Posted 5 октября 2018,, 03:00

Published 5 октября 2018,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 15:45

Updated 2 марта 2023,, 15:45

«Это не временное хайповое явление». О развитии киберспорта в Прикамье, деньгах и людях

«Это не временное хайповое явление». О развитии киберспорта в Прикамье, деньгах и людях

5 октября 2018, 03:00
Дмитрий Загуменнов
Фото: Properm.ru
Руководитель Федерации компьютерного спорта Пермского края Павел Федотов рассказал Properm.ru, что произошло с киберспортом в Прикамье за последние два года. Проблем оказалось больше чем успехов, но перспективы для развития есть, ведь у других регионов получается.

— Два года назад ты говорил, что одна из проблем киберспорта в регионе — это отсутствие площадок. Что-то изменилось?

— Насчет площадки вопрос решился частично. Появилось место, где мы можем проводить отборочные соревнования — площадка на базе магазина компьютерной техники «Джей». Тогда у нас такой возможности не было. Однако эта площадка не работает на постоянной основе и не может вместить зрителей из-за своих размеров. Мы ее арендуем исключительно для проведения турниров или отборочных этапов всероссийских соревнований. Например, в следующие выходные здесь пройдет Кубок Перми по киберспорту. Победители получат спортивные разряды и квоту для участия в Кубке России.

— А что со спонсорами? Они появились?

— Кубок Перми мы проводим вместе с Ростелекомом, причем нам предоставляют не услуги или какие-то подарки, а выделяют реальные деньги на организацию мероприятия. С ними мы планируем более плотное сотрудничество, но для начала нужно посмотреть, как пройдет Кубок. Также у нас запланировано совместное мероприятие с ЭР-Телекомом — турнир по League of Legends. Конечно, деньги пока выделяют небольшие, но это определенно шаг вперед.

— То есть проблемы, что были два года назад, до сих пор остаются?

— Не совсем. Проблему с участием наших игроков во всероссийских соревнованиях мы смогли решить, но для большего результата нам нужна площадка крупнее, которая вмещала бы нужное количество игроков и зрителей одновременно. Важно, чтобы всегда было место, куда ребята смогли бы прийти потренироваться, пообщаться и просто провести время. Это бы в разы упростило подготовку к турнирам и повысило качество игры наших ребят. Сейчас же мы даже не можем вместить все команды. У нас есть 10 компьютеров и шкаф, куда участники вешают одежду. Пока одни играют, остальным приходится где-то неподалеку сидеть и ждать своей очереди. Ладно летом, а зимой или даже сейчас? Этот дискомфорт отталкивает многих участников.

— Сколько нужно денег, чтобы организовать арену, о которой ты говоришь?

— Если исключить затраты на аренду помещения, коммунальные платежи и оплату труда персонала, который бы следил за техникой и обслуживал помещение, то 2,5 млн рублей. Двадцать игровых мест со средними компьютерами, проектором и местами для зрителей.

— Какой-то интерес со стороны бизнеса к этому есть?

— Я почти каждый день с кем-то веду переговоры об открытии арены, стараюсь консультировать, рассказываю об опыте других регионов, как это происходит, сколько там компьютеров, какая у них ценовая политика, бизнес-модель и прочее. Но часто люди, которые хотят этим заниматься, по каким-то причинам передумывают. Когда начинаешь объяснять и рассказывать, что не все площадки, которые появились, зарабатывают здесь и сейчас, у людей теряется интерес. Они хотят вложиться и «отбить» свои деньги через несколько месяцев, но так не получится.

Большинство площадок, которые открываются в других регионах, не окупаются за полгода. Как правило, их создают, чтобы работать на перспективу, понимая, что эта сфера развивается. Киберспорт в денежном выражении растёт на 30% в год, а в России один из крупнейших рынков Европы. Да, пока регионы отстают от столицы, но показывают хороший тренд роста.

— Ты говоришь, что киберспорт идет в регионы. Когда, на твой взгляд, киберспортивные арены и команды появятся в каждом крупном городе России?

— В течение трех лет, это по моим самым скромным прогнозам. Вообще, все может произойти гораздо быстрее. Например, в Тюмени сейчас происходит очень классная движуха связанная с киберспортом. Там после одного из мероприятий у руководства региона появился деятельный интерес. Они объявили о проведении большого турнира на несколько регионов, одновременно свою заинтересованность показал бизнес и там появилась киберспортивная площадка, в которую вложили большие деньги. Кроме того, Кубок России, который мы разыграем в следующие выходные, пройдет не в Москве или Питере, а именно в Тюмени, на их новой арене.

— Со стороны властей Пермского края есть какое-то понимание, что киберспорт нужно развивать?

— У нас была встреча с губернатором, идет хороший диалог с министерством образования. В следующем году мы планируем провести крупный турнир. Конечно, пока это нигде не анонсировано и информации стопроцентной нет, но обсуждение ведется. Мы хотим организовать мероприятие, которые собрало бы в Перми все регионы Приволжского федерального округа.

— Как «Пермский период» в 2006 году?

— Да, только для нескольких регионов. Если получится все, что мы сегодня обсуждаем, то это будет классный зрелищный турнир с хорошим призовым фондом.

