Posted 15 июля 2020,, 10:01

Published 15 июля 2020,, 10:01

Modified 2 марта 2023,, 15:58

Updated 2 марта 2023,, 15:58

Не мой бизнес. Как журналиста Properm.ru помощник бизнеса отвадил от предпринимательства

15 июля 2020, 10:01
Олег Русских
В сегодняшнюю эпоху цифровизации и онлайн-услуг фасад любой компании или ведомства переместился с улицы в интернет. По сайту, его возможностям и умению работать с клиентами судят о возможностях в целом. Россия и Прикамье стремительно переводят государственные сервисы в онлайн и тесты таких сайтов стали профессиональным хобби. Вслед за планировщиком поездок пермского «Гортранса» тестирую портал «Мой бизнес».
Сюжет
Колонка

За последние пару лет процессы концентрации и технократизации в России достигли и такой щекотливой темы как помощь малому и среднему бизнесу. В Прикамье эта деятельность обильно окормленная из госбюджета и ранее разбитая на многие организации и некоммерческие партнерства сосредоточилась в руках пермского филиала «Корпорации малого и среднего предпринимательства». Оцените иронию в названии, когда для помощи мелкому бизнесу учредили аж целую корпорацию. Наверное, внутри этой большой структуры идет настоящая работа с настоящей помощью МСП. Но для человека со стороны, который пришел на сайт, выглядит все очень странно: этакая смесь справочника с коучинг-центром, изрядно приправленным издержками нашей бюрократической мысли. Еще раз подчеркну, делался тест не самой деятельности корпорации, а ее «витрины».

«Я с детства не любил овал…»

Первое что бросается в глаза начинающему предпринимателю на заглавной странице, гигантская кнопка «Тестирование» рядом с названием портала. Это вход для оценки способности стать предпринимателем. Оказалось — занимательное занятие. Для начала с меня потребовали полное ФИО, точную дату рождения (не количество лет, а точную дату) и место жительства. Несколько удивленный подобным обстоятельством решил похулиганить. Поэтому тест на способность на предпринимательскую деятельность проходил школьник старше 30 лет с датой рождения 01.01.0101. И система авторизации сайта это проглотила. Фантастические нейросети не иначе.

Первый же вопрос теста предложил мне выбрать какой геометрической фигурой я больше всего себе кажусь. Треугольник, квадрат, овал и другие, включая бабушкин вязальный клубок. Далее последовали вопросы: «Пользуетесь ли вы уважением, доверием своих друзей одноклассников, коллег?», «Чувствуете ли вы себя здоровым?», «Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?». Тут мне показалось, что это тест для президента перед контрактом на галеры. В общем на все последующие вопросы отвечал твердым нет, даже если предлагали пять и более вариантов. И-и, бинго!!! Система признала мужика который к 30 годам не вышел из школы на 50% способным к предпринимательству.

Система была настолько любезна, что выслала файл с рекомендациями. Это несколько важнейших советов в стиле гадания от Ходжи Насреддина. Например такой: «Постарайся всерьез увлечься СВОИМ делом! Чем больше интереса ты к нему проявишь, тем больше у тебя появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха». И кстати, система доверительно общалась на ты, хотя на брудершафт мы не пили.

Если серьезно, то «тест» выглядит как абсолютная профанация, которая не может иметь никакого отношения к качественным профессиональным исследованиям. Отметим, на федеральном ресурсе «Корпорации МСП» тоже есть тест, но он предназначен только для школьников и сделан по-другому. У нас же для Пермского филиала государственной корпорации МСП тестированием занимается частная компания «Проф-контур» с кол-центром в Улан-Удэ, которая, судя по всему, тестирует еще и школы и учреждения, видимо таким же образом. Что же, мы увидели явный пример поддержки МСП в Пермском крае.

По прозвищу «Крузенштерн»

Чем хорош портал, так это обилием онлайн мероприятий: консультационные вебинары, круглые столы и прочее. Жаль, что эти многочисленные полезные мероприятия разбавлены разнообразным коучингом, иногда в самом жестоком его проявлении. Но тут уже вопрос идеологии: если руководители «Моего бизнеса» считают что подобные курсы действительно помогают, а люди идут слушать и общаться — значит так тому и быть. Тут другая проблема, просто так попасть на вебинары нельзя — надо зарегистрироваться. Для регистрации предлагается заполнить анкету в стиле позднего СССР.

Если приглядеться, можно понять цель всего бюрократического разноцветья. Финансирование бюджетное, должна быть отчетность, участники — получатели услуг. Кстати, никто не давал гарантии что когда-нибудь ФНС не посчитает это доходом, требующим, например, обложения НДФЛ. Но пойдем дальше, строгость анкеты искупается слабостью системы. После нескольких сбоев, когда система не могла принять совершенно подлинные данные физического лица, уфолог Иван Федорович Крузенштерн с несуществующим ИНН вполне сгодился в качестве участника вебинара. Боюсь представить, как формируется отчетность в корпорации. Ведь на уфолога И.Ф. Крузенштерна потрачено госфинансирование.

Если серьезно, то некая небрежность присутствует в любом разделе сервиса. Вот в официальной презентации из под фотографии лезут черновики изготовления. Вот девственная пустота в разделе «Отчеты». В разделе «Живое общение» (что бы это не значило) последнее «живое» общение прошло 19 июня и все они дублируют часть раздела «Мероприятия». И так далее и тому подобное…

Фактическим единственным средством связи с центром является многоканальный телефон. Сервисов мгновенного письменного общения нет, мессенджеров тоже. По каким-то видам услуг/помощи можно заполнить онлайн заявку (тоже с указанием ИНН и прочих данных).
По идее, в структуре Пермского филиала «Корпорации МСП» около десятка полезных и важных для бизнеса фондов и предприятий: центры финансирования и кредитования, МФЦ для бизнеса и так далее. Но, из структуры и механики сайта «Мой бизнес» никак не следует, что эти сервисы есть и непонятно, как через интернет достучаться до их услуг.

Получается, путь только такой: смотреть справочные материалы на сайте, может быть посмотреть несколько вебинаров, а дальше звонок по телефону и личный визит. То есть, на мой личный взгляд, непонятно главное для чего существует сайт: зачем мне предпринимателю нужен Пермский филиал «Корпорации МСП» и сервис «Мой бизнес»? Какую пользу я получу от обращения туда и от общения с сайтом?

Судя по социальным сетям не понимают этого и пермяки. При большом количестве публикаций в аккаунтах сервиса в соцсетях, мы видим только единичные лайки и полное отсутствие комментариев. Итоговый вывод: «окно» «Моего бизнеса» в интернете не выполняет своей главной функции — не «продает» сервис «Мой бизнес».

"