Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Экспертиза Properm.ru: Как проверить качество бензина «своими руками»? Для проверки топлива не нужно сложных технических устройств: достаточно тактильных, зрительных и обонятельных данных. Идем на АЗС тестировать бензин.

Экспертиза Properm.ru: Как проверить качество бензина «своими руками»?

21 октября 2014, 10:00

Экспертиза Properm.ru: Как проверить качество бензина «своими руками»?
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
Для проверки топлива не нужно сложных технических устройств: достаточно тактильных, зрительных и обонятельных данных. Идем на АЗС тестировать бензин.

Надежность и работоспособность двигателя автомобиля напрямую зависит от качества топлива, которое использует водитель. Суррогатное топливо может значительно снизить ресурс двигателя, уменьшить его мощность. Ошибка грозит не только проблемами в работе мотора, но и пожаром в салоне автомобиля.

Статистика показывает, что на розничном рынке топлива существует некоторая доля некачественных нефтепродуктов. Некоторые недобросовестные предприниматели под видом качественного дизельного топлива продают дешевый суррогат, так называемое «печное топливо». Неоднократно можно встретить среди «страшилок» и мнение о том, что дельцы добавляют в топливо «отработку» или керосин, однако правды в этом мало.

 
 

Комментарии экспертов:

1. Отработанные нефтепродукты (к примеру, моторное масло после ТО) в качестве автомобильного топлива использоваться не могут, а у самого автомобильного топлива «отработки» и быть не может по понятным причинам. Добавка в автомобильное топливо керосина для жуликов-заправщиков попросту невыгодна, ведь этот нефтепродукт стоит дороже бензина.

2. Известны также способы подделки топлива с помощью газового конденсата, продуктов коксохимических производств и жидких продуктов пиролиза. В этом случае мошенники в качестве основного сырья берут бензин газовый стабильный и пытаются повысить ему октановое число. Ни к чему хорошему это не приводит, такое топливо не будет пригодно для нормальной эксплуатации автомобиля.

3. Недобросовестные предприниматели могут покупать на нефтеперерабатывающим заводе фракцию прямой перегонки, «прямогон» с крайне низким октановым числом около 60, за минимальную стоимость. Туда они добавляют присадки, в том числе запрещенные на сегодняшний день металлсодержащие присадки. Такое топливо получается очень дешевым, но совершенно не кондиционным. Использование такого топлива приведет к выводу из строя катализаторов автомобиля, двигателя автомобиля и, в итоге, дорогостоящему ремонту автомобиля.

Мы решили самостоятельно проверить качество бензина без специального оборудования. Для определения подделки достаточно тактильных, зрительных и обонятельных данных. Другими словами, бензин придется щупать и нюхать, а также следить за его поведением.

Вооружившись канистрой, я отправляюсь на ближайшую АЗС «ЛУКОЙЛ». Очень важно, чтобы тара, в которую будет взята «проба», была чистой, без остатков других жидкостей внутри и полностью сухой, чтобы не допустить процессов окисления и образования смол.

Для качества бензина имеет значение и оборудование автозаправочной станции: чем оно современнее и лучше обслуживается, тем меньше риска случайных примесей в топливе. Кроме того, важное влияние оказывает и способ поставки топлива от завода до «розницы». Если весь процесс контролирует одна компания, это дает гораздо больше гарантий качества топлива.

Для наших простых опытов на АЗС покупаю три литра самого распространенного сейчас бензина АИ-95 (класс Евро 5). Этого будет более чем достаточно для проведения нескольких экспериментов.

Есть специальные пластиковые канистры, в которые можно наливать бензин. Такие канистры могут продаваться на АЗС или в специализированных магазинах. Если специальной пластиковой канистры нет, воспользуйтесь металлической. Надо ли напоминать, почему нельзя набирать бензин в неспециализированную пластиковую тару?

Рядом с АЗС находится экстрим-парк: открытый воздух, не людно. Туда я и отправилась для проведения «бензиновых испытаний».

1. Цвет

Один из объективных показателей качества бензина — его цвет. Согласно Техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки. По техническим характеристикам бензины АИ-92 и АИ-95 должны быть чистыми и прозрачными.

Наливаю бензин в прозрачный стакан, чтобы оценить жидкость на просвет.

позитивная подпись Наш бензин прозрачен, имеет почти неуловимый желтоватый оттенок. Норма.

Чтобы проверить, не присутствует ли в нашем бензине вода, добавляю перманганат калия, проще говоря, марганцовку. Если бензин станет розовым — в нефтепродукт попала вода. "Развели бензин водой» — еще одна популярная «страшилка», - пояснил наш эксперт. Смешивание их невозможно, однако вода может попасть в резервуар или шланги, если заправщики не следят за оборудованием и емкостями. Такое топливо может нанести вред автомобилю.

Засыпаю марганцовку и слежу за реакцией.

