Posted 8 июня 2020,, 07:00

Published 8 июня 2020,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 16:10

Updated 2 марта 2023,, 16:10

Стало ли меньше COVID-диссидентов? Как коронавирус изменил нас за три месяца

8 июня 2020, 07:00
Ольга Седурина
Три месяца пермские врачи лечат пациентов с коронавирусной инфекцией. Как изменились сами больные, работает ли режим самоизоляции и о том, что поменялось в ходе эпидемии с марта Properm.ru поговорили с заведующей отделением Пермской краевой инфекционной клинической больницы Екатериной Голиковой.

— Екатерина Валентиновна, с момента поступления на лечение в стационар первого подтвержденного пациента с коронавирусной инфекцией прошло три месяца. Что изменилось за это время, как можно охарактеризовать этот опыт

— Действительно, за это время накопился достаточный опыт, появилось более четкое представление о том, как протекает заболевание, на какие клинические и лабораторные аспекты нужно обращать внимание, чтобы предотвратить развитие осложнений. В практике мы опираемся и на опыт российских и зарубежных коллег. С определенной периодичностью выходят новые клинические рекомендации, в рамках которых мы обследуем и лечим наших пациентов. Постепенно приобретенный опыт помогает нам подбирать тактику лечения с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания у каждого пациента, что улучшает прогноз.

— Изменились ли сами пациенты? Как можно описать больного с коронавирусом в начале эпидемии и сегодня?

— Изменилось отношение к болезни у людей. Если раньше мы достаточно часто встречались с элементами COVID-диссидентства, то сейчас у людей есть понимание серьезности этого заболевания и риска ассоциированных с ним осложнений. Обеспокоенность своим состоянием в глазах пациентов мы наблюдаем ежедневно на врачебном обходе, каждый из них ждет от нас информации о том, что контрольный анализ на коронавирусную инфекцию подтвердит их выздоровление.

— Кто чаще поступает в отделение на лечение, что поменялось с первых дней эпидемии?

— Кардинально ничего не изменилось. Более тяжелое течение и риск развития осложнений превалируют в группе пациентов старше 50 лет, именно они в большинстве случаев попадают на стационарное лечение.

— Как за четыре месяца изменились подходы к лечению?

— К счастью, на момент распространения пандемии на территории России мы уже располагали данными об успешном применении антиковидных препаратов в других странах. На основе наблюдений наших зарубежных коллег были разработаны первые версии клинических рекомендаций по лечению коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, которые обновляются по мере поступления информации об успешном применении различных схем комбинаций антиковидной, антибактериальной и иммуномодулирующей терапии.

Тяжесть течения заболевания зависит от сопутствующих уже имеющихся патологий, поэтому мы оцениваем каждого пациента индивидуально, что позволяет подобрать подходящую схему лечения и спрогнозировать развитие возможных осложнений.

Риск летального исхода выше у пациентов с онкологическими заболеваниями, иммунодефицитными состояниями, хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, такими как сахарный диабет, злокачественное течение гипертонической болезни, хроническая обструктивная болезнь легких. Так же в группу риска входят пациенты старше 80 лет ввиду естественного снижения иммунитета в данной возрастной категории.

— Почему мы видим самые серьезные вспышки коронавирусной инфекции именно в больницах?

— Все без исключения медучреждения сегодня являются зонами риска. В связи с этим, для предупреждения заражения, разработаны специальные схемы маршрутизации вновь поступивших пациентов. В обязательном порядке проводится исследование на предмет наличия возбудителя коронавирусной инфекции у каждого поступившего больного. Тесты берут вне зависимости от наличия симптомов заболевания. Все пациенты, поступившие для лечения, должны проходить обсервацию в специальных палатах-боксах до получения результата анализа на COVID-19.

Мы, медики, также проходим периодическое тестирование, используем в работе средства индивидуальной защиты. К сожалению, медицинские работники, как и все люди, подвержены заболеванию. Но нужно понимать, что медики постоянно контактируют с больными, а это заведомо увеличивает риск заражения. В этом и заключается вредность работы в условиях пандемии, именно с этим связаны стимулирующие выплаты. Случаи заражения медиков отмечены в большинстве стран, по которым прокатилась волна инфекции.

Основная проблема возможных вспышек заболевания в медицинских учреждениях, как и в других общественных местах — бессимтпомные формы коронавирусной инфекции COVID-19. При выявлении «заноса» инфекции в непрофильные по COVID-19 стационары, заболевшего пациента переводят в специализированную клинику, само учреждение закрывается на карантин. Выявляется круг контактных пациентов и персонала учреждения, проводится профилактическая работа.

— Мы видим, как люди возмущаются необходимостью носить маски в общественных местах, считают введенные меры избыточными. Какие методы профилактики, связанные с коронавирусом, реально работают?

— Меры профилактики, предпринятые с момента первых случаев заражения в Пермском крае: режим самоизоляции, правила социального дистанцирования, необходимость использования средств индивидуальной защиты, сокращение числа контактов между людьми, показали свою эффективность. По статистике, которую мы видим, по тому, какие пациенты поступают к нам на лечение, мы видим, что все это помогло сдержать волну массового заражения граждан.

Сейчас эпидемиологическая обстановка в регионе стабильна. Однако, каждому из нас нужно осознать степень личной ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких и соблюдать все вышеперечисленные правила.

Заражение происходит при контакте с больным человеком или бессимптомным вирусоносителем. Это может происходить в общественных местах: в транспорте, в магазинах, при рукопожатии, общении без средств индивидуальной защиты и здесь мы снова подчеркиваем важность соблюдения установленных противоэпидемических правил.

— После 12 июня в больницы России будет поступать новый запатентованный препарат для лечения коронавируса, будете ли вы его использовать в схемах терапии?

— Это позитивная для врачей и пациентов новость. Этот препарат известен давно и в проведенных исследованиях доказал эффективность в качестве этиотропной терапии коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV2. Фавипиравир уже включен в последнюю версию клинических рекомендаций и мы надеемся на положительный эффект от его применения.

"