Posted 9 февраля 2021,, 09:01

Published 9 февраля 2021,, 09:01

Modified 2 марта 2023,, 14:39

Updated 2 марта 2023,, 14:39

«Мы назвали отсутствующих на картинке "могилками"». Как коронавирус изменил систему высшего образования

«Мы назвали отсутствующих на картинке "могилками"». Как коронавирус изменил систему высшего образования

9 февраля 2021, 09:01
Ольга Седурина
Фото: 1MediaInvest
Высшие учебные заведения в Перми спустя полгода после введения режима самоизоляции возвращаются к очным занятиям, причем каждое учреждение в зависимости от конкретной эпидситуации. В вузах говорят, что в целом система прошла стресс-тест, хотя и вскрыла проблемы онлайн-образования, особенно у студентов бакалавриата.

В марте-апреле 2020 года система высшего образования в Прикамье из-за пандемии коронавируса экстренно изменила свои подходы к работе. Буквально за несколько недель 95% студентов были вынуждены перейти в дистанционный или смешанный формат обучения. В неофициальных комментариях преподаватели вузов говорят о снижении качества образования и мотивации студентов. В официальных ответах на запрос журналиста Properm.ru пресс-службы вузов более осторожны в оценках, однако говорят о серьезных «трудностях перевода» на онлайн.

На фоне пандемии COVID-19 пермские вузы не только прошли стресс-тест, но и определенную санацию — наиболее злостные прогульщики были отчислены за неуспеваемость по итогам весенней сессии. Масштабы отчислений достигли 7–10% от общего числа студентов, примерно половина обучающихся и после нее сдавали контрольные работы и зачеты с опозданием. На дистант студенты и преподаватели были отправлены Роспотребнадзором в Пермском крае дважды — в конце марта вместе со всей страной и в октябре — при ухудшении эпидситуации. График выхода с карантина с начала 2021 года в каждом учебном заведении свой. Преподаватели рассказывают, что сейчас некоторые факультеты практикуют переход на дистант не целыми курсами, а группами, если появляются новые заболевшие COVID-19.

От сессии до сессии

Преподаватели пермских вузов говорят о том, что переход на дистанционное обучение по сути провел в вузах санацию среди прогульщиков. По словам рядовых педагогов, перевод лекций на онлайн-площадки наглядно показывал наличие «мертвых душ» — студентов, номинально «пришедших» на занятие, но по сути просто подключивших компьютер к сети для создания иллюзии присутствия. Таких прогульщиков на каждом лекционном, а часто — и практическом занятии, насчитывалось как правило более 10%.

«Мы назвали отсутствующих на картинке "могилками" — там красным перечеркнутый микрофон и фамилия-имя, — поясняет на условиях анонимности одна из лекторов. — Даже при принудительном включении микрофона такие студенты чаще всего не возвращались к занятию». Однако, преподаватели утверждают, что низкая активность свойственна студентам первых курсов, которые чаще и бывают среди отчисленных.

«Было очень тяжело начинать весной, и мы, и студенты преодолевали барьеры, но к осени научились работать. Но скажу, что дистант — это вариант не для первокурсников и не для бакалавров. В начале обучения прямое общение ничем заменить нельзя, но мы приспособились», — отмечает доцент ВШЭ (Пермь) Елена Зуева. Она уточняет, что у вуза давно есть практика работы в онлайн для слушателей курсов, и как раз для них дистант дал положительный результат — возможность брать занятия в любом из четырех кампусов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. «И есть даже пример, что мой курс взял студент из Питера, но это не бакалавры, это мотивированные люди, они платят за обучение», — уточняет Зуева.

Такие же выводы сделали ректоры ведущих российских вузов на совещании в минорбрнауки РФ по итогам первого этапа дистанта. «Во-первых, дистанционный формат оказался трудным для первокурсников: 90% первокурсников признали, что с трудом самоорганизуются, им не хватает чувства аудитории. Поэтому, — отметил глава ВШЭ Ярослав Кузьминов, — необходимо разрабатывать специально для них научные практики. Во-вторых, труднее других к онлайн-обучению адаптируются студенты медицинских, технических вузов, и вузов культурной сферы. К каждой из этих категорий нужен свой подход, так, для технарей нужно разрабатывать новый дизайн лабораторных занятий».

