Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
6777 +72
Выздоровели
4810 +42
Умерли
299 +4
Properm.ru
С 1 июня рынок перевозок в Перми поделится между нашими и москвичами. Кто заработает больше? 10 самых «денежных» маршрутов города достались двум компаниям из столичного региона. Таковы итоги аукционов на право 5 лет работать в пермском транспорте и, в определённом смысле, транспортной реформы. Вопреки опасениям рейдерского захвата и полного перехода рынка автобусных перевозок Перми под контроль одного крупного игрока не произошло. При этом пермские перевозчики безусловно потеряли существенную часть рынка и влияние.

С 1 июня рынок перевозок в Перми поделится между нашими и москвичами. Кто заработает больше?

14 мая 2020, 08:00

С 1 июня рынок перевозок в Перми поделится между нашими и москвичами. Кто заработает больше?
10 самых «денежных» маршрутов города достались двум компаниям из столичного региона. Таковы итоги аукционов на право 5 лет работать в пермском транспорте и, в определённом смысле, транспортной реформы. Вопреки опасениям рейдерского захвата и полного перехода рынка автобусных перевозок Перми под контроль одного крупного игрока не произошло. При этом пермские перевозчики безусловно потеряли существенную часть рынка и влияние.

Слухи о приходе в Пермь крупного иногороднего перевозчика, который при содействии мэрии получит до 50% рынка общественного автобусного транспорта пошли еще несколько месяцев назад. В конце февраля 2020 года городские власти озвучили очередной вариант технических требований для участия в этих конкурсах автопредприятий. Те перевозчики, которые хотели бы получить лучшие маршруты на пять лет должны были к концу 2020 года вывести на маршруты 100% автобусов не старше 2-х лет. Таких в городе должно быть 354 штуки.

Вице-мэр Людмила Гаджиева тогда заявила: «Мы предприняли управленческие шаги, чтобы искать внешних перевозчиков. Мы сейчас понимаем, что у нас должна быть конкуренция на рынке и сюда должны зайти внешние перевозчики».

Резкие изменения правил игры, ограничивающие возможности местных перевозчиков, говорили о том, что мэрия сознательно «чистит» площадку под приход крупного иногороднего игрока, способного уже в этом году выставить на пермские маршруты примерно 250–300 новых автобусов. Тогда же на уровне слухов прозвучало название «Ранд-транс», затем речь шла о рязанских перевозчиках. В реальности получилось несколько по-другому.

Из 18 «лучших» маршрутов три выиграли частные пермские перевозчики, четыре оставил за собой МУП «Пермгорэлектротранс», один маршрут на момент публикации еще не разыгран. 10 достались иногородним компаниям. ООО «Автомиг» из Подмосковья стало победителем по маршрутам №№ 15, 20, 60, 64, 80 и 77. Столичное ООО «РТ Лайн» получит направления №№ 32, 1, 67 и 4.

Есть не только миг…

Компанию «Автомиг» можно поздравить с выигрышем самых крупных контрактов на пермском рынке. На момент публикации материала фирма официально одержала победу в торгах на обеспечение перевозок пассажиров в течении пяти лет на шести маршрутах, каждый из которых можно смело называть системообразующими. Это пять маршрутов из Закамска (№№ 15, 20, 60, 64, 80) и 77-й из Левшино в центр Перми, всего на сумму в 6 млрд 14 млн рублей.

ООО «Автомиг» зарегистрирована в 1997 году в Подольске. По данным «Спарк. Интерфакс» в настоявший момент у нее три совладельца: Зеламхан Бураев, Михаил Наугольных и Валерий Акопджанян (генеральный директор). Господин Акопджанян имел некоторое отношение к Пермскому краю. В начале 2000-х он служил военным комиссаром в Косе, а затем в Кудымкаре. Но именно по двум другим совладельцам определяется принадлежность «Автомига» к крупной подмосковной группе компаний «Ранд-транс», базирующейся в Домодедово. (Кто-то может быть вспомнит бренд «Транс-Лайн»). Михаил Наугольных владеет 60% долей в УК ООО «Ранд-Транс».

По нашей информации, подкрепленной данными «Спарка» и портала fotobus.msk.ru, в последние несколько лет группа «Ранд-Транс» усиливает свое влияние на рынке подмосковных перевозок через владение и контроль над рядом транспортных компаний, работающих не только в Домодедово, но и в Балашихе, Люберцах, Подольске, Солнечногорске. Кроме того, «Автомиг» осуществляет перевозки по ряду пригородных маршрутов в Ярославле. Зеламхан Бураев является совладельцем или руководителем некоторых соответствующих компаний как-то «Балашиха-Экспресс», «Стаффтранс 1», «Автомиг». Вот как это выглядит на схеме связей компании.

В общем и целом, у ГК «Ранд-Транс» работает несколько тысяч автобусов и микроавтобусов. На маршруты в Перми «Автомиг» должен выставить 123 машины не старше 2-х лет и начать работы с 1 июня. Где компания арендует площадку и ремонтную базу — пока неизвестно. Вновь образованный филиал компании в Перми возглавит Игорь Сасунов, бывший начальник комитета по транспорту администрации Перми.

С РЖД нам по дороге?

