Posted 20 июля 2020,, 10:01

Published 20 июля 2020,, 10:01

Modified 2 марта 2023,, 15:56

Updated 2 марта 2023,, 15:56

«В России нет социального запроса на «зелёные» стандарты». Интервью с экологом

«В России нет социального запроса на «зелёные» стандарты». Интервью с экологом

20 июля 2020, 10:01
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
В мае Пермь в очередной раз была признана самым «зелёным» городом России. Учёные кафедры физической географии и геоэкологии МГУ проанализировали степень озеленения российских городов и пришли к выводу, что первое место занимает Пермь с 73% озеленённой территории города. На втором месте – Москва (66%). На третьем – Новосибирск (62%). По мнению председателя Пермского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы Юрия Хохлова, большое количество зелени в Перми вовсе не делает её экологичным городом.

— Насколько корректным вам кажется рейтинг учёных из МГУ, в котором Пермь названа самым зелёным городом России?

— При составлении этого рейтинга учитывались три основных показателя: отношение площади зелёных насаждений к общей площади города, количество зелёных насаждений на душу населения и доступность зелёных насаждений для горожан. В целом вывод не удивителен, ведь наш город действительно богат зелёными насаждениями. 56,7% территории Перми занимают городские леса и, скажем так, учтённые зелёные насаждения. При этом сюда не входят посадки на придомовых участках, на территориях школ и детских садов, предприятий, кладбищ, а также зелёные насаждения в долинах малых рек, площадь которых по некоторым оценкам может составить до 12% от площади города. Поэтому данные рейтинга в 73% не кажутся фантастическими.

— Ведётся ли в Перми высадка зелёных насаждений и какие законы регламентируют этот процесс?

— Есть Лесохозяйственный регламент Пермского городского лесничества, есть порядок сноса и компенсационных посадок зелёных насаждений на территории Перми, есть ещё ряд нормативов. Согласно им взамен одного снесённого дерева должна производиться посадка трёх саженцев. Но вопрос не в наличии законов, а в их соблюдении, в экологической осознанности, наконец. Например, при обслуживании ЛЭП и работах по благоустройству к зелёным насаждениям зачастую относятся варварски. А ведь это деревья, живые существа, благодаря которым и мы можем существовать на земле.

Кроме плановых и нормативных высадок деревьев, в Перми существуют волонтёрские и общественные организации, которые инициируют посадки вне плана. Эти организации обращаются к местной администрации, которая выделяет участок, где может быть произведена высадка.

На мой взгляд, в Перми проблема состоит вовсе не в высадке деревьев взамен вырубленных, а в отсутствии единой стратегии управления и развития городских зелёных насаждений. Пока мы пользуемся тем, что у нас на территории уже есть и по мере возможностей поддерживаем это. Но комплексного экологического планирования, с учетом интересов всех пользователей зелёных насаждений, у нас, к сожалению, пока нет. Поэтому интересы жителей, желающих видеть деревья вместо парковки, зачастую не учитываются.

Хорошим примером такого планирования может быть для нас Екатеринбург, где уже ведутся работы по созданию экологического каркаса — совокупности природных (незастроенных и без асфальта) территорий города крайне важных для поддержания благоприятного экологического состояния городской среды.

— Как управление зелёными насаждениями организовано в Перми?

— У нас есть городское лесничество, которое, соответственно, занимается городскими лесами. Есть управление по экологии природопользованию, которое ведает особо охраняемыми природными территориями и зелёными насаждениями на муниципальных территориях. Однако большие площади зелёных насаждений в Перми при малом числе сотрудников не позволяют вести учёт и оценку состояния всей городской растительности.

— Какой могла бы быть эта единая экологическая стратегия развития города?

— Пермь уникальна тем, что в ней очень много живых малых рек. Их около 300, с учётом трансграничных водотоков. При минимальном вложении средств в их обустройство они могли бы дать городу экологический, или водно-зелёный каркас — обязательный компонент экологической стратегии развития нашего города. Подчеркну, что малые реки могут стать основой единой стратегии именно потому, что они объединяют всю Пермь. Они связаны и с городскими лесами, и с особо охраняемыми природными территориями. Почему этой стратегии до сих пор нет? Потому что нет политической воли для принятия такого рода решения. В случае с малыми реками проблема усугубляется отсутствием у их долин единого хозяина.

