Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
20083 +301
Выздоровели
13915 +285
Умерли
941 +16
Properm.ru
Эволюция Перми. Набережная Камы: в борьбе за общественное пространство Уже больше года Properm.ru рассказывает об эволюции городских микрорайонов. Настало время поговорить об общественных пространствах – главных точках притяжения Перми, формировавших городскую идентичность и продолжающих оставаться местом встреч и расставаний тысяч пермяков. Начать надо, конечно, с набережной Камы, ведь именно река с момента основания города определяла ритм его жизни.

Эволюция Перми. Набережная Камы: в борьбе за общественное пространство

20 ноября 2018, 12:11
эволюция перми

Эволюция Перми. Набережная Камы: в борьбе за общественное пространство
Фото: Государственный архив Пермского края, Properm.ru, Виктор Михалев
Уже больше года Properm.ru рассказывает об эволюции городских микрорайонов. Настало время поговорить об общественных пространствах – главных точках притяжения Перми, формировавших городскую идентичность и продолжающих оставаться местом встреч и расставаний тысяч пермяков. Начать надо, конечно, с набережной Камы, ведь именно река с момента основания города определяла ритм его жизни.

Строго говоря, речь пойдет не столько о набережной как благоустроенной территории, сколько о пространстве вдоль Камы на её левом берегу, входящем в городскую черту. Хотя «официальное» место для прогулок около воды вошло в городскую повседневность не так давно — всего 55 лет назад, это вовсе не значит, что береговая линия стала местом для прогулок горожан лишь в 1960-х.

Общий вид набережной Камы в 1907 году

С момента основания Пермь медленно «расползалась» вдоль Камы по направлению к Заимке. Город быстрее рос в длину, чем в ширину, однако необходимость обустраивать специальное пространство вдоль воды первым губернаторам и градоначальникам была не очень ясна: во-первых, Кама и так хорошо просматривалась с центральных точек города, например, с горы Слудка. Недаром ближайшая к воде улица получила название «Набережная» (ныне — Окулова). Во-вторых, значительная часть берега, особенно во второй половине XIX века, была занята частными владениями.

Пристань на реке Кама, начало XX века

С другой стороны, идея обустроить специальную зону для променада, которая подходила бы ближе к реке, возникла еще в конце XVIII — начале XIX века. Принято считать, что впервые участок земли у воды замостили бутовым камнем при легендарном губернаторе Карле Модерахе, управлявшем Пермской губернией в 1796–1811 годах. Одно из первых упоминаний об этом факте встречается у «летописца» Перми начала XX века Владимира Верхоланцева, однако автор не дает никаких ссылок. Информация о том, какого размера был замощенный участок и где он располагался, также отсутствует, что автоматически переводит эти свидетельства в разряд городских легенд.

Улица Монастырская, дом Николая Мешкова, начало XX века и сейчас (чтобы сравнить фотографии двигайте бегунок в центре)

С развитием речных грузовых и пассажирских перевозок в XIX веке общественное пространство у воды формируется стихийно вокруг многочисленных пристаней, тянувшихся вдоль берега от современного Речного вокзала в сторону Спасо-Преображенского собора.

Берег Камы, начало XX века

Особенно многолюдно здесь становится с запуском в 1878 году горнозаводской железной дороги и открытием железнодорожной станции, создавшей один из крупнейших транспортных узлов Урала.

Чтобы продолжить чтение этой статьи, нажмите кнопку «Читать далее»

О том, что творилось на местных пристанях, мы узнаем из воспоминаний Василия Игнатьева, приехавшего в Пермь в 1902 году из глухой зауральской деревни и обучавшегося здесь в духовной семинарии.

Панорама Перми, начало XX века

По воспоминаниям Игнатьева, написанным в 1970-е годы, пристани тянулись вдоль Камы от железнодорожного вокзала до «Козьего загона» — так из-за частого выгула скота горожане долгое время называли Набережный сад — нынешний сквер им. Решетникова.

Пристани на Каме, начало XX века

Воспоминания Игнатьева о Каме изобилуют фактами и настолько характерны, что было бы неправильно ограничиваться только маленьким отрывком из его тетради.

«Читал ли я «На дне» А.М. Горького, мне казалось, что изображённая в этой драме ночлежка где-то здесь, около пристани, а Квашня где-то здесь торгует вблизи бакалейных мелких лавчонок, которые были у пристани на Каме. Здесь всегда толпились эти представители люмпен-пролетариата, которых мы называли «золоторотцами». Весь берег Камы, начиная [c] части его, лежащей против вокзала, и далее на запад до «архиерейских» домов, был занят пристанями в таком порядке: братьев Каменских, Любимовых, [между ними] Тупицыных. Летом всё это пространство представляло из себя муравейник: на приколах стояли пароходы, из них выгружались или в них вносились различные грузы; по мосткам и дебаркадерам пристаней взад и вперед сновали «в путь шествуюшие», или прибывающие в город люди, или, наконец, просто праздно шатающиеся обыватели города.

