Posted 15 июня 2021,, 06:38

Published 15 июня 2021,, 06:38

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Две истории одного спорткомплекса. Краткая биография «Молота»

15 июня 2021, 06:38
Олег Русских
В истории стадиона «Молот» было все как в истории города и страны. Много лет нормальной жизни, несколько лет славы, разделы, перепродажи. И подвешенное существование на протяжении многих лет. Процессы, начавшиеся 20–30 лет назад для спорткомплекса, еще не закончились.

Официально на планах Перми стадион Молот появился еще в 30-е годы 20 века. Вроде бы сначала он размещался на пустыре рядом с Домом специалистов по Уральской 87, который построили для инженеров и руководителей завода им. Ленина. На плане города Молотов 1940-го года он уже на своем нынешнем месте.

В 1948 году официально появилась хоккейная команда. Правда, играли тогда в хоккей с мячом, а не с шайбой. Назывались «Команда Мотовилихинского района» до 1953 года. Потом «СК им Свердлова».

И только в 1959 году команда стала называться «Молот» и заиграла в хоккей с шайбой.

Деревянная коробка с трибунами очень быстро перестала устраивать завод им. Ленина. Директор Виктор Лебедев решил построить нормальный хоккейный стадион. Какие-то ресурсы вышибли в обкоме и облисполкоме, но большую часть работы делали рабочие завода.

Говорят, морозильную установку для льда собирали из оборудования, которое ставят на морские рефрижераторы. Какими судьбами оно оказалось в Перми на заводе Ленина, теперь уже и не узнать. Так или иначе, в 1966 году появился нормальный хоккейный стадион. Конечно, открытый, но с морозильными установками и светом.

Параллельно развивали и летнюю часть стадиона. Футбольное поле с трибунами, волейбольная и городошные площадки. Ближе к 70-м годам поставили мачты с прожекторами.

Как и сегодня, Пермь в те годы редко принимала соревнования всесоюзного ранга. Во многом это объяснялось статусом полузакрытого города с оборонными стратегическими производствами. Но в 80-е все-таки решили провести в Перми зимнюю спартакиаду народов РСФСР. Именно под нее и провели реконструкцию. Точнее, просто построили новый УДС «Молот» в том облике, котором мы его видим и сейчас. Интересная деталь: новое здание дворца выстроили, фактически, вокруг бывшей хоккейной площадки, добавив современного оборудования.


Годы безвременья

После приватизации комплекс «Молот» со всей территорией остался в активах новосозданного ОАО «Мотовилихинские заводы». В 90-е на спорткомплексе смешивали спортивную деятельность с торговой точкой. Такого рынка как в Лужниках, там не появилось, но магазины были. Параллельно во дворце играли «Урал-Грейт» и «Молот», занимались хоккеисты и даже фигуристы. Уличный стадион долго использовал завод. На нем, как и раньше, проводили заводские спартакиады.

2002 год. УДС «Молот» оказался в числе непрофильных активов «Мотовилихинских заводов», когда контрольный пакет АО оказался в собственности столичного ЗАО «ФД «Русь». «Русь» — это бывший чековый фонд, созданный на заре приватизации. Финансовый дом представлял собой объединение нескольких компаний. По данным СПАРК, в 2002–2003 годах акционерами МЗ были государственное НПП «Сплав» (20%), а также физические лица и мелкие компании: ООО «Сианта» (16,6%), «Реона-трейд» (14,5%), ООО «Селен» (18,8%), сейчас компании ликвидированы. Позже появилось ЗАО «Финансовый дом «Русь», на 100% принадлежащее оффшору МПК «БОРНЕЛ ФАЙНЕНС ЛТД» (Британские Виргинские острова). Рафаеля Гималова и Марата Загидуллова СМИ Казани называли представителями интересов в Татарстане олигарха Бориса Березовского.

О площадке стадиона на тот момент ничего не известно. Но это, пожалуй, первый раз, когда дворец и стадион упоминаются отдельно.

2003 год. ЗАО «Русь» пытается продать УДС «Молот» в региональную собственность. Судя по публикациям в пермских СМИ того периода, переговоры прошли несколько стадий, ни одна из которых не увенчалась успехом. Сначала областные власти не соглашались купить дворец, предлагая взять его в аренду за 1 рубль на 7 лет. Затем вроде бы согласились купить, но владельцы выкатили неподъёмную цену. Назывались суммы от 3 до 6 млн долларов, которые власти Прикамья отказались платить. Юрий Трутнев предложил представителям «Руси» передать объект в областную собственность в обмен на погашение кредиторской задолженности машиностроительного холдинга перед бюджетом. Но это предложение, в свою очередь, отклонили владельцы «Молота».

2004 год. Тогда были озвучены две противоположные позиции ключевого акционера «Мотовилихинских заводов» с разницей в полгода. Сначала тогдашний гендиректор Иван Костин на пресс-конференции заявил, что предприятие намерено избавиться от непрофильных активов: УДС «Молот» и ресторан «Горный хрусталь». Но в октябре 2004 года он же заявил, что спорткомплекс больше не продается: «На тему продажи дворца спорта собственниками наложено табу». На это решение могли повлиять два факта: предстоящее объединение области и Коми-округа, что должно было стать стимулом к развитию нового региона. Кроме того, сдача площадей дворца в аренду выводила объект в ноль.
Стадион по-прежнему никак не фигурирует.