— А открытие киберспортивной арены с властями обсуждалось?

— Переговоры велись, но сейчас край не может вложить в это бюджетные деньги. Однако руководство региона поддерживает нас в рамках проведения молодежных форумов — оплачивают приезд различных спикеров.

— Допустим, вам выделяют из бюджета деньги и помещение. Сколько нужно?

— Помещение в 200 кв.м и пять миллионов рублей, чтобы мы могли его оборудовать всем необходимым. Доходами от компьютерного клуба на базе этого помещения, мы смогли бы покрывать расходы на тренировку команд и организовать секцию киберспорта, в которую бы отобрали молодых ребят. Также мы смогли бы проводить там соревнования и частично покрывать призовые фонды турниров.

— Условно говоря, в этой секции тренировалась бы какая-нибудь киберспортивная «Звезда»?

— Да. Мы будем к этому идти. Первый вопрос — площадка, на которой этот клуб мог бы тренироваться и базироваться, и где бы проводились соревнования. Второй вопрос — появление какого-то источника финансирования. После этого мы сможем заняться созданием команды, в которой будем тренировать ребят в соответствии с нашими представлениями о том, что такое киберспортивный коллектив.

Например, сейчас нам приходится отучивать ребят ругаться матом на сцене и объяснять им, что они команда, они находятся на сцене и на них смотрят люди, которые пришли сюда, чтобы получить положительные эмоции. Отчасти, эта проблема связана с тем, что многие пермские игроки вышли из компьютерных клубов 2000-х годов, где была соответствующая атмосфера.

Также мы встретились с проблемой мотивации. Многим игрокам 22–30 лет не интересно целенаправленно тренироваться, быть командой и побежать на всероссийских турнирах. В основном их интересует участие в спонтанных турнирах за призовой фонд в 50 тыс. рублей. Победили — круто, проиграли — ладно. Коллеги из других регионов говорят от таких же проблемах. Поэтому мы решили делать ставку на молодежь. Я думаю, что будущее Пермского края за молодыми ребятами, которых мы сможем набрать на базе такой площадки. Но во всем есть сложности.

— Например?

— Многие думают, что киберспорт — это 24 часа в сутки сидеть за компьютером и просто играть, но это не так. Есть определенный график тренировок, направленных на отработку различных навыков. Как в любом спорте.

— Хорошо, а тренировать ребят есть кому?

— К сожалению, нет. Сейчас обучение идёт только на киберспортивных судей и можно получать разряды спортсменам. В теории, спортсмен-разрядник может быть и тренером. В киберспорте пока что нет многого, что есть в других видах спорта. Например, нет на федеральном уровне требований к тому, как должны быть экипированы спортсмены краевой сборной по киберспорту. Всё это сейчас разрабатывается методическим отделом ФКС России. Эти документы будут формироваться и дальше. Соответственно, и механизм обучения тренеров тоже будет разработан.

— Вы выходили с предложением об организации такой кибершколы к краевым властям?

— Мы выступали с комплексным предложением. Говорили о том, что нам нужна эта площадка, и что она может стать базой для формирования регионального клуба, который представлял бы Пермский край на киберспортивной арене. Наша идея получила поддержку, но пока что мы сотрудничаем на уровне проведения мероприятий.

На мой взгляд, на киберспорт пока что не могут выделить достаточно денег из-за общественного мнения. Будет тяжело объяснить такое решение жителям. Сейчас у большинства сломанное представление о том, что такое киберспорт. Они сразу демонизируют его, наделяют какими-то отрицательными чертами, якобы негативным влиянием на здоровье и психику детей. Поэтому, если край сейчас выделит средства на открытие кибершколы, то люди скажут: «Зачем? Что вы делаете с нашими детьми? На что вы тратите деньги?!»

Но негативное отношение может быть переломлено большим количеством мероприятий и информированием людей. Поэтому мы делаем все возможное для того, чтобы общество понимало, что такое киберспорт на самом деле.

— Что будет с киберспортом в ближайшие годы? Какой твой прогноз?

— Я бы не стал заниматься этой сферой, если бы не был уверен в том, что она развивается, и не будет переставать развиваться дальше. Киберспорт уже подтвердил, что это не временное хайповое явление, как майнинг криптовалют. Сфера развивается, показывает стабильные темпы, которые не замедляются, а только увеличиваются. Понятно, что когда-то этот рост прекратится, но до этого еще далеко.

В Америке и Европе все крупные спортивные организации начали открывать киберспортивные отделения. Кроме того, много бывших спортсменов начинают инвестировать в эту сферу. Причём есть тренд на региональное развитие. Например, когда в США появилась лига Overwatch, большое внимание стало уделяться созданию региональных команд, чтобы в каждом городе был свой клуб и арена, чтобы люди ходили на матчи.

Я думаю, что в России киберспорт будет развиваться по такому же сценарию. В перспективе ближайших лет в крупных городах начнут появляться свои команды, которые будут представлять регион на соревнованиях и носить его символику. Такие клубы будут не только финансироваться из бюджета, но и привлекать спонсоров. Киберспортивные команды в этом плане привлекательней традиционных, поскольку основное их место действий — интернет с огромной аудиторией. Ну, и я считаю, что мы увидим киберспорт на Олимпийских играх.

"