Панорама набережной Камы в районе станции «Пермь-I«. Начало XX века.

Всё пространство между пристанями было заполнено баржами, разбитыми плотами и просто отдельными брёвнами. Вода на всём этом пространстве была грязной: в ней плавали отбросы от пищи, осенью — корки от арбузов или выброшенные сгнившие арбузы. Воздух был пропитан запахами от разлагающихся продуктов и от древесины. На берегу между пристанями лежали днищами к верху лодки, которые предприимчивыми хозяевами их отдавались «на прокат» за 15–20 коп. на день.

Пристань братьев Каменских в районе вокзала Пермь-I, начало XX века и набережная Камы, 2018 год (чтобы сравнить фотографии двигайте бегунок в центре)

Вдоль верхнего края всего пространства пристаней Каменских и Любимовых, против вокзала расположена была целая гирлянда мелких лавчонок с разными съестными припасами: булками хлеба, пирогами, холодцами, квасом, фруктовой водой, арбузами и так далее. Всё здесь шумело, горланили зазыватели покупателей на дешёвый хороший товар. Тут же шлялись жители «дна», просили дать опохмелиться, ходили монашки с кружками «на построение храма». С дороги все эти лавчонки заносило пылью, тучами летали мухи. Везде царил дух наживы… Поздней осенью всё это пространство, относящееся к пристаням и их сезонной деятельности, замирало до следующей весны».

Можно предположить, что многим достопочтенным пермякам картина, описанная очевидцем событий, была не по душе, поэтому «приличные» люди предпочитали гулять либо в Театральном саду, либо по Сибирской улице. Игнатьев считал, что особенно хороша была Кама из окон Духовной семинарии, располагавшейся на перекрестке Кунгурской (Комсомольский проспект) и Монастырской улиц.

Здание Пермской духовной семинарии, начало XX века

«Из окошка в кухне семинарской столовой, где наш повар Кирилл Михайлович «колдовал» над голубцами, в дни своих дежурств я видел замирание жизни на Каме. — Читаем в воспоминаниях. — Я видел, как уходили последние пароходы, как увозили в затон пристани и баржи; я видел, как волны на реке от выпавшего снега становились тяжелее, и, наконец, река замирала. Зимой из этого же окошка я видел, как вдали по реке двигался обоз, как на средине реки на ледяном ипподроме тренировали своих рысаков любители конного спорта.

Набережная Камы, 1960-е и 2018 год (чтобы сравнить фотографии двигайте бегунок в центре)

Весной, когда жизнь на Каме оживала, мы любовались Камой из беседки в нашем саду. Как хороша была Кама в вечерние часы, когда ночь ложилась на неё густой пеленой; на реке там и здесь мелькали огоньки бакенов; весь берег усеян был огоньками на пристанях и баржах; где-либо вдали раздавались удары по воде шпиц на колёсах парохода; вот он приближался к берегу весь в огнях; с Камы слышны были голоса перекликающихся друг с другом катающихся в лодках; слышались песни».

Катание по Каме на лодке, начало XX века

Часть прибрежной полосы у Соборной площади, где сегодня начинается один из спусков к отреставрированному участку набережной, была в то время наименее оживленной. Этому месту и положено было быть более тихим: всё больше пространства в сторону реки захватывали архиерейские дома и другие принадлежавшие епархии хозяйственные постройки, многие из которых, выражаясь современной терминологией, были самовольными. Вскоре после февральской революции новая городская власть под предлогом борьбы за права горожан на свободное передвижение по Набережной улице потребовала от епархии снести ряд своих построек, тянувшихся от собора в сторону обрыва реки.

Обращение городской управы в милицию с просьбой принять меры по освобождению участка у спуска к Каме

В октябре 1917 года городской голова Александр Ширяев обратился к епископу Андронику, напомнив ему, что еще в 1887 году незаконно выстроенный на принадлежащем городу участке забор был снесен для обустройства спуска к Каме, однако вскоре был выстроен вновь. Пока церковь пыталась оспорить решение городских властей, отказываясь добровольно освобождать пространство, власть снова сменилась, и разбирательство перешло совсем в другое русло. Церкви вскоре пришлось уступить не только кусок земли у спуска к набережной, за который она так отчаянно боролась, но и все принадлежавшие ей здания.

Фрагмент плана участка земли Пермского Архиерейского дома у спуска к Каме, 1886 год

В первые годы и даже десятилетия советской власти вопрос благоустройства набережной в Перми не ставился: на повестке дня были вещи куда более насущные. Впервые горисполком задумался над приведением в порядок прибрежной территории накануне Великой Отечественной войны: в феврале 1941 года власти утвердили проект благоустройства набережной у построенного в 1940 году Речного вокзала. Территория, которая была в начале XX века одной из точек притяжения горожан, вновь стала оживать с возрождением речных пассажирских перевозок.