2006 год. Еще одну попытку купить УДС «Молот» предприняла инвестиционная группа DVI (российская региональная девелоперская компания. Создана в 2002 году. Президент Вячеслав Каминский). Стороны обсуждали сделку и даже называлась приблизительная стоимость актива — 840 млн рублей (примерно 3,6 млн долларов по тогдашнему курсу), но сделка вновь не состоялась.

Искусственное деление

2008 год. Стадион (именно стадион, а не УДС) переходит из собственности ОАО «МЗ». Акционеры машхолдинга — экс-депутат Госдумы Рафаил Гималов и бывший сити-менеджер Казани Марат Загидуллов приняли решение вывести участок с баланса предприятия. Что и было сделано. Владельцем стало ЗАО «Профи».

С этого момента история разделила УДС и стадион. Дворец спорта остался активом «Мотовилихинских заводов». Собственники предприятия использовали его в качестве залогового актива для обеспечения кредитных линий. Сейчас дворец арендует Центр спортивной подготовки Пермского края. Одновременно в рамках контролируемого банкротства МЗ спортсооружение выставлено на продажу за 780 млн рублей. Власти края готовы выкупить дворец, но за 380 млн рублей и реконструировать его. При этом краевые власти рассматривают проект строительства нового концертно-спортивного комплекса в районе Перми-2. Судьба УДС более-менее понятна.

А вот что касается стадиона, то его странствия по собственникам в 2008 году только начались. Марат Загидуллов с которым, якобы «расплатились» этим участком за пакет акций МЗ контролировал ЗАО «Профи». Фирма практически с момента получения права собственности на площадку стадиона «Молот» пыталась ее продать. В те годы в Пермь волне регулярно приходили инвесторы с проектами застройки тех или иных площадок и территорий. Практически все обращали внимание на 5,4 га территории «Молота», которые практически открыто предлагались на рынке. Но отказывались, узнав, что участок жестко закреплен за зоной строительства спортивных сооружений.

2010–2015 год. Налоговая служба Татарстана добилась открытия банкротства в отношении ЗАО «Профи». Крупнейшим кредитором стал кипрский оффшор «Бушнелл Трейдинг Лимитед». В конце 2012 года стадион выставили на продажу за 220 млн рублей. После банкротства контроль над площадкой получила фирма «ЛДК-Недвижимость», владельцем которой до июля 2013 года, по данным «СПАРК-Интерфакс» являлся все тот же «Бушнелл Трейдинг Лимитед». Затем участок перешел в собственность московского ООО «Оптима». Бенефициаром всех юридических лиц называли господина Загиддулова.

2016–2017 год. Весной 2016 года ООО «Оптима» обратилась в мэрию Перми с предложением изменить зонирование участка стадиона. Компания просила разрешить построить на месте стадиона жилые дома, маленький детсад, начальную школу и бассейн. Заявку отклонили.
Вскоре после этого владельцем земли стала Наталья Борисова. А затем права на собственность зарегистрировало ООО «Пермский квартал», входящее в девелоперскую группу компаний «ПМД», гендиректора Олега Стародубцева.

Осенью 2019 года «Пермский квартал», как и до них «Оптима», вышла с просьбой к мэрии Перми разрешить застроить стадион. Девелопер предлагал властям возвести на участке жилье, небольшой бассейн и детский сад. Заявки застройщиков мэрия Перми отклонила. Аргументов было два. Формальный: зона спортивных объектов не предусматривает жилую застройку. Логичный: дворец спорта и стадион представляют единый спортивный комплекс делить который нецелесообразно. В комментариях «Коммерсанту» гендиректор ПМД Олег Стародубцев тогда сетовал на «неготовность вести диалог» с администрацией Перми: «…Мы готовы вести диалог в таком контексте: мы отдадим часть территории вам для развития объекта, а остальное используем под жилую застройку. Мы периодически говорим: давайте снова начнем диалог. Нам отвечают: подождите, мы сначала поймем, чего хотим».

Точку под тем диалогом поставил тогдашний мэр Перми Дмитрий Самойлов. В прямом эфире в Instagram он заявил, что участок не будет отдан под жилую застройку: «Принято решение, что площадка будет использована под стадион или другой спортивный объект. По этому вопросу взаимодействуем с правительством Пермского края». Но это оказалось многоточием.

В апреле 2020 года ГК «ПМД» и администрация Перми проводили переговоры по возможному обмену площадки, на которой находится стадион, на другой компенсационный участок под застройку. Официально, переговоры не закончились, поскольку все усилия властей тогда направлялись на борьбу с пандемией. Меньше чем через год, весной 2021 года градостроительный совет Прикамья неожиданно поддержал проект ПМД по застройке. Это вызвало недовольство жителей Мотовилихи. Проект должен быть вынесен на общественные слушания. Даты слушаний пока неизвестны.

Две части единого спорткомплекса «Молот»: УДС и стадион разделили экономические и политические процессы в стране. Соединятся ли они?

В статье использованы фотографии из Государственного архива Пермского края и Музея пермской артиллерии

"