Posted 28 мая 2021,, 11:39

Published 28 мая 2021,, 11:39

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Приземление мечты. Новая стратегия Перми обходится без амбиций

Приземление мечты. Новая стратегия Перми обходится без амбиций

28 мая 2021, 11:39
Олег Русских
Фото: Properm.ru
При главе города Алексее Дёмкине создали экспертный совет: профессионалы в разных сферах должны консультировать и помогать главе принимать стратегические решения по развитию города. На первом же заседании экспертам представили проект новой стратегии развития Перми.
Сюжет
Колонка

Со времен «Перми — культурной столицы» стратегий у нас по сути не было. Какие-то бумаги были, а стратегии нет. Тогда 13 лет назад, главный тезис вбросил Марат Гельман, а губернатор Олег Чиркунов его подхватил и развил. Тезис в том, что именно культура, точнее искусство, а еще точнее, искусство в понимании Гельмана и Ко, должно было стать катализатором или бустером, который придаст новый смысл жизни Перми, а сам город на второй космической скорости выбросит на орбиту лучших городов Европы к званию «Пермь — культурная столица Европы». Культура же должна стать и ядром вокруг которой будут формироваться концепции градостроительства, благоустройства, жизненного уклада, экономики. Как уже позже говорил господин Гельман, культурная интеграция и влияние арт-деятельности сыграли сказочную по своему эффекту роль в экономике Перми. Можно согласиться, просто сказки бывают разные.

Как выяснилось впоследствии инициаторы амбизициознейшей стратегии слишком много говорили (оригинальное слово заменено на синоним в соответствии с требованиями законодательства — Properm.ru), слишком много тратили (оригинальное слово заменено на синоним в соответствии с требованиями законодательства — Properm.ru) и не учитывали еще тысячу деталей. Культура не справилась с ролью коренника. Не шмогла (c). При первых же политических пертурбациях выяснилось, что полагаться на культуру и культрегеров бессмысленно. Они эмоциональны, переменчивы, падки на лесть и деньги, а критику выносят хуже политиков. В итоге Перми остались фанерные буквы у речного вокзала, волна эмиграции из города, остаточная склонность власти заявлять фантастические проекты (не реализуя их) и мощная идиосинкразия горожан к таким заявлениям и прожектам.

Новая пермская стратегия не содержит слово «амбиции». Название презентации «Стратегия устойчивого развития «Пермь — мой дом» (ключевое слово, как кажется — «устойчивое»). Никаких рывков, взрывов и космических скоростей. Никакой столичности и прямых претензий к лидерству. Цель обозначена так: «войти в тройку лучших городов России». Непонятно — в чём лучших? А поскольку конкретика не обозначена, первые два места на пьедестале «лучших городов» заняты, на третьей ступеньке теснятся все остальные миллионники, то это видимо и нужно воспринимать как сверхамбицию.

Все разделы стратегии назвали со словом «Экономика». Управление — «Экономика власти», образование — «Экономика знаний», медицина — «Экономика здоровья», транспорт и коммуникации — «Экономика времени». Это называется «красиво упаковали». Модно, стильно, молодежно. Если серьезно, то авторы наверное хотели подчеркнуть экономический, прагматичный подход к развитию города. Но в применении к некоторым разделам это местами выглядит странно. Ну потому что у нас уже был «экономический» подход к образованию и медицине. Результат известен.

И вот в разделе «Экономика знаний» мы читаем в числе рисков (проблемы на моднейшем сленге теперь называют рисками) «дефицит педагогических кадров». Но в списке решений нет ни слова про экономику доходов учителя. Про необходимость «обеспечения доступного и качественного образования» есть, а про необходимость снижения бремени платы за допбразование для домохозяйств — нет. В разделе «Экономика здоровья», кстати, про рост зарплат врачей сказано.

Есть очень много пунктов, которые пока непонятно как понимать. Например, в транспортном разделе «Экономика времени» сказано, что увеличение количества личных автомобилей — это риск (то есть проблема). И что нужно отдать приоритет общественному транспорту. Нет слова «баланс», есть слово «приоритет». Как это может быть в городе длиной 70 км, который по идее должен стремиться к росту благосостояния домохозяйств? Через всеобщее обнищание населения, запретительные меры для личного транспорта или через какие-то гигантские программы строительства «быстрого городского транспорта» с невероятно выгодными условиями? Пока не ясно.

Очень вероятно, что все это издержки быстрого формулирования и той самой «упаковки». Современный стиль соседствует с канцеляризмами, бизнес-язык соседствует с научным и бюрократическим. Попытка собрать на одном листе презентации успехи, проблемы и пути решения еще больше путает. В общем и целом пока скелет документа выглядит как «за все хорошее против всего плохого», но и хорошее и плохое сформулированы предельно обще. Но если в целом формулировать впечатление от документа, получается: «Нам пока не до амбиций, надо разгрести кучи и завалы».

Олег Чиркунов, один из отцов «культурно-голландской» стратегии, регулярно повторял фразу: «У города должна быть мечта». И он и другие «отцы» разъехались по свету, конвертировав концепцию общей мечты в индивидуальные профиты.
Новая стратегия обходится без мечты.
Может и хорошо.

P.S. Проект стратегии развития "Пермь - наш дом" на сайте администрации города.

"