Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Зашкварнее блогеров. Как мы ловили неуклюжий предвыборный ботнет Первым же комментарием под новостями на Properm.ru патриотичные боты привели нас к недавно созданной сети, подготовленной для предвыборной кампании губернатора. И не только.

Зашкварнее блогеров. Как мы ловили неуклюжий предвыборный ботнет

30 июня 2017, 13:59

Зашкварнее блогеров. Как мы ловили неуклюжий предвыборный ботнет
Первым же комментарием под новостями на Properm.ru патриотичные боты привели нас к недавно созданной сети, подготовленной для предвыборной кампании губернатора. И не только.

Год назад мы уже фиксировали внезапный прилив фейковых комментаторов, которые массово резвились практически в каждом новостном сюжете. Топоним «Пермь» они писали с ошибками, IP адреса посетителей часто повторялись и были в основном из Москвы. Блокировка аккаунтов не помогала, в комментариях сразу появлялись свежие лица, и только после нашей публикации их деятельность достаточно скоро сошла на нет.

В апреле 2017 в комментариях под новостями, в основном касающихся деятельности недавно назначенного ВРИО, снова появились именно его остро выраженные ценители. И снова хочется вставить расхожую фразу о том, что с такими помощниками и врагов не надо:

Модератор комментариев на Properm.ru сделал для вас пару открыток, на которых видно, что «пермяки» пишут с IP 195.091.156.238, который раздает своим пользователям московский провайдер «Кроникс Плюс».

На этот раз мы решили покопаться и выяснить, кто стоит за этой «фабрикой» односложных ботов. Большинство комментаторов было авторизовано через VK.com, мы собрали небольшой список аккаунтов и отдали их программистам с просьбой «найти что-нибудь».

Как выглядел стандартный бот, участвовавший в комментариях: недавно созданный аккаунт, в среднем 100–200 друзей, за исключением нескольких фотографий нет личных фотоальбомов, на стене только 7–10 репостов пермских групп, а «друзья» не лайкают и не комментируют посты и фото, это делают сплошь какие-то чужаки.

Почему вы решили, что это вообще бот, спросите вы, ведь полно людей ничего не пишет о себе, и только репостит всякую чушь? Глядя на один аккаунт, действительно сложно сделать такой вывод. Но если посмотреть одновременно на все, то найдется масса аналогий — дата регистрации большинства ботов — февраль 2017 года, а дата первых постов о Перми — апрель 2017. Есть и более ранние даты регистрации — 2012, 2015 год, но все они до февраля «спали» или писали на другие темы.

Дата заливки всех фоток в альбомы часто совпадает, а репосты на своих стенах они вообще делают синхронно — в положенный день и час. Фотографии у ботов заимствованные, что легко обнаруживает поиск Google по картинкам.

Кроме этого, видно, что часть аккаунтов готовили вообще не для Перми, и вначале они репостили группы других городов, и лишь потом «переехали» в Пермь — с апреля они активно включились в местную новостную повестку.

Есть и комичные истории — этот бот сначала был мальчиком по имени alex_strashov и даже вел бородатый инстаграм, а 2 апреля сделал операцию по смене пола и стал Катей Рейман. Архив с со своим бородатым лицом он (а) почистил (а) лишь в мае. Если говорить ее словами, российские пластические хирурги превзошли любую иностранную технологию на десятилетия:

Сразу признаемся, первая попытка найти взаимосвязи была абсолютно холостой. Боты не состояли в совместных группах, кроме популярных пермских пабликов, не были друг у друга в френдлистах, а максимальным пересечением было шесть взаимных френдов. Правда, при поиске среди второго круга знакомства («друзья друзей») мы нашли у них общих знакомых — массфоловеров с гигантским френдлистом и неизменным статусом «добавлю всех». Стены последних напоминают форшмак — реклама всего на свете и участие во всех конкурсах, объявленных на земле в принципе. Но они не имеют прямого отношения к этой истории, разве что приняли запрос на дружбу от «нашего» бота. Ну и «живет» человек в Донецке.

Общее количество таких аккаунтов, найденных нами только с обзора «наших» нескольких ботов, измеряется тысячами. Точных данных о доле фейковых аккаунтов в этой соцсети нет, но цифра явно больше двух третей — счетчик профилей в VK.com на данный момент перевалил за 435 миллионов. Однако эта информация никак не приближает нас к определению ботовода и заказчика.

Разве что френдлист этого бота странным образом состоял из множества членов Мосгордумы, Молодежной палаты парламента Москвы и кучи молодежных палат районов столицы, ну и Председателя Ассоциации Молодых парламентариев при Госдуме.

Поэтому мы пошли другим путем — начали искать не френдов, а лайки и комментарии ботов — они ведь для этого были созданы. Тут нам повезло больше — так как среди реальных людей дураков лайкать и комментировать ботов нет, программисты написали небольшой скипт — и мы быстро расширили первоначальный список вычисленных на Properm.ru ботов из полученного массива взаимно лайкающих друг друга аккаунтов.