Пермский национальный исследовательский политехнический университет первыми вывел с дистанта студентов выпускных курсов. С 15 февраля к офлайн-обучению приступят и первокурсники. «Осенью из-за введения дистанционного режима они так и не смогли пройти социальную адаптацию. Мы считаем этот этап крайне важным для любого первокурсника, поскольку таким образом закладываются основы их дальнейшей общественной и профессиональной деятельности. У остальных студентов пока сохранится дистанционный формат обучения», — приводит слова проректора по учебной работе Николая Лобова пресс-служба вуза.

Читайте также:

На нерусской стороне, на другой планете

Опрошенные журналистом Properm.ru преподаватели, обучающие иностранных студентов, считают, что больше всего дистант сказался на качестве образования для них. Во-первых, из-за закрытия границ некоторые из обучающихся в пермских вузах, в январе-феврале 2020 года не смогли вернуться в Пермь после каникул. Данные о количестве таких студентов вузы не раскрывают. Только в фармакадемии, отвечая на запрос журналиста Properm.ru, уточнили, что из 235 студентов-иностранцев, только 16 находятся за пределами РФ, большинство из них — по семейным обстоятельствам.

Известно, что одними из первых, оказавшихся в Перми в обсервации, были студенты из Китая, помещенные в клинику в феврале 2020 года. Кроме того, вузы, обучающие иностранных студентов, говорят о возникшем «цифровом неравенстве» — разница часовых поясов и отсутствие свободного доступа в интернет на разных континентах зачастую заставляла педагогов переходить на круглосуточный режим работы.

«Многие иностранные студенты, особенно обучающиеся онлайн находясь в своей стране, некачественно и не в срок сдают контрольные работы и зачеты, пропускают занятия. Часто приходится назначать лекции в позднее вечернее время — из-за разницы во времени. Многие неделями не отвечают на письма, а потом за сутки до срока сдают контрольные работы, выполненные зачастую безобразно», — рассказала журналисту Properm.ru преподаватель Пермского государственного медуниверситета. Она также попросила не называть ее имени — в вузе запрещено давать какие-либо комментарии СМИ. Кстати, медуниверситет — единственный вуз в Перми, официально не ответивший на запрос журналиста Properm.ru.

О том, что преподавателям пермских вузов во время дистанта пришлось подстраиваться под часовые пояса разных стран говорится и в ответе ПГНИУ: «Широкая вариативность часовых поясов является ограничением для комфортного посещения онлайн-занятий иностранными студентами — студенты из Китая, Ирака или Колумбии обучаются в разное время суток». Важной проблемой для иностранных студентов первых курсов почти во всех вузах стал языковой барьер (а находясь в Перми они адаптируются к обучению на неродном языке).

В целом, уточняют в вузах, организация образовательного процесса в дистанционной форме для иностранных и российских студентов кардинально не отличается. Но на качество учебы влияло отсутствие качественного доступа в интернет у студентов, не имеющих вернуться к очному обучению до открытия границ между странами.

«В кампусе и общежитиях для иностранных студентов организованы специальные аудитории, оснащенные техническим оборудованием для комфортной учебы. Однако, иностранные студенты, которые находятся за рубежом, довольно часто сталкиваются трудностями в данном аспекте», — говорится в ответе пресс-центра ПГНИУ. По информации Properm.ru, чаще всего с «цифровым неравенством» сталкиваются студенты из Индии, Ирана, а с его ограничениями для доступа на российские сервера — у китайских студентов.

Во всех опрошенных журналистом Properm.ru вузах говорят, что при всех сложностях для обучения иностранных студентов доля отчисленных среди них не велика. «Но миграционные и организационные ограничения повлияли не столько на образовательный процесс, сколько на формальные процедуры (оформление документов, заключение договоров на оплату образовательных услуг и прочее)», — сообщили в национальном университете. В педагогическом университете сообщили, что за период дистанта была отчислена по неуспеваемости одна студентка из Таджикистана, которая в период локдауна осталась в Перми. Один студент из Китая написал заявление на академический отпуск по семейным обстоятельствам.

"