Мария Масло
Текст: Максим Красных, Светлана Заморяхина
Редакция благодарит кафе