Posted 11 ноября 2020,, 06:11

Published 11 ноября 2020,, 06:11

Modified 2 марта 2023,, 14:44

Updated 2 марта 2023,, 14:44

Сколько потратили на оплату больничных во время эпидемии COVID-19 в Прикамье

Сколько потратили на оплату больничных во время эпидемии COVID-19 в Прикамье

11 ноября 2020, 06:11
Ольга Седурина
Фото: Properm.ru
Фонд социального страхования направил на оплату больничных в 2020 году на 200 млн рублей больше, чем в 2019 году. Пермяки рассказывали о сложностях с оформлением листков нетрудоспособности и обращались с жалобами в фонд социального страхования и прокуратуру.

Столкнувшиеся с невозможностью своевременно оформить больничный пермяки неоднократно сообщали в редакцию Properm.ru об огромных очередях в кабинеты оформления листков нетрудоспособности и создании «специальных» кабинетов, где документы выписываются «задним числом». Ситуация, когда люди брали штурмом регистратуры поликлиник, в октябре 2020 года прокатилась по большинству регионов России.

Вас здесь не стояло

16 октября в редакцию Properm.ru обратились сразу две пермячки, прошедшие квесты при получении больничных листов в поликлинике №2 на ул. Братьев Игнатовых в Перми. Обе женщины, как и положено по опубликованным регламентам, при первых симтомах ОРВИ, напоминающих коронавирусную инфекцию, обратились в неотложную службу. Как рассказывали женщины, на дозвон до общегородского номера они потратили несколько часов, ждали медиков в одном случае сутки, в другом — четверо суток. Вызывать врача пришлось повторно, поскольку первый звонок потерялся в потоке вызовов.

При обращении в поликлинику на прием к врачу в назначенный срок обе женщины открытых больничных листов и даже отметок об их выдаче в регистратуре не обнаружили. Одной из пациенток в регистратуре предложили пройти в соседний кабинет, где она формально прошла врачебную комиссию (вместо представителей администрации учреждения там находилась одна фельдшер) и больничный был оформлен. Во втором случае кабинеты с «комиссией» уже прекратили работу и женщина обратилась за помощью к заведующему поликлиникой. «Попасть на прием к главврачу проще, чем к участковому», — писала в редакцию Properm.ru женщина.

После общения с главврачом женщине выписали «больничный» на листке бумаги. Регистратор пояснила, что это не электронный лист нетрудоспособности, поскольку у ее участкового нет доступа к электронной базе «ПроМед». «Сам документ вы получите при выписке, поскольку сейчас не хватает бланков больничных из-за наплыва пациентов, объяснили мне в поликлинике», — рассказала пермячка журналисту.

Такая ситуация существовала в пик эпидемии не везде, в ряде поликлиник пациентам сразу предлагали открыть электронный больничный, рассказывали редакции Properm.ru жители города.

Работодателям не нужно

Позднее региональный минздрав сообщил, что проблемы при выписке больничных две. Первая — неразбериха связана с ростом заболеваемости ОРВИ, из-за которого в разы увеличился поток пациентов, обращающихся за медицинской помощью в поликлиники.

«В соответствии с действующим законодательством, листки нетрудоспособности врачам приходится оформлять «задним числом» с момента обращения за медпомощью, что технически занимает существенно больше времени. Так как в данном случае, решение по выдаче листов временной нетрудоспособности приходится принимать врачебной комиссии», — сообщили в ведомстве.

Именно для разгрузки системы в ряде поликлиник, где фиксировалась перегрузка, в том числе — из-за также ушедших на больничные медиков, были созданы «временные комиссии». Пациенты, рассказавшие свои истории журналисту Properm.ru, чаще всего упоминали о проблемах в поликлиниках №2 в Индустриальном районе и №5 в Свердловском районе.

Вторая сложность, по данным регионального минздрава, в том, что врачи предлагают пациентам оформлять электронный листок временной нетрудоспособности, но те отказываются сами. «К сожалению, не все организации оплачивают электронные больничные, так в городской поликлинике №2 часто пациенты отказываются от получения листа временной нетрудоспособности в электронном виде. Процент выдачи электронных больничных — составляет 58%», — указано в ответе ведомства.

Однако, по словам обратившихся в редакцию читателей, приезжавшие домой медики даже не предлагали выписать электронный больничный. «В поликлинике нам пояснили это тем, что не у всех медиков, работающих на вызовах, есть доступ к специализированной программе «ПроМед», они отдают списки пациентов в рукописном виде после окончания смены в поликлинику», — рассказали пациенты.

200 миллионов сверху

Как сообщили журналисту Properm.ru в региональном отделении Фонда социального страхования, с начала 2020 года работающим гражданам Пермского края было выплачено пособий по временной нетрудоспособности на сумму, превышающую 3,6 млрд рублей. За тот же период 2019 года, пермяки получили после лечения разных болезней 3,4 млрд рублей.

В представительстве Фонда уточняют, что ведомство не ведет статистику выдачи больничных по видам заболеваний, поэтому вычленить, сколько было выплачено по листкам нетрудоспособности, связанным с COVID-19, невозможно. В то же время в Прикамье из-за введенных противоэпидемических мер не велась плановая госпитализация пациентов с соматическими болезнями, поэтому утверждать, что рост объема выплат из-за коронавирусной инфекции составил только 200 млн рублей — не корректно, цифра значительно выше.

До 1 января 2021 года в регионе действует механизм, в рамках которого работодатель начисляет пособия, выплачивает пособия за счет собственных средств, а затем возвращает денежные средства взаимозачетом из Фонда социального страхования Российской Федерации. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, то работодатель обращается за необходимыми средствами в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.

В ФСС подтверждают, что на фоне неразберихи с выпиской больничных листов и недоступностью медпомощи, число обращений граждан выросло. «В исполнительный орган Фонда поступают обращения граждан по вопросам формирования электронных листков нетрудоспособности в интегрированной информационной системе «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации. Основные вопросы связаны с отсутствием информации по открытию, продлению или закрытию электронных листов нетрудоспособности в личном кабинете получателя услуг, что может быть связано с техническими проблемами в информационной системе медицинских организаций», — сообщает ведомство в официальном ответе.

"