Решение Горисполкома о благоустройстве набережной у Речного вокзала, 1941 год

Война отбросила решение вопроса о строительстве набережной более чем на 10 лет. В 1954 году был наконец-то утвержден план благоустройства набережной от Комсомольского проспекта до улицы Жданова (Осинской). На проект выделили более полумиллиона рублей. Однако до окончания работ пришлось ждать еще почти 10 лет.

Панорама набережной Перми, 1960 и 2018 годы (чтобы сравнить фотографии двигайте бегунок в центре)

Решение Горисполкома о сносе домов, попадающих в зону строительства набережной Камы

В зону работ по благоустройству попало множество частных домов, на снос которых в 1959 году выделили бюджетные деньги. Оставалось потерпеть четыре года.

Набережная Камы в 1960-е годы

Открытие набережной состоялось осенью 1963 года. Как ни странно, краевая газета «Звезда» посвятила этому событию едва различимую на большой полосе заметку, не удосужившись послать на место грандиозной стройки фотокорреспондента. Быть может, по сравнению с реализуемыми в СССР в первой половине 1960-х проектами бетонирование небольшой по площади территории считалось рядовым событием.

Заметка в газете «Звезда» «Камский берег оделся в бетон», 22 сентября 1963 года

Набережная Камы и Речной вокзал (чтобы сравнить фотографии двигайте бегунок в центре)

Вновь открытая прогулочная зона протянулась вдоль Камы на 3,8 км. Парадоксально, но снос частных домов и необходимость освободить берег от многочисленных частных лодок и пирсов привели к тому, что в какой-то степени постройка «официальной» набережной не приблизила город к Каме, а, наоборот, отделила его воды. Зато правом совершать променад вдоль берега теперь могли воспользоваться все желающие, без риска вступить в конфликт с жильцами окрестных домов.

Прогулка по набережной, 1960-е

Набережная Камы, 1965 год

Доступность набережной также изначально была ограничена линией железной дороги, отделявшей её от города: безопасно пройти к воде можно было только в трех местах. Кроме того, для увеличения протяженности набережной в процессе её строительства грузовой порт пришлось сместить вниз по течению реки.

Набережная Камы в 1980-е и в 2018 году (чтобы сравнить фотографии двигайте бегунок в центре)

Набережная Камы, 1967 год

Фотографии 30–40-летней давности демонстрируют, насколько популярной была набережная у горожан, когда Речной вокзал еще выполнял свою прямую функцию. Осенью 1967 года, спустя четыре года после открытия набережной, панорама левого берега обрела свой современный вид: было запущено движение по коммунальному мосту.

Панорама набережной Камы, 1970–80-е годы

Набережная Камы в 1986 году. Вид со стороны сквера им. Решетникова

Более 30 лет набережная была одним из наиболее популярных в Перми мест для прогулок, однако начиная с 1990-х годов и особенно после закрытия Речного вокзала это место стало ассоциироваться с сомнительными летними кафе и пьяными посиделками самых разных категорий населения. Всё вернулось на круги своя — к тому самому «люмпен-пролетариату» начала века, о котором писал Игнатьев.

Разработанный в 2003 году проект реконструкции набережной начали реализовывать в 2009, однако вернуть пермякам это общественное пространство город смог лишь в 2016 году. Интересно, что отреставрированный участок открыли для прогулок в сентябре, как и в далеком 1963-м.

То, какими скандалами сопровождалась одна из главных на тот момент пермских строек, вряд ли стоит напоминать. Закончить работы на участке от Речного вокзала до «Порта Пермь» подрядчик должен был в 2012 году.

До конца 2010 года был проведен капитальный ремонт набережной от Перми I до насосной станции, однако в дальнейшем выигравшая конкурс организация «Газмет-ИНТЭК» несколько раз срывала сроки окончания работ, которые к 2016 году завершил уже новый подрядчик.

Реконструкция набережной, 2014 год

Еще сложнее оказалось вернуть реанимированного «пациента» к нормальной жизни. Летом прошлого года власти запустили проект «Суббота на набережной»: серия культурных мероприятий, рассчитанных на разную аудиторию, затевалась с целью привлечь людей на эту территорию. В результате пространство действительно стало оживать, хотя процесс привлечения сюда людей и стоит немалых усилий.

«Парад супергероев», июль 2018 года

Во второй половине XIX — начале XX века берег Камы привлекал людей, главным образом, по экономическим причинам, а количество отдыхающих здесь в советское время во многом было связано с наличием двух функционировавших вокзалов — железнодорожного и речного. Если держать это в голове, нельзя не заметить некоторую искусственность создаваемого сегодня вокруг набережной ажиотажа.

Соревнования в честь дня речника на набережной Камы

В стремлении донести до пермяков мысль, что у них снова есть это общественное пространство, власти дошли до ежегодного празднования «Дня рождения набережной». С другой стороны, не исключено, что этот проект, также как и «Суббота на набережной», окажется более удачным и продолжительным, чем провалившаяся попытка создания полноценной пешеходной улицы в центре Перми: все-таки Кама занимает в жизни города даже не особое, а исключительное место.

Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края

Александр Глушков для Properm.ru

Оцените материал