Posted 11 мая 2017,, 03:30

Published 11 мая 2017,, 03:30

Modified 2 марта 2023,, 14:13

Updated 2 марта 2023,, 14:13

«Важно поднять народ как можно скорее». Организатор поисков пропавших детей о том, что надо знать всем

11 мая 2017, 03:30
Татьяна Зырянова
Пермячка Светлана Неволина организовала не только поисково-спасательный отряд «Поиск пропавших детей-Пермь», но и Академию детской безопасности «Умка».

«Страшно потерять близкого человека»

— Светлана, как и когда появился поисково-спасательный отряд?

— Отряд образовался в 2011 году, после поисков в Перми 11-летней девочки, тогда поднялся весь город, поиски продолжались месяц. (Девочку изнасиловал и убил конюх, тело расчленил, все помнят эту жуткую историю — прим. Properm.ru).

Мы же решили, раз дети пропадают, то кто-то должен помогать полиции и следственному комитету их искать. Большое количество людей на поисках — это очень важно, также очень важно максимальное и быстрое распространение информации. Во время поисков ребенка каждая минута дорога, ведь если это похищение с целью насилия и убийства, как правило, ребенка убивают в первые часы. И очень важно поднять народ как можно скорее.

— Столько трагических случаев уже произошло, столько раз похищали детей, искали. И 2017 год вновь начался с поисков сначала 10-летней девочки в Перми (её похитил и убил таксист), потом 3-летней малышки в Кунгуре (девочка утонула). Не хватает профилактических мероприятий для родителей? Недоинформированность?

— В Перми стали больше внимания уделять пропажам детей и взрослых, и это очень важно. Страшно потерять близкого человека. Мы недавно организовали «Академию детской безопасности», так как возникла острая необходимость создать отдельное профилактическое направление.

Раньше профилактикой детской безопасности мы занимались в рамках отряда, теперь это отдельная академия. Беду лучше предотвратить. Ведь несчастья с детьми происходят от незнания правил безопасности. И родители порой не имеют всей информации, не предполагают и не представляют, что может случиться. Те же открытые окна — начинаются теплые дни — и дети выпадают из окон. А некоторым родителям до сих пор в голову не приходит, что открытое окно может быть опасно.


«Каждому найдем посильную задачу»

— Сколько вас, волонтеров по поиску пропавших детей? Кто в команде? Как к вам присоединиться?

— Мы входим в ассоциацию, объединившую почти 70 регионов нашей страны. В каждом регионе свой поисковый отряд, мы обмениваемся опытом, проводим вебинары, помогаем друг другу. В пермском отряде костяк — порядка 10 человек, каждый занимается своим делом, и координаторы на местности, и инфорги (те люди, которые принимают первичную информацию — заявления о пропавших).

Наша основная задача — поднять людей на поиски, получить массовую информационную поддержку от пользователей интернета и СМИ, и даже тех, кто никогда не занимался поисками. В нашей базе телефонов порядка 600 номеров для смс-рассылки, их оставляют волонтеры, желающие получать актуальную информацияю о поисках. Смс может прийти и в три часа ночи, и в семь утра, с информацией о срочном сборе, например. Чтобы стать волонетром, можно заполнить анкету.

— Есть какие-то ограничения, требования?

— В поисках на местности могут участвовать лица не младше 18 лет. Те, кто младше 18 лет, могут помогать распространять информацию, расклеивать ориентировки.

Главное, конечно, человеческие качества. Ведь когда мы становимся волонтерами? Когда не можем пройти мимо чужой беды, когда понимаем, что нам небезразлично происходящее вокруг нас.

— Как распределяете роли, кто чем будет заниматься? Всем хватает работы?

— В поисках пропавших детей мы не можем заменить собой полицию и другие службы. Но в наших силах помочь в том, что трудно сделать специальным ведомствам — распространить информацию в интернете; расклеить листовки по району, в котором пропал ребенок; прочесать лес, если ребенок заблудился; осмотреть подвалы и чердаки, если его ищут в городе. Человеческая внимательность, массовость и неравнодушие в поисках могут спасти чью-то жизнь.