Маршруты №№ 1,4,32, 67 будет обслуживать московское ООО «РТ Лайн». За работу в течении 5 лет фирма получит 3 млрд 240 млн рублей. «РТ Лайн» зарегистрирована в Москве в ноябре 2019 года и по данным «Спарк. Интерфакс» является «дочкой» ООО «Ресурс Групп», которой владеют Юрий Букин и Сергей Виленский. «Ресурс Групп» и Сергей Виленский. в свою очередь являются владельцами ООО «РесурсТранс», отметим, «РесурсТранс» — один из крупных грузоперевозчиков в России. Здесь тоже можно отыскать некоторые пермские следы. Дмитрий Тихонов является генеральным директором компании «Сим Автосервис», так же входящей в «Ресурс Групп».

Оценивая владельцев «РТ Лайн», Properm.ru обратили внимание на контракты «Ресурстранса» с РЖД. По официальным данным, у «Ресурстранса» достаточное количество крупных контрагентов и кроме железнодорожной компании. Судя по данным «Спарка», крупные контракты с РЖД пришлись на 2016 год, а затем постепенно уменьшались. Данные за 2019 год недоступны.

По данным портала trans.ru компания попала в перечень системообразующих предприятий страны, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны государства, как пострадавшие от последствий коронавируса: «Сейчас в перечне системообразующих 1 151 компания, из них восемь — грузовые автоперевозчики: «Деловые линии», «ДЛ-транс», «Сельта», «ПЭК», «Агро-Авто», «Ресурстранс», Globaltruck и «ИТЕКО». Каждая из них может претендовать на кредит по льготной ставке. Особо пострадавшим предприятиям будет обеспечена дополнительная помощь, в том числе субсидии на возмещение затрат, отсрочка уплаты налогов и авансовых платежей по ним, а также государственные гарантии».
На линии в Перми «РТ Лайн» должна вывести 74 автобуса.

Немного местного…

Пермский городской перевозчик «Пермгорэлектротранс» получил контракты на 5-летние перевозки по четырем маршрутам: №№ 3,36 и 50 он обслуживает и сейчас, а маршрут № 10 — новый. Это маршруты с Крохалевки в центр, сквозные автобусы от проспекта Декабристов до Вышки 2 и от ПНИПУ до Нагорного, а также знаменитая «тройка», которая доставляет пассажиров на Пермь I. Общая сумма контрактов 3 млрд 66 млн рублей. На линии «Пермгорэлектротранс» выведет 78 автобусов, то есть у муниципального перевозчика еще остается запас.

Пермским частникам достались три маршрута. Александр Стерлягов в борьбе с двумя конкурентами получил 53-й маршрут (цена контракта в итоге упала с 970 млн рублей до 846 млн рублей). Дружественная ему компания «Райзен» (совладельцы Татьяна Златковская и Виктор Иванов, директор Александр Малкин) так же в борьбе получила маршрут № 6 (падение цены с 645 млн рублей до 604 млн рублей). Алексей Кирсанов получил маршрут № 27 и тоже с дисконтом (939 млн рублей против 1 млрд начальной цены).

Отметим и еще некоторые детали торгов. Против москвичей либо не играл никто, либо только москвичи. Например, «Автомиг» три лота получил без конкуренции, один в борьбе с «РТ Лайн». В свою очередь «РТ Лайн» один лот забрало без других заявок, и два в соревновании с «Автомигом». Зато московские гости заявлялись на все маршруты пермских перевозчиков.

Если резюмировать ситуацию, то можно делать вывод, что к настоящему моменту две крупных компании подмосковная и московская вместе обслуживают существенную часть автобусных перевозок в Перми. Однако эта доля не выглядит критичной. В целом на маршруты города должны выходит примерно 730 автобусов. «РТ Лайн» и «Автомиг» вместе должны выводить примерно 200 машин, но при том, это ключевые для города маршруты и, то что называется, «денежные». Если судить по примерному объему рынка, то москвичам досталась примерно треть. Точные расчеты можно будет провести после полного окончания торгов по «малым» и трехлетним контрактам, то есть не ранее зимы 2020 года.

Уже сейчас понятно, что пермский бизнес автоперевозок получил серьезный удар, совмещенный еще и с кризисом коронавируса. Вряд ли теперь пермские бизнесмены теперь будут в состоянии оказывать какое бы то ни было давление на мэрию. С другой стороны, исключать объединение в будущем вокруг сильных игроков, не стоит. Есть и еще один аспект. Администрации Перми вроде бы поборола пермскую перевозчицкую вольницу. Но вот разговаривать с московскими компаниями, у которых за спиной холдинги, через губу (как это любили у нас делать последние пару лет) точно не получится. Выиграют ли от этой истории пассажиры Перми? На первых порах, вероятно. Впрочем, оценку перспектив для горожан можно будет делать после обнародования планов новичков и анализа ситуации.

Upd. Уже после публикации материала стало известно, что в конкурсе на последний пятилетний контракт победила компания «РТ Лайн». За пять лет работы на маршруте № 14 московская фирма получит 1 млрд 53 млн рублей. Начальная цена контракта составляла 1 млрд 120 млн рублей. Конкурентом «РТ Лайн» был «Автомиг».