Posted 13 января 2020,, 05:01

Published 13 января 2020,, 05:01

Modified 2 марта 2023,, 14:09

Updated 2 марта 2023,, 14:09

Уволенные работники «Ремпутьмаша» заявляют о потере половины заработка при трудоустройстве

13 января 2020, 05:01
Ольга Седурина
Прошел год со дня увольнения всех сотрудников пермского «Ремпутьмаша». Properm.ru вспоминает, как начиналась и чем закончилась история предприятия.

Культурный путь по железной дороге

Пермский мотовозоремонтный завод был основан 21 мая 1878 года как Главные железнодорожные мастерские города Перми. Известно, что в 1900 году менее месяца здесь работал писатель Александр Грин. В 1976 году предприятие было преобразовано в Пермский мотовозоремонтный завод имени А.А. Шпагина. С 1 января 2006 года в связи с образованием группы компаний железнодорожного машиностроения «Ремпутьмаш» предприятие стало называться АО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш». Завод являлся основным предприятием по производству и ремонту колесных пар и выпускал обширную номенклатуру запасных частей к путевой технике.

Выкуп завода стал частью проекта властей Пермского края по переносу железной дороги на другой берег реки Кама. Власти объявили о закрытии Горнозаводской ветки еще в 2017 году. Тогда же законодательное собрание Пермского края приняло решение о покупке земельного участка и зданий завода им. Шпагина у группы «Ремпутьмаш» в рассрочку. На эти цели из бюджета края направлено 445 млн рублей. В 2017 году средства в размере 222,5 млн рублей перенесли с расходных статей по реконструкции здания для галереи и строительства новой сцены театра оперы и балета. Остаток — 222,5 млн рублей — были направлены РПМ в 2019 году.

В сентябре 2019 года губернатор Пермского края Максим Решетников подписал распоряжение об утверждении концепции развития социокультурного пространства «Завод Шпагина». Сейчас ведется проектирование нескольких зданий на его территории. Однако, Горнозаводскую ветку так и не перенесли. 25 декабря 2019 года было объявлено о том, что Минтранс России подписал приказ о закрытии ж/д путей вдоль пермской набережной. Но точная информация до сих пор не поступила.

Остались без машиниста

Как говорит бывший руководитель ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш» Сергей Калинин (в конце 2018 года он работал на заводе в статусе и.о.исполнительного директора), высокая квалификация работников позволила многим выходцам с завода быстро найти работу в системе. «Я сам помогал трудоустроиться многим, например сотрудникам заводоуправления, планово-экономического отдела, еще в первые месяцы после уведомления о сокращении», — поясняет экс-директор.

Сам руководитель пермского «Ремпутьмаша» после сокращения штата сотрудников уехал из Прикамья. По данным системы СПАРК, с 11 сентября 2019 года Сергей Калинин занял пост генерального директора АО «Алатырский механический завод» в Чувашии. Предприятие — «дочка» ОАО «РЖД» (100% акций), выпускает оборудование для нужд железной дороги. Вместе с Калининым в Чувашию уехали несколько сотрудников пермского «Ремпутьмаша».

Держи мешки, вокзал отходит

В сентябре 2018 года 180 сотрудников предприятия получили уведомления о сокращении штата с 9 января 2019 года. Все они были уволены 10 января 2019 года. «11 сотрудников пермского предприятия уволились по собственному желанию, 14 человек — по соглашению сторон, еще 102 человека — по сокращению штатов. В соответствии с трудовым законодательством всем сотрудникам произведены необходимые выплаты и компенсации», — указывается в сообщении. По состоянию на 29 января 2019 года в службу занятости обратились 74 человека, из них 22-ум выданы направления на собеседования к работодателям. По данным минсоца, на тот момент на площадке «Ремпутьмаш» в Верещагино было 60 свободных вакансий.

В феврале 2019 года руководитель головного предприятия «Ремпутьмаша» Константин Данилов обещал трудоустроить 25 сотрудников на площадке в Верещагино. В итоге людям смогли предложить только восемь вакансий, работать согласились трое. Такие данные (со ссылкой на информацию кадровой службы предприятия) Properm.ru сообщали в пресс-службе минсоцразвития Пермского края. Сейчас на сайте компании «Ремпутьмаш» размещена информация о пяти вакансиях в Верещагино, предлагаемый уровень зарплат — от 10 до 24 тыс. рублей.

По словам работников предприятия, действительно, в статусе безработных остались единицы. Но в реальности с трудоустойством бывших работников завода им. Шпагина не все радужно, утверждают экс-заводчане. Один из активистов, участвовавших в записи обращения президенту России Владимиру Путину, слесарь Николай рассказал Properm.ru, что одна из серьезных проблем при трудоустройстве — возраст. «Совсем молодых в коллективе почти не было, в среднем — 45 лет и старше. Поэтому не охотно берут на работу, часто — без официального трудоустройства», — говорит ремпутьмашевец.

Вторая проблема, которую называет Николай, это сокращение дохода. «На «Ремпутьмаше» была сделка, нам хорошо платили. Найти работу с такой же зарплатой почти невозможно», — говорит он. По словам бывшего сотрудника завода, средний месячный доход рабочих составлял порядка 60 — 80 тыс. рублей. При поиске работы выходцам из «Ремпутьмаша» предлагали зарплаты порядка 25 тыс. рублей. По информации Properm.ru, около десяти бывших работников завода сейчас трудятся грузчиками или разнорабочими и обслуживают территорию социокультурного проекта «Завод Шпагина».

Сошли с путей РЖД

В декабре 2018 года российская сеть предприятий «Ремпутьмаш» была выкуплена у ОАО «РЖД» екатеринбургской группой «Синара–Транспортные Машины» (Екатеринбург, учредитель — Дмитрий Пумпянский). В декабре 2019 года арбитражный суд Пермского края принял к рассмотрению иск чувашского ООО «Техма-Агромаш» о признании банкротом АО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш» (бывший Пермский паровозоремонтный завод имени А.А. Шпагина). Сумма исковых требований составляет 4 млн рублей. Впоследствии суд отклонил требования, поскольку предприятие зарегистрировано в Верещагино, спор относится к подсудности Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в Кудымкаре.

По данным СПАРК, ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш» в 2019 году полностью сменил юридический адрес. Ранее предприятие находилось в Перми, на ул. Советская, 1, где теперь располагается культурный кластер. Сейчас активы завода зарегистрированы в Верещагино. Здесь же находится АО «Верещагинский завод «Ремпутьмаш» по ремонту путевых машин и производству запасных частей», основанный в 1961 году. В 2014 году пермский завод имел выручку в 1,1 млрд рублей, в 2018 году его убытки составили 59 млн рублей. Верещагинская «площадка» последние несколько лет стабильно имеет оборот порядка 2 млрд рублей в год.

Изначально власти Прикамья сообщали о том, что работникам ликвидируемого завода будут предложены рабочие места на «Ремпутьмаше в Верещагино и в системе РЖД. Чиновники заявляли о том, что будут сопровождать уволенных работников пермского завода и содействовать при трудоустройстве. Однако, последний пресс-релиз о судьбе заводчан размещен на сайте минсоцразвития региона 31 января 2019 года. В региональном ведомстве не смогли предоставить Properm.ru оперативную информацию о трудоустройстве высвободившихся работников «Ремпутьмаша», сославшись на распоряжение министра Павла Фокина предоставлять СМИ подобные данные только после его непосредственного согласования.

"