Каждый волонтер выбирает для себя посильную задачу. Возможно, это осмотр мест, где могут находиться беспризорные дети, опрос прохожих, раздача ориентировок или их распечатка. Если вы проводите время в интернете, то в поисках ребенка будет неоценим репост информации о пропавшем в социальных сетях, на сайтах и форумах.

Если вы журналист или блогер, то вы можете помочь обратить внимание общества на проблему пропавших детей. Написать интересную, полезную статью, связанную с этой тематикой. Если вы готовы участвовать в поисках на местности (полевых поисках), то вы можете присоединиться к поисково-спасательной операции и заняться прочесыванием местности.

Если у вас есть личный автотранспорт, квадроцикл, снегоход, квадрокоптер, вы готовы по необходимости помогать в поиске, то вы сделаете очень нужное и полезное дело!

В поисках пропавших нет ненужных навыков и невостребованных умений. Каждому можно найти посильную задачу. Каждый может внести свою лепту в спасение жизни другого человека.
А также вы можете принять участие в профилактической деятельности по повышению детской безопасности.

«Иногда нет элементарного — бензина, например»

— Светлана, поиски отнимут не только время, но и деньги, правильно я понимаю? Сложно найти таких людей, которые примут решение и не просто скажут «а», а станут делать, действовать?

— Поиски волонтеры проводят за счет собственных средств, это правда, очень тяжело. Порой надо ехать далеко, например, в Чайковский, а элементарно нет бензина. Деньги на бензин собраем с волонтеров же, с экипажа. Конечно, из-за этого количество волонтеров уменьшается.

На свои деньги волонтеры обзавелись жилетами, рациями, свистками, ездят на поиски детей и взрослых, проводят обучение, останавливаться нам нельзя, всегда надо быть в тонусе и наготове.

Мы приняли решение зарегистрироваться как некоммерческое объединение, чтобы у нас было больше возможностей, чтобы мы смогли сделать больше, обеспечить себя необходимым оборудованием, ведь рации, спецодежда, трекеры и все необходимое для поисков тоже приобретается волонтерами самостоятельно. Офис в Закамске мы содержим также за свой счет.

— Светлана, какие-то итоги работы можете озвучить? Сколько выездов, поисков, результатов?

— За это время обработано порядка 500 обращений. По половине из них проведены поисковые мероприятия разного плана. Точной статистики не скажу, так как я начала ее подводить два месяца назад, из-за занятости все никак закончить не могу, да и поменялась уже статистика

На самом деле, сейчас столько всего сделано, что теперь уже не остановиться. Мы же начали понемногу двигаться, расти. Наладили отношение с полицией, со следственным комитетом, нас поддерживает общественная палата, я вхожу в состав консультационного совета при следственном комитете.

А сколько всего еще предстоит. Зарегистрировавшись, подали заявку на грант «Город- это мы», чтобы реализовать мероприятие по профилактике детской безопасности, но грант к сожалению, нам не дали. Будем организовывать мероприятие своими силами с помощью неравнодушных людей, общественных организаций. Мы со многими дружим и сотрудничаем, нам доверяют, относятся с пониманием, ведь волонтерами движет одно желание — помочь, найти, принести пользу, это гражданская позиция.

— Что за проект вы предложили? Почему не дали грант?

— Почему — не знаю. Проект — «День детской безопасности», общая площадка для детей и взрослых, где в течение дня желающие могут принять участие в играх по безопасности, послушать рассказы волонтеров, принять участие в мастер-классах по самообороне, ознакомиться с историями о том, как важна безопасность, очень много всего, 30 августа планируем провести мероприятие своими силами. Будем готовиться.

— А вообще какая-то помощь от официальных структур есть? От депутатов?

— Нет, материальной помощи нет.

«Грамотные координаторы — залог успеха и безопасности»

— Светлана, расскажите подробнее об обучении, которое вы проводите. Предметы у вас не самые простые.

— У нас в рядах волонтеров профессиональные картографы, топографы, геологи, дайверы, врачи. Они и проводят обучение, бесплатное для слушателей.