Для примера и истории приведем здесь небольшой список из полученного массива аккаунтов:

https://vk.com/id185803281 (2012, активация — февраль 2017)
https://vk.com/id379662358 (2016, активация — февраль 2017)
https://vk.com/id293394711 (2015, переключение на Пермь — март 2017)
https://vk.com/id284787876 (2015, активация — март 2017)
https://vk.com/id181392424 (2013, активация — февраль 2017)
https://vk.com/id326927400 (2015, переключение на Пермь — апрель 2017)
https://vk.com/id181036207 (2016, переключение на Пермь — март 2017)
https://vk.com/id313911859 (2015, активация — апрель 2017)
https://vk.com/id17054586 (2010, переключение на Пермь — апрель 2017)
https://vk.com/id284894918 (2015, активация — март 2017)
https://vk.com/id313554275 (2015, активация — апрель 2017)

Репостили они в основном кошечек, новости про городскую жизнь, из необычного — новости про ТБО, раздельный сбор отходов и плотность застройки. Иногда путаясь в показаниях, чью линию они в данный момент гнут:

Продолжая перебирать варианты обласканного вниманием ботов контента, мы находили в том числе и такие истории, о которых недавно писал в Лапшеснималочной Алексей Ковалев.

В общем, через несколько дней поисков проблемы Москвы уже не казались нам такими далекими. Однако очевидной связи с конкретным заказчиком не прослеживалось — состоять в группе «За снос хрущевок» как в одной из актуальных для Москвы бот может и для разнообразия.

Но так или иначе, мы искали в каких еще проектах мог засветиться именно наш список. И принадлежность нашей сетки ботов опять сдала активность — в итоге, этот бот из Москвы не только писал комментарии к репостам наших мертвяков, но лайкнул пост группы «Городские электронные услуги Москвы» (паблик портала pgu.mos.ru).

Если вы думаете, что это скромная школьная учительница, живущая на два города — разочаруем: все очень реалистичные архивные фотографии залиты в альбомы одной датой — 28 марта 2017 года, и в друзьях у нее тоже одни иногородние зомби, ни одного ученика, родственника или коллеги. Мы были бы рады заблуждаться на этот счет.

В самой группе pgu_moskva некоторые посты лайкают исключительно такие же боты, хотя сами электронные услуги несомненно прогрессивны и населением востребованны. Даже немного обидно.

Боты случайно не лайкают, поэтому смотрим на заказчика проекта портала городских услуг — им выступал Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы. У этого заказчика уже можно было поискать подрядчика, и поиск привел нас к компании «СНМГ», который указала в своих кейсах SMM и другую онлайн-рекламу этого проекта, правда, сроки продвижения оканчиваются 2014 годом. Группа образована в результате объединения в 2016 году двух компаний — «Социальные сети» Дениса Терехова и Market Group Сергея Моисеева.

По данным kartoteka.ru, контракты с ДИТ в группе получали в основном юрлица, связанные с Сергеем Моисеевым. АО «Марком» в 2011–2017 годах регулярно выигрывало госконтракты по различным направлениям, их общая сумма перевалила за 0,5 млрд. рублей, в том числе с ДИТ — более 90 млн. рублей. В 2015 году подряд на комплексное информационное сопровождение, включающее в том числе и интернет-продвижение, за 50,8 млн. выиграло ООО «ТСМ» Сергея Моисеева. В 2016 похожий контракт на 16,1 млн, но уже без SMM, поборовшись с ООО «Социальные сети», забрало АО «Марком».

Действующего в 2017 году контракта на онлайн-продвижение ПГУ мы не нашли, поэтому не можем утверждать, что сейчас подрядчиком является юрлицо этой группы.

В общем, просто так случайно сложилось, что похожая на учительницу Кристина Платонова вступила в группы pgu_moskva и mos.ru, и лайкала в них посты именно в 2017 году, одновременно комментируя посты и «наших» ботов.

На сайте госзакупок нет действующих контрактов и с региональным Министерством информационного развития и связина на продвижение в социальных сетях или похожей тематики. В самом Министерстве нам также не подтвердили наличие таких контрактов.

Мы не стали тратить время на ботов в Facebook.com, но и там их рать. Помогают блогерам, стучатся к ним, так сказать, в днище снизу.

Только в этом посте около пятнадцати, причем минимум четверо желают здравия новому руководителю края аж с Украины. Мариуполь — посмотрите на карте, ничего не напоминает? Видимо, сидят без работы с 2014 года, вот и решили пристроить ненужное — что они там в своей Перми понимают в настоящием пиаре. Стоило посмотреть архив, и точно ведь:

Не то чтобы мы против одноклеточной пропаганды в целом и такого уровня «SMM», в частности. Просто у модератора много лишней работы.


Оцените материал