Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Эволюция Перми. Набережная Камы: в борьбе за общественное пространство

20 ноября 2018, 12:11
эволюция перми

Эволюция Перми. Набережная Камы: в борьбе за общественное пространство
Фото: Государственный архив Пермского края, Properm.ru, Виктор Михалев
Уже больше года Properm.ru рассказывает об эволюции городских микрорайонов. Настало время поговорить об общественных пространствах – главных точках притяжения Перми, формировавших городскую идентичность и продолжающих оставаться местом встреч и расставаний тысяч пермяков. Начать надо, конечно, с набережной Камы, ведь именно река с момента основания города определяла ритм его жизни.

Строго говоря, речь пойдет не столько о набережной как благоустроенной территории, сколько о пространстве вдоль Камы на её левом берегу, входящем в городскую черту. Хотя «официальное» место для прогулок около воды вошло в городскую повседневность не так давно — всего 55 лет назад, это вовсе не значит, что береговая линия стала местом для прогулок горожан лишь в 1960-х.

Общий вид набережной Камы в 1907 году

С момента основания Пермь медленно «расползалась» вдоль Камы по направлению к Заимке. Город быстрее рос в длину, чем в ширину, однако необходимость обустраивать специальное пространство вдоль воды первым губернаторам и градоначальникам была не очень ясна: во-первых, Кама и так хорошо просматривалась с центральных точек города, например, с горы Слудка. Недаром ближайшая к воде улица получила название «Набережная» (ныне — Окулова). Во-вторых, значительная часть берега, особенно во второй половине XIX века, была занята частными владениями.

Пристань на реке Кама, начало XX века

С другой стороны, идея обустроить специальную зону для променада, которая подходила бы ближе к реке, возникла еще в конце XVIII — начале XIX века. Принято считать, что впервые участок земли у воды замостили бутовым камнем при легендарном губернаторе Карле Модерахе, управлявшем Пермской губернией в 1796–1811 годах. Одно из первых упоминаний об этом факте встречается у «летописца» Перми начала XX века Владимира Верхоланцева, однако автор не дает никаких ссылок. Информация о том, какого размера был замощенный участок и где он располагался, также отсутствует, что автоматически переводит эти свидетельства в разряд городских легенд.

Улица Монастырская, дом Николая Мешкова, начало XX века и сейчас (чтобы сравнить фотографии двигайте бегунок в центре)

С развитием речных грузовых и пассажирских перевозок в XIX веке общественное пространство у воды формируется стихийно вокруг многочисленных пристаней, тянувшихся вдоль берега от современного Речного вокзала в сторону Спасо-Преображенского собора.

Берег Камы, начало XX века

Особенно многолюдно здесь становится с запуском в 1878 году горнозаводской железной дороги и открытием железнодорожной станции, создавшей один из крупнейших транспортных узлов Урала.

Чтобы продолжить чтение этой статьи, нажмите кнопку «Читать далее»

 

Александр Глушков для Properm.ru