Например, прошло обучение по фридайвингу — это работа под водой на задержке дыхания. Наши волонтеры помогают в подводных поисково-спасательных мероприятиях. А впереди летние месяцы и время несчастных случаев на воде. Семинар провел волонтер-координатор нашего отряда, инструктор по фридайвингу, водолаз МЧС, врач анестезиолог-реаниматолог Алексей Паршуков.

Завершился краткосрочный курс «Обучение основам радиосвязи». Волонтеры получили новые и очень полезные навыки. Теоретическая часть далась не сразу, но практика поставила все на свои места. Разбившись на группы и пары, учащиеся выехали на комплекс ППИ, получили инструкции по настройкам раций и личное задание. С заданием все справились, хоть и с небольшими трудностями.

Скоро проведем тренинг по ориентированию на местности, он будет проходить в лесу. Теоретическую часть слушатели изучают самостоятельно; потом принимают участие в вебинаре, преподаватель помогает понять и усвоить материал, после этого — практическая часть.

Обучение необходимо, так как работа поисковика может быть опасна, и без знаний людям нечего делать в лесах или на воде. Грамотные координаторы — это залог успеха и безопасности участников поисков

— Еще момент: взаимоотношения со следственным комитетом (СК), полицией, спасателями, МЧС. Как выстраивается работа?

— Следственный комитет высоко оценивает нашу работу. Со спасателями и МЧС мы встречаемся непосредственно на поисках, к ним, как правило, обращаются родственники пропавших или полиция. С полицией и СК мы круглосуточно на связи, все поиски проходят совместно. Прежде чем взять случай пропажи в работу, мы согласовываем это с полицией и СК, так как иногда работа волонтеров не нужна, или не нужна громкая огласка, или человека ищут как преступника. Все согласовывается, разрабатывается единый план действий.

— Чаще всего приходится детей искать или взрослых? По «горячим следам» или есть те, кто просит помочь с поисками пропавших много лет назад?

— Поиски разные, и по времени, и по возрасту. Конечно, в приоритете у нас дети, но взрослых в розыске на данный момент больше. Есть и многолетней давности, как взрослые, так и дети

К Международному дню пропавшего ребенка

— Светлана, какая помощь нужна?

— Нам нужна систематическая, постоянная поддержка нашей деятельности, чтобы мы всегда были уверены, что у нас есть бензин, что мы можем обеспечить питание волонтеров на месте, что мы можем оплатить аренду офиса, и у нас есть бумага для печати ориентировок, краска в картриджах, что на телефонных счетах положительный баланс.

Финансовый вопрос острый, правда. Нам необходимо полное оснащение, даже квадрокоптер, уверенный автомобиль (штаб на колесах, что очень важно при поисках грибников и потерявшихся в лесу), ведь от всего этого зависит сам успех поисков. Мы стараемся своими силами, но мы достигли того уровня, что своими силами и без помощи нам становится очень тяжело, так как масштабы и значимость организации растет, а ресурсы отстают.

Вот уже шестой год в Перми мы проводим мероприятия, посвященные Международному дню пропавшего ребенка, 25 мая. Приглашаем всех поддержать организацию акции «Незабудка». Мы не участвуем в грантах, нам не выделяются бюджетные средства, организацию всех мероприятий мы проводим силами неравнодушных граждан и волонтёров.

Для организации Международного дня пропавшего ребёнка нам необходимы: дизайн и печать памяток и детских паспортов для детей и родителей о безопасности, картон для печати детских рисунков в рамках конкурса, печать рисунков, формирование подарочного фонда для детей- победителей конкурса, производство сувенирной продукции (ленточек), футболки для волонтёров. Мы будем очень рады любой посильной помощи.

— У вас есть семья? Вы где-то работаете еще?

— Я замужем, у меня двое детей (дочь и сын, школьники), две собаки. Я долгое время занималась раскруткой, разработкой сайтов, SEO, копирайтинг и прочее. Но хочу заниматься поисковой работой и хочу, чтобы это было моей основной деятельностью.

А еще у меня есть хобби — готовить, это я очень люблю. На заказ организую фуршеты, пеку пряники, тортики. К Пасхе 200 куличей испекла: и на заказ, и для бездомных (мы с бездомными тоже работаем по пропавшим людям, одно из направлений деятельности).