Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
59158 +113
Выздоровели
53553 +141
Умерли
3778 +8
Properm.ru
«Мы назвали отсутствующих на картинке "могилками"». Как коронавирус изменил систему высшего образования Высшие учебные заведения в Перми спустя полгода после введения режима самоизоляции возвращаются к очным занятиям, причем каждое учреждение в зависимости от конкретной эпидситуации. В вузах говорят, что в целом система прошла стресс-тест, хотя и вскрыла проблемы онлайн-образования, особенно у студентов бакалавриата.

«Мы назвали отсутствующих на картинке "могилками"». Как коронавирус изменил систему высшего образования

9 февраля 2021, 14:01

«Мы назвали отсутствующих на картинке "могилками"». Как коронавирус изменил систему высшего образования
Фото: 1MediaInvest
Высшие учебные заведения в Перми спустя полгода после введения режима самоизоляции возвращаются к очным занятиям, причем каждое учреждение в зависимости от конкретной эпидситуации. В вузах говорят, что в целом система прошла стресс-тест, хотя и вскрыла проблемы онлайн-образования, особенно у студентов бакалавриата.

В марте-апреле 2020 года система высшего образования в Прикамье из-за пандемии коронавируса экстренно изменила свои подходы к работе. Буквально за несколько недель 95% студентов были вынуждены перейти в дистанционный или смешанный формат обучения. В неофициальных комментариях преподаватели вузов говорят о снижении качества образования и мотивации студентов. В официальных ответах на запрос журналиста Properm.ru пресс-службы вузов более осторожны в оценках, однако говорят о серьезных «трудностях перевода» на онлайн.

На фоне пандемии COVID-19 пермские вузы не только прошли стресс-тест, но и определенную санацию — наиболее злостные прогульщики были отчислены за неуспеваемость по итогам весенней сессии. Масштабы отчислений достигли 7–10% от общего числа студентов, примерно половина обучающихся и после нее сдавали контрольные работы и зачеты с опозданием. На дистант студенты и преподаватели были отправлены Роспотребнадзором в Пермском крае дважды — в конце марта вместе со всей страной и в октябре — при ухудшении эпидситуации. График выхода с карантина с начала 2021 года в каждом учебном заведении свой. Преподаватели рассказывают, что сейчас некоторые факультеты практикуют переход на дистант не целыми курсами, а группами, если появляются новые заболевшие COVID-19.

От сессии до сессии

Преподаватели пермских вузов говорят о том, что переход на дистанционное обучение по сути провел в вузах санацию среди прогульщиков. По словам рядовых педагогов, перевод лекций на онлайн-площадки наглядно показывал наличие «мертвых душ» — студентов, номинально «пришедших» на занятие, но по сути просто подключивших компьютер к сети для создания иллюзии присутствия. Таких прогульщиков на каждом лекционном, а часто — и практическом занятии, насчитывалось как правило более 10%.

«Мы назвали отсутствующих на картинке "могилками" — там красным перечеркнутый микрофон и фамилия-имя, — поясняет на условиях анонимности одна из лекторов. — Даже при принудительном включении микрофона такие студенты чаще всего не возвращались к занятию». Однако, преподаватели утверждают, что низкая активность свойственна студентам первых курсов, которые чаще и бывают среди отчисленных.

«Было очень тяжело начинать весной, и мы, и студенты преодолевали барьеры, но к осени научились работать. Но скажу, что дистант — это вариант не для первокурсников и не для бакалавров. В начале обучения прямое общение ничем заменить нельзя, но мы приспособились», — отмечает доцент ВШЭ (Пермь) Елена Зуева. Она уточняет, что у вуза давно есть практика работы в онлайн для слушателей курсов, и как раз для них дистант дал положительный результат — возможность брать занятия в любом из четырех кампусов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. «И есть даже пример, что мой курс взял студент из Питера, но это не бакалавры, это мотивированные люди, они платят за обучение», — уточняет Зуева.

Такие же выводы сделали ректоры ведущих российских вузов на совещании в минорбрнауки РФ по итогам первого этапа дистанта. «Во-первых, дистанционный формат оказался трудным для первокурсников: 90% первокурсников признали, что с трудом самоорганизуются, им не хватает чувства аудитории. Поэтому, — отметил глава ВШЭ Ярослав Кузьминов, — необходимо разрабатывать специально для них научные практики. Во-вторых, труднее других к онлайн-обучению адаптируются студенты медицинских, технических вузов, и вузов культурной сферы. К каждой из этих категорий нужен свой подход, так, для технарей нужно разрабатывать новый дизайн лабораторных занятий».

Пермский национальный исследовательский политехнический университет первыми вывел с дистанта студентов выпускных курсов. С 15 февраля к офлайн-обучению приступят и первокурсники. «Осенью из-за введения дистанционного режима они так и не смогли пройти социальную адаптацию. Мы считаем этот этап крайне важным для любого первокурсника, поскольку таким образом закладываются основы их дальнейшей общественной и профессиональной деятельности. У остальных студентов пока сохранится дистанционный формат обучения», — приводит слова проректора по учебной работе Николая Лобова пресс-служба вуза.

Сохранность контингента

Сами вузы комментируют итоги полугодовой «удаленки» осторожно и конкретных цифр отчислений или присутствия студентов на онлайн-занятиях стараются не называть — за редким исключением. Среди общих итогов говорится о снижении качества знаний у студентов бакалавриата по итогам летней сессии и осенних «контрольных точек», и (неожиданно!) о повышении качества образования у магистров и аспирантов.

