Posted 24 сентября 2015,, 06:05

Published 24 сентября 2015,, 06:05

Modified 2 марта 2023,, 17:04

Updated 2 марта 2023,, 17:04

Мнение пермяка: «Никакой программы развития туризма нет»

24 сентября 2015, 06:05
Виктор Котельников
В свои 20 лет Георгий Шестаков - профессиональный гид и инструктор спортивного туризма. Его профиль - Пермский край. «Люди хотят смотреть на родные места», однако никакой поддержки со стороны государства нет, считает собеседник Properm.ru.
Сюжет
Колонка

Выступая вчера, 22 сентября, на парламентских слушаниях в Госдуме руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов, заявил о том, что за 2014 год внутренний туризм вырос в России на 30 процентов. По его словам темпы роста даже превысили запланированные показатели 2018 года.

Утвержденная в июле 2011 года федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» должна была привлечь инвестиции и создать условия для развития туристской инфраструктуры.

О планах по развитию туризма в Прикамье говорил в начале 2015 года губернатор Виктор Басаргин: создание четырех туристических кластеров, конкурсы по предоставлению субсидий бизнесу и некоммерческим организациям, которые способны создать конкурентоспособные услуги на туристическом рынке.

Однако, считает профессиональный гид и инструктор спортивного туризма Георгий Шестаков, несмотря на рост числа туристов, Пермский край государственная поддержка не коснулась. О проблемах внутреннего туризма и о том, что нужно сделать читайте в нашей постоянной рубрике «Мнение пермяка».

Как человек, который работает в сфере туризма, могу сказать, что сегодня клиенты начинают делать выбор в пользу внутреннего туризма. Конечно, это не заоблачные цифры, но люди хотят смотреть на родные места, идут к нам. Однако люди хотят не просто посмотреть на реку, им нужен какой-то интерес, какая-то тематика. Поэтому компании предлагают клиентам различные тематические сплавы, например, сальса-сплавы, хаски-сплавы, костюмированные сплавы, специальные сплавы для детей. С ростом числа клиентов развиваются и сами программы.

Я разрабатывал сплавы для детей с 1 по 11 класс. В этом году программа называлась «Горнозаводская кладовая». Сплавы были в основном по Койве и Чусовой. Раньше на Койве добывали алмазы, и до сих пор там остались остовы старых зданий, в которых происходила добыча сырья. Мы предлагаем детям почувствовать себя горняками, добывающими драгоценные клады. Четыре дня они забираются в различные скалы, проходят квесты, находят тайники, которые специально до этого были там спрятаны. Каждый катамаран является отдельной командой, люди распределяют роли от медика до капитана, ведется вахтовый журнал. Обычно всем очень нравится.

Хотелось бы, чтобы в школах возродили уроки краеведения и в рамках этой дисциплины уделяли внимание культурному воспитанию школьников, ведь есть же уроки ПДД и ОБЖ, так почему человека не научить правильно обращаться с природой? Любить свой край, уважать окружающий нас мир.

К сожалению, никакой государственной поддержки я не ощущаю. Ни с какими льготами и предлагаемыми программами я не сталкивался, никакой программы развития туризма нет. Такие программы закладываются на определенный срок, а после происходит оценка результатов, анализ и принятие решения, стоит ли продолжать работать в заложенном направлении или же необходимы новые идеи, новые программы. Наши компании сегодня бьются лбом о двери правительства в ожидании поддержки, и хотелось бы ее все-таки получить.

Сейчас в нашем вузе (ПГАИК) идет работа по расчету культурного потенциала муниципалитетов Пермского края. Мы считаем, что действующая программа в основном посвящена активному туризму и кластеризации. Наша идея в другом полюсе роста — культурном. То, что мы предлагаем муниципалитетам — это не альтернативная программа, а расчет потенциала туризма — где лучше развивать туризм. Но это лишь одна из многих разрабатываемых программ по развитию туризма в нашем крае.

Конечно, среди муниципалитетов могут начаться споры, кому финансирование нужнее. Но, как я считаю, правительство должно не только само финансировать, но и помогать искать спонсоров. А спонсоры есть, просто они не знают, куда им нужно вложить свои деньги.

В классический университет по обмену приезжали ребята из Франции. Друзья нас свели, и оказалось, что у себя в Гренобле они занимаются тем же самым — работают гидами по туризму. В Россию они приехали изучать язык и национальные обычаи. Один из ребят очень хотел бы остаться и работать в России — в Европе нет таких лесов и рек как у нас. Проблема в том, что нам негде этих людей разместить, не на что накормить. К сожалению, у России еще не тот уровень, чтобы принимать иностранцев, желающих посмотреть наши просторы.

Большую проблему составляет трансфер туристов. В любом походе самая большая статья расходов — это трансфер до места назначения. Если в среднем на четырехдневный поход можно потратить 4–5 тыс. рублей, то 3 из них уйдут на проезд. Сейчас туристические цены не сильно изменились. Услуги инструкторов, пропитание — все это осталось более менее на прежнем уровне. В цене растет только проезд.

Но в России рано говорить о решениях проблемы трансфера. Нашим согражданам для начала надо дойти до мысли, что нужно мусор за собой выбрасывать в урну, и чтобы сама урна стояла у дороги. У нас совершенно не развита туристическая инфраструктура. На главных трассах нет нормальных пунктов остановки, нет общественных туалетов, мусорок.

Поставьте мусорные баки и люди перестанут мусорить. Поставьте туалеты — люди перестанут бегать в лес. Когда чисто, 70% людей фантик на землю не бросят, а когда там уже лежит мусор, то и заморачиваться не надо. Если произойдут такие внешние изменения, то и в сознании людей тоже начнут происходить перемены. Тогда никто не будет говорить, что в России жить плохо.

"