Posted 18 марта 2021,, 02:02

Published 18 марта 2021,, 02:02

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Так поедим… Пермьстат показал, насколько хуже пермяки стали жить в 2020 году

18 марта 2021, 02:02
Олег Русских
Краткая комплексная сводка Пермьстата «Итоги экономического и социального развития Пермского края за 2020 год» подтвердила то, что среднестатистический пермяк чувствовал кожей, нутром и кошельком. Промышленность региона, в целом, продемонстрировала устойчивость. А вот все, что касается жизни и заработка обычных людей - выглядит плохо. И просвета не видно.

К моменту когда весь мир получил нокаут от коронавируса, Россия уже пятый год пребывала в экономическом неблагополучии. В первую очередь, речь идет об экономическом состоянии населения и домохозяйств. Мы начали беднеть после обвала рубля, международных санкций за Крым и Донбасс, ответных российских контрсанкций и падения мировых цен на нефть — со второй половины 2014 года. 2020 год усугубил ситуацию. Предварительные данные Росстата — падение реальных доходов в стране на 3,5%, а число живущих за чертой бедности в стране выросло на 400 тыс. человек.

Но даже на этом фоне Прикамье в 2020 году выглядит хуже. Пермьстат демонстрирует неутешительные показатели: «…среднедушевые денежные доходы населения края в январе-декабре 2020 года составили 29861,9 рубля в месяц, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения… снизились на 6,4%».

Формально в регионе выросла номинальная начисленная (то есть до вычета НДФЛ) заработная плата: на 4,2% до отметки 41 203 рубля. Только вот если учесть индекс потребительских цен, то рост зарплат — 1%. Вы его заметили?

Что растет заметно, так это цены. Как страна покоряет новые рубежи импортозамещения, нам конечно, доложит министр экономического развития Максим Решетников. Но вот с точки зрения обывателя, 2020 год бьет рекорды. Сводный индекс потребительских цен на все товары и услуги в Пермском крае в декабре 2020 года по отношению к декабрю 2019 года составил 104,50%. Но это среднее. Из-за локдауна и обеднения населения практически не росли цены на услуги (101,6%). Зато индекс цен на продовольствие составил аж 106,94%. То есть цены на продукты выросли на 7% и это без учета рывка последних двух месяцев: (подсолнечное масло, сахар, гречка — что потребовало даже высочайшего вмешательства).

Не менее показательна кривая цен на моторное топливо. Цена нефти в 2020 году и падала до 0, и поднималась до 60 долларов за баррель. В России и Прикамье топливо демонстрирует поразительную стабильность и прогресс, демонстрируя нам каким должен быть устойчивый рост. В Пермском крае топливо в розницу за год подорожало, в зависимости от вида, на 2–2,5 рубля. И сейчас ему не так много остается до отметки в 50 рублей за литр. Ждем следующего повышения цен, оно явно не за горами.

В итоге у пермяков за прошлый год на 6,5% снизились реальные располагаемые доходы и на 4,5% выросли цены. Складывающийся эффект пока не кричит о наступлении 90-х годов, но заставляет очень сильно задуматься о перспективах. Ведь мы имеем классический и самый «плохой» с точки зрения экономики крест: доходы падают, цены растут.

Проблемы домохозяйств сказываются на рынке товаров и услуг. Падает оборот розничной торговли — на 5% за год. И здесь мы видим главных пострадавших от локдауна — малый бизнес, в принципе, и общепит в частности. Общепит рухнул на 30%, а роль малого предпринимательства в объемах торговли и услуг региона снова снизилась. Можно передавать привет мерам поддержки малого бизнеса.

А что производство? С ним лучше. Конечно, сокращения избежать не удалось. В целом, индекс промышленного производства региона в 2020 году составил 97% от уровня 2019 года. Сильнее всех из «промки» просело производство металлических изделий (75,5%), стального проката (снижение на 22,8%). Добыча нефти сократилась на 5,9%. А вот в деньгах проседание по разделу «Добыча полезных ископаемых» значительно больше — отгрузка в деньгах только 73,6% к уровню 2019 года. То есть, потери аж в четверть. При этом надо учитывать, что для нефтяной промышленности главная причина спада не ковид, а падение цен на рынках и последующие соглашения ОПЕК. Однако, в целом промышленное производство в Прикамье выглядит вполне нормально и внушает робкий оптимизм.

Но знаете что тревожит? Сельское хозяйство и производство еды. «Всеми сельскохозяйственными производителями с начала года произведено на убой 95,1 тыс. тонн всех видов скота и птицы в живом весе, что на 5,3% меньше, чем год назад… Реализация скота и птицы упала на 7,2%, составив 75,7 тыс. тонн…» — фиксирует Пермьстат. Производство мяса упало на 21%, колбасы — на 12%. Не поверите, но даже натурального молока и хлеба стали производить чуть меньше. А что растет? Читайте внимательно: производство масла сливочного и паст масляных выросло на 35,2%; сыры, молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира — рост на 33,0%; мясо и субпродукты домашней птицы — рост на 1,8%.

По сути, в этих цифрах мы ясно видим переход пермяков на дешевую еду. К курице вместо мяса, к заменителям молочки вместо натуральных продуктов. Это же подтверждают и российские данные. За 9 месяцев 2020 года среди 24 основных видов продуктов питания в классификации Росстата по 17 видам наблюдалось снижение покупательной способности. Наиболее заметное сокращение касалось яблок (количественно на средний доход их можно было купить на 16,2% меньше), крупа (-13,8%), рис (-11,8%), масло сливочное (-8,3%) и вермишель (-8%). Только по семи видам продовольственных товаров сохранялся рост покупательной способности. Среди этих продуктов — капуста, сахар-песок, лук, морковь , а также куры, и картофель. Как видим, в этом наборе — самые простые овощи, сахар и самый недорогой вид мяса.

Если так и дальше пойдет, то у значительной части пермяков есть все шансы стать вегетарианцами. И наше сельское хозяйство к этому готово. Ведь в Прикамье растут надои (на 183 кг с одной коровы) и яйценоскость кур-несушек.
Так поедим.

"