позитивная подпись Цвет бензина после добавления марганцовки ничуть не изменился. Порошок попросту осел на дне стакана.

Еще один хороший знак — если капля бензина, упавшая на белый лист бумаги, стала полупрозрачной.

Я решила не скупиться и щедро плеснула бензина на лист бумаги.

позитивная подпись

После испарения бензина через несколько минут следов на бумаге оставаться не должно. Допустимо лишь незначительное полупрозрачное пятно. Если ваша проба бензина оставит на белой бумаге кольца желтого или коричневого цвета — такой бензин сразу можно признать некачественным из-за большого количества смолистых веществ.

2. Запах

Специфический запах бензина знаком каждому автомобилисту, поэтому отклонение запаха от нормы легко распознать. Некоторые добавки имеют резкий запах, такой, что даже бензин не в состоянии его перебить. Если в топливе присутствует запах нафталина, газа или сероводорода (выраженные неприятные химические запахи, запахи органического гниения) — перед нами точно подделка.

У некоторых автомобилистов вызывает сомнение легкий спиртовой аромат заправляемого бензина, особенно он чувствует в холодное время года. Здесь можно успокоиться — запах, похожий на запах спирта, топливу придает метил-трет-бутиловый эфир, необходимая производственная добавка для бензина. «При пониженных температурах воздуха запуск двигателя и детонация топлива усложняется, поэтому использование спиртовых эфиров помогает решить вопрос. Это разрешенная добавка, доля его содержания в автомобильном топливе закреплена ГОСТом», — прокомментировал главный инженер «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Олег Зайцев.

— Бензин — это в любом случае смесь нефтепродуктов и химических веществ, влияющих на свойства топлива. Есть спектр разрешенных и используемых, даже обязательных в производстве современного качественного топлива присадок: антиокислительные, моющие, повышающие октановое число. Нужно понимать, что речь идет о промышленных химических веществах, а не о тех баллончиках, что продаются в автомагазинах. Современный нефтеперерабатывающий завод выпускает качественное топливо, оно доставляется собственным транспортом в собственную сеть АЗС прямо до резервуара — все это обеспечивает невмешательство в продукт, обеспечение его качества.

позитивная подпись По моим ощущениям, тест на запах бензин прошел. Неприятных отклонений я не заметила.

3. На ощупь

Известно, что бензин используется не только как растворитель, но и как эффективное средство обезжиривания. Качественный бензин должен легко удалять грязь, ведь он является эффективным растворителем для жиров, смол и каучуков. При попадании на кожу топливо моментально высыхает и стягивает ее, но допустимо это лишь случайном попадании. Пачкаться специально и щедро поливать руки бензином совсем не стоит.

За считанные секунды капли бензина высыхает на ладони, оставляя после себя лишь пахучий след. Способность удалять некоторые стойкие загрязнения можно проверить на загрязненном участке одежды или просто довериться жизненному опыту старшего поколения, уж они-то не раз выводили бензином пятна от краски и клея.

Есть мнение, что качество бензина на заправках в массе ухудшается, однако наш эксперт с этим не согласен. Так как двигатели современных автомобилей становятся все более требовательными к качеству топлива, автовладельцы предпочитают заправляться на проверенных АЗС, доверяя лишь одному-двум брендам. Популярные в 90-е годы «керосиновые лавки» и минизаводы, где может производиться некондиционное топливо из «прямогона» и нежелательных присадок, уходят в прошлое.

Олег Зайцев, главный инженер «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»:

— Качество бензина не ухудшается. Дело в том, что современные двигатели ужесточают требования к бензиновым характеристикам (как с точки зрения эксплуатационных свойств, так и с точки зрения воздействия на окружающую среду), а некоторые производители не успевают разрабатывать технологии и ставить на производство бензины требуемого качества. Для этого нужно своевременно вкладывать серьезные инвестиции в развитие производства.

Когда люди жалуются на качество нефтепродукта, нужно понимать точно, в чем дело, предостерег наш эксперт. Проблема может возникнуть по разным причинам: дефект самого автомобиля или попытка сервисного центра заработать на клиенте побольше, отказав ему в гарантийном ремонте с формулировкой «использование некачественного топлива».

Крупные компании, осуществляющие производство топлива, поставляющие их на розничный рынок и продающие топливо в розницу, за качеством неусыпно следят сами. Весь производимый бензин на нефтеперерабатывающих заводах проходит обязательные исследования в лаборатории, при этом некондиционных проб встречается менее 0,2%. Кроме того, пробы автомобильного топлива регулярно отправляются во всероссийские лаборатории, где проводится анализ специфических свойств, физических и химических особенностей топлива.

Три небольших опыта показали нам, что «своими руками» можно убедиться в качестве бензина, но весьма поверхностно. Самостоятельно при посещении неизвестной АЗС эти простые исследования помогут убедиться, будет ли разовая заправка безопасной для нашего автомобиля. Крупные сетевые АЗС рисков с некондиционным топливом попросту не допускают.