Цифры отчислений на фоне дистанта вузы стараются не называть, поясняя это, например тем, что показатели «сохранности контингента» считаются в целом для потока, и у каждой группы это будет накопительное число за все сессии. Только Пермский государственный педагогический университет привел цифру «сохранности» после летней сессии — 93% студентов или 5562 студента (на начало февраля 2021 года). В пресс-службе вуза порекомендовали не вычислять число отчисленных простой математической формулой, чтобы не ошибиться в данных. Но уточнили, что из зачисленных на первый курс очного обучения 462 студентов на сегодня в вузе остался учиться 421 человек, 41 студент был отчислен (8,9%). Обычный «доковидный» средний уровень отчисления — 5%.

В пермской фармакадемии говорят о том, что по официальным журналам посещения в вузе число студентов в онлайн и офлайн не отличалось. «Но это особенность нашего вуза, небольшие группы и значительная часть не поточных лекций, а практических занятий, где пропуски невозможны», — пояснили в вузе. Однако и здесь отмечают снижение качества знаний по ряду дисциплин на фоне онлайн-обучения.

В Пермском национальном исследовательском университете отмечают, что по официальным журналам посещаемости число студентов во времена онлайна и оффлайна не отличалось. Однако другой показатель — своевременность сдачи зачетов говорит о том, что дистант все же «расслабил» студентов. «Тех, которые сдавали контрольные точки позднее положенного срока, стало больше. Если ранее средний показатель по всем курсам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, отражающий количество студентов без академических долгов, составлял 92,7%, то в 2020–2021 учебном году за аналогичный период он составил 68%», — говорится в ответе вуза на запрос журналиста Properm.ru.

На нерусской стороне, на другой планете

Опрошенные журналистом Properm.ru преподаватели, обучающие иностранных студентов, считают, что больше всего дистант сказался на качестве образования для них. Во-первых, из-за закрытия границ некоторые из обучающихся в пермских вузах, в январе-феврале 2020 года не смогли вернуться в Пермь после каникул. Данные о количестве таких студентов вузы не раскрывают. Только в фармакадемии, отвечая на запрос журналиста Properm.ru, уточнили, что из 235 студентов-иностранцев, только 16 находятся за пределами РФ, большинство из них — по семейным обстоятельствам.

Известно, что одними из первых, оказавшихся в Перми в обсервации, были студенты из Китая, помещенные в клинику в феврале 2020 года. Кроме того, вузы, обучающие иностранных студентов, говорят о возникшем «цифровом неравенстве» — разница часовых поясов и отсутствие свободного доступа в интернет на разных континентах зачастую заставляла педагогов переходить на круглосуточный режим работы.

«Многие иностранные студенты, особенно обучающиеся онлайн находясь в своей стране, некачественно и не в срок сдают контрольные работы и зачеты, пропускают занятия. Часто приходится назначать лекции в позднее вечернее время — из-за разницы во времени. Многие неделями не отвечают на письма, а потом за сутки до срока сдают контрольные работы, выполненные зачастую безобразно», — рассказала журналисту Properm.ru преподаватель Пермского государственного медуниверситета. Она также попросила не называть ее имени — в вузе запрещено давать какие-либо комментарии СМИ. Кстати, медуниверситет — единственный вуз в Перми, официально не ответивший на запрос журналиста Properm.ru.

О том, что преподавателям пермских вузов во время дистанта пришлось подстраиваться под часовые пояса разных стран говорится и в ответе ПГНИУ: «Широкая вариативность часовых поясов является ограничением для комфортного посещения онлайн-занятий иностранными студентами — студенты из Китая, Ирака или Колумбии обучаются в разное время суток». Важной проблемой для иностранных студентов первых курсов почти во всех вузах стал языковой барьер (а находясь в Перми они адаптируются к обучению на неродном языке).

В целом, уточняют в вузах, организация образовательного процесса в дистанционной форме для иностранных и российских студентов кардинально не отличается. Но на качество учебы влияло отсутствие качественного доступа в интернет у студентов, не имеющих вернуться к очному обучению до открытия границ между странами.

«В кампусе и общежитиях для иностранных студентов организованы специальные аудитории, оснащенные техническим оборудованием для комфортной учебы. Однако, иностранные студенты, которые находятся за рубежом, довольно часто сталкиваются трудностями в данном аспекте», — говорится в ответе пресс-центра ПГНИУ. По информации Properm.ru, чаще всего с «цифровым неравенством» сталкиваются студенты из Индии, Ирана, а с его ограничениями для доступа на российские сервера — у китайских студентов.

Во всех опрошенных журналистом Properm.ru вузах говорят, что при всех сложностях для обучения иностранных студентов доля отчисленных среди них не велика. «Но миграционные и организационные ограничения повлияли не столько на образовательный процесс, сколько на формальные процедуры (оформление документов, заключение договоров на оплату образовательных услуг и прочее)», — сообщили в национальном университете. В педагогическом университете сообщили, что за период дистанта была отчислена по неуспеваемости одна студентка из Таджикистана, которая в период локдауна осталась в Перми. Один студент из Китая написал заявление на академический отпуск по семейным обстоятельствам.


Оцените материал
1 1 4 8