Posted 23 апреля 2015,, 09:00

Published 23 апреля 2015,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 16:16

Updated 2 марта 2023,, 16:16

Как в 2009 году: Интервью с пермским приставом о пугающем росте долгов по кредитам

23 апреля 2015, 09:00
Наталья Варламова
И.о. заместителя главного судебного пристава Пермского края Ольга Накарякова рассказала Properm.ru о том, чем чревата закредитованность населения вкупе с увольнениями и сокращением доходов. Объем новых исполнительных производств у приставов вырос в два раза, а всего на исполнении находится почти 30 млрд рублей кредитной задолженности.

— Ольга Павловна, в России сейчас официально кризис. Падение доходов дает о себе знать во многих отраслях, банковская — не исключение. Статистика фиксирует, что в банках Пермского края значительно ухудшается качество кредитного портфеля, растет просрочка по кредитам. Как это сказывается на приставах? Вы чувствуете увеличение объема работы?

— Действительно, кризис чувствуется во всех отраслях и мы видим рост исполнительных производств по всем категориям, в том числе и по кредитам. К проблеме закредитованности населения добавилось то, что люди, лишаясь работы, теряют и свой заработок, а значит, не могут должным образом погашать задолженность по кредитам. В судах растет число судебных решений в пользу банков, которые уже поступают на исполнение к нам.

— Насколько сильно увеличилось число исполнительных производств в Пермском крае, касающихся взыскания задолженности по кредитам как физических, так и юридических лиц?

— За первые три месяца 2015 года к нам поступило 10,5 тыс. исполнительных документов на сумму 3,8 млрд рублей. При этом от месяца к месяцу наблюдается рост. По количеству это на 45% превышает результат за аналогичный период 2014 года, а по объему — более чем в два раза.

— Параллели с 2008–2009 годами можно проводить?

— Да. Объемы задолженности растут по всему: налоги, кредиты, коммунальные платежи. Сейчас на исполнении в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю находится более 1 млн исполнительных документов на сумму свыше 91 млрд рублей. Треть от общей суммы, которая подлежит взысканию, приходится на задолженность по кредитам.

— Как выстраивается работа приставов по работе с должниками-заемщиками?

— Согласно федеральному закону «Об исполнительном производстве» судебный пристав предоставляет должнику пятидневный срок для добровольного исполнения. По истечении этого времени начинается процедура принудительного исполнения.

В числе мер, которые может применять пристав — обращение взыскания на имущество должника, в том числе и на денежные средства и введение временного ограничения на выезд за границу.

— Под взысканием подразумевается арест банковских счетов?

— Да.

— Какие счета и в каком объеме имеют право арестовывать приставы?

— Приставы могут накладывать арест на зарплатные счета, тогда в счет погашения кредита снимается половина дохода должника. Если у него имеются другие счета, несвязанные с получением зарплаты, например, открыт вклад, то мы имеем право наложить арест на всю сумму, необходимую для погашения долга.

— А такая мера, как ограничение на выезд за пределы России, является эффективной? Особенно в преддверии отпусков?

— Да, она оказывает некоторое давление и как раз в период летних, а также зимних предновогодних отпусков. Но здесь нужно понимать, что эта мера является стимулом только для тех, у кого есть деньги, но они просто игнорируют долг. Если задолженность безнадежна к взысканию, то никакой запрет на выезд уже не поможет, потому что и запрещать нечего.

— Таких должников, с которых и взыскать нечего, много?

— Их большинство. Мы видим, что банки за прошедшие несколько лет выдавали много потребительских кредитов, ничем не обеспеченных. С последствиями этого мы сейчас и сталкиваемся. Люди, обращаясь в банк за кредитом, указывают неактуальные сведения о работе и зарплате. Возможно, это данные не проверяются банками должным образом, потому что при поступлении исполнительных документов к нам на производство мы видим, что человек и не работает, и открытых счетов у него нигде нет, и никакого имущества для погашения долга по кредиту.

— Как меняется объем добровольно-погашенных долгов по кредитам?

— Сокращается. В 2013 году добровольно оплатили долги 1075 должников на сумму 195 млн рублей. В 2014 году — всего 863 должника на сумму 69 млн рублей. За три месяца 2015 года только 129 человек погасили долг в пятидневный срок. Совокупная сумма равна 11 млн рублей, это в два раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года.

Хотя в целом судебными приставами взыскан 101 млн рублей с 1683 должников.

— Ольга Павловна, расскажите, сколько в среднем длится исполнительное производство.

— Вывести средний показатель почти невозможно, потому что он зависит от многих факторов. Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве» требования в исполнительном документе должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Но этот срок не является пресекательным.

Сроки, конечно, затягиваются. Например, есть заемщик с суммой долга 50 тыс. рублей. Если его зарплата равняется 7 тыс. рублей (в Пермском крае МРОТ равен 7154 рубля — Properm.ru), то мы имеем право ежемесячно снимать со счета 3,5 тыс. рублей. Получается, что срок производства автоматически увеличивается более чем на год.

Сроки продлеваются и при наложении ареста на имущество и его последующей реализации на открытых торгах.

— Давайте вернемся к арестам имущества. Сколько раз приходилось это делать в рамках исполнительных производств по кредитам в 2014 году и в первые месяца 2015 года.

— В 2014 году было наложено 713 арестов. Сумма, полученная в ходе реализации, составила почти 240 млрд рублей. Для сравнения, в 2013 году было 536 арестов, благодаря которым было выручено 87 млрд рублей.

За три месяца 2015 года приставы в Пермском крае 203 раза прибегали к аресту и вернули банкам благодаря торгам более 19 млрд рублей.

Аресту подлежат бытовая техника, жилые дома, земельные участки, квартиры, автотранспортные средства.

— Откуда такой рост в 2014 году? Получается, что число арестов выросло на треть, а сумма, полученная в ходе реализации, более чем в 2,5 раза.

— Рост объясняется тем, что мы реализовывали объекты недвижимости, квартиры, которые были заложены в рамках ипотечных кредитов.

— Сколько объектов было реализовано в 2014 году в ходе торгов?

— 58 квартир на сумму 153 млн рублей.

— Как часто приставам приходится выселять должников из собственных квартир?

— Прерогатива принимать решения о выселении должников принадлежит суду. Мы лишь исполняем волю суда. Кроме того, банки вправе обратиться в суд с иском о выселении, если заемщик не выселяется.

В 2015 года к нам поступило уже 28 документов о выселении. В 2014 году их было 177, а в 2013 — 141.

"