Сейчас снова поднят вопрос о том, чтобы долинам малых рек предать статус особо охраняемых природных территорий. В ближайшее время этот вопрос должен решиться. И мы, возможно, начнём продвигаться и в создании единой экологической стратегии для Перми.

— Что фактически означает, что долины малых рек приобретут статус особо охраняемых природных территорий?

— Это означает, что за содержание долин малых рек будет ответственен один хозяин. Это приведёт к тому, что будет организовано целевое финансирование и прицельный контроль их состояния. Сейчас это происходит по остаточному принципу, поскольку большая часть таких территорий отнесена к логам и пустошам, на содержание которых отпускают крохи, да и спросить особо не с кого. При грамотном хозяйствовании долины рек могут стать официальными зонами рекреации и существенно снизить нагрузку на деградирующий Черняевский лес и другие ООПТ. Да, вы скажете, что особый юридический статус долинам малых рек не нужен, ведь люди и сейчас там гуляют. Это так. Но пока эти места никак не обустроены для горожан, там не соблюдаются правила прогулок, появляются стихийные свалки. Решить эти проблемы могло бы появление у долин малых рек нового юридического статуса и единого хозяина — городского управления по экологии и природопользованию, например. Или отдельного юрлица как в случае с городскими лесами.

— Как бы вы объяснили непрофессионалу, в чём польза зелёных насаждений в Перми?

— Зелёный каркас смягчает резкие погодные изменения. Сейчас, если заметили, происходят сильные температурные скачки — это следствие глобальных изменений климата. Хоть отчасти, но мы можем на это повлиять высадкой зелени в городах, которая помогает легче переживать температурные перепады. Это первое.

Второе. Зелёные насаждения создают условия для отдыха горожан. Чем больше в мегаполисе парков, скверов и лесов, тем больше мест, где можно психологически расслабиться, получить энергетическую подпитку.

Третье. Деревья участвуют в регулировании дождевого потока и скорости ветра.

Четвёртое. Растения защищают от пыли, поглощают углекислый газ и насыщают воздух кислородом, снижают уровень шума.

Пятое. Зелёный каркас поддерживает биоразнообразие городских животных и растений. Чем больше разнообразие, тем больше устойчивость экосистемы.

Шестое. Парки и скверы — это очень важная культурная идентичность города. Она может строиться на памятниках, а может — на живых реках, что, на мой взгляд, более привлекательно и, само собой, экологично.

— Насколько Россия и, в частности, Пермь в русле мировых тенденций экологизма в урбанистике?

— Общеизвестно, что у нас страна живёт за счёт сырья. Нет большого ума в том, чтобы продавать нефть и газ. С зелёными насаждениями у нас примерно такая же история. У нас очень богатая лесом страна. Как следствие, грамотное управление зелёными насаждениями в России только начинает зарождаться. Это в полной мере относится и к экологическому подходу в урбанистике. Сейчас мировые тренды заставляют и нас обратить внимание на то, что экологичный подход важен в разных сферах нашей жизни. В мире развивается тренд на создание городов нового типа, в которых поддерживается максимально возможная гармония с природой, что, в конечном счете, обеспечивает жителям психологическое и физическое здоровье.

В этом вопросе ещё важно понимать, что мы существенно отстаём от западных стран в экологических вопросах. Поэтому проходим путь с некоторым отставанием. Это хорошо видно на примере с газонами. Во многих странах Европы уже отказались от рулонных газонов, которые эстетичны, но крайне не экологичны, поскольку не сохраняют биоразнообразие. К тому же очень дорогие в эксплуатации. А у нас ровный газон до сих пор считается эталонным, хотя его недостатки очевидны для специалистов, а преимущества по сравнению с луговой травой весьма сомнительны.

В России, к сожалению, практически не развиты зелёные крыши. Нет социального запроса на них, как и на «зелёные» стандарты при строительстве домов. Это вызовет удорожание при строительстве, квартиры станут дороже. А люди хотят купить дешевле. На Западе оценивают не только цену, но и качество, в том числе, экологичность.

Возможно, в России возникало бы меньше экологических проблем, если бы изначально была некая концепция экологического управления и неизбежно возникающие в связи с этим представления о том, что для нас правильно, а что — нет.

Вера Гиренко для Properm.ru

"