Posted 3 апреля 2013,, 04:00

Published 3 апреля 2013,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:33

Updated 2 марта 2023,, 16:33

«Лукойл» не сможет открывать новые АЗС в Перми. Пока законопроект

3 апреля 2013, 04:00
Анастасия Вяткина
Федеральная антимонопольная служба подготовила проект закона, который ограничит действия нефтяных компаний, чья доля на местном рынке составляет более 25%.
Сюжет
Топливо

Ограничить увеличение доли на рынке среди вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) предлагается не в первый раз. Ранее уже выносился законопроект о запрете на покупку и строительство новых автозаправочных станций для компаний, чья доля на региональном рынке превышает 35%. Однако тот порог ФАС не удалось согласовать, и в мае 2012 года рассмотрение документа было заморожено.

В настоящий момент Федеральная антимонопольная служба вернулась к теме запрета. В новой версии законопроекта, подготовленного ФАС, доля компаний, для которых будет установлен «запрет на развитие» составляет 25% от регионального рынка. Помимо этого, предложено запретить нефтяным компаниям совмещать оптовый и розничный бизнес в рамках одного юридического лица.

По словам начальника управления контроля ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, еще недавно известного пермякам по безальтернативной политике руководства УФАС по Пермского краю, антимонопольщики надеются получить право оспаривать сделки, нарушающие указанные запреты: через суд требовать от виновных компаний «дробления розничного блока» и продажи его неаффилированным компаниям в течение шести месяцев после решения суда. Об этом Махонин сообщил «Известиям».

Сейчас, по данным ФАС, в России работает 21,2 тысячи АЗС. И лишь около трети из них принадлежит ВИНК: «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть».

В Пермском крае, по данным ФАС, на рынке доминируют автозаправки «Лукойла». Специалисты ведомства оценивают долю этой компании в 75%. Кроме того, доминирующее положение компания занимает также в Волгоградской, Вологодской, Кировской областях, в Республике Коми и Удмуртской Республике, утверждают в ФАС. По данным Properm.ru, полученным из открытых источников, доля заправок «Лукойл -Нефтепродукт» в Пермском крае составляет около 36% (более 120 АЗС).

«По количеству АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в крае занимает ⅓ рынка края, и так как прочие игроки вводят в строй больше АЗС, чем мы, то наша доля на рынке постепенно снижается», — отмечал гендиректор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Владимир Дмитриев в беседе с изданием «Коммерсантъ» в 2012 году.

Стоит отметить, что инициатива ФАС обусловлена мнением: цены на топливо растут в том числе из-за злоупотребления сетевыми АЗС их доминирующим положением на рынке. Однако есть и противоположная точка зрения. «Ранее вертикальная интеграция долго трактовалась как проявление монополизма, но сейчас доказано, что это проявление экономической эффективности или, проще говоря, сокращение издержек, а значит, удешевление продукции» — приводят «Известия» слова эксперта из Российской академии народного хозяйства.

Виноваты ВИНК в росте розничных цен топливо или нет, но в Пермском крае розничные цены на автомобильное топливо увеличились в диапазоне от от 1,5% до 2,4% (по данным Пермьстата, февраль 2013). При этом, как показывает постоянный мониторинг Properm.ru среди АЗС в черте Перми, на первый взгляд наиболее высокий ценник показывают как раз сетевые АЗС, но не ВИНК, «Лукойл-Пермнефтепродукт» в данном случае.

Кроме того, инициатива ФАС должна работать и на привлекательность местных рынков для крупных операторов, тех же ВИНК, ранее не присутствующих в регионе. К примеру, в Пермском крае — экономически развитом регионе — наблюдается уникальная ситуация, когда среди всех игроков на рынке нефтепродуктов ВИНК всего одна. Однако ни «Газпромнефть», ни «Башнефть», ранее проявлявшие интерес к региону, не торопятся открывать здесь свои АЗС.

По словам Дмитрия Махонина, законопроект в новой редакции, с «запретной долей» ВИНК в 25% рынка, должен быть внесен на обсуждение в Госдуму в сентябре 2013 года.