Posted 21 мая 2020,, 07:59

Published 21 мая 2020,, 07:59

Modified 2 марта 2023,, 16:11

Updated 2 марта 2023,, 16:11

«Вам полчаса на всё. Закрывайтесь». Владелица магазинов одежды рассказала, как они переживают пандемию

21 мая 2020, 07:59
Татьяна Зырянова
Совладелица сети магазинов Permfashion (представляют в Перми крупные бренды одежды, обуви) Полина Новоселова рассказала Properm.ru о работе во время ограничительных мер. Далеко не все пермские арендодатели оказались готовы идти на уступки. Государство продекларировало меры поддержки, но бизнес Полины под них не попал. Зато появился новый опыт.

— Полина, расскажите, когда вы узнали об ограничительных мерах, когда закрылись?

— Все произошло очень быстро и неожиданно. Указ губернатора вышел около восьми часов вечера 27 марта. И примерно в девять часов я прочитала в новостях, что все магазины закрываются. В результате уже 28 марта все торгово-развлекательные центры и наши магазины в них были закрыты. Тогда же в наши отдельно стоящие магазины пришли сотрудники Роспотребнадзора, сказали: «Вам полчаса на всё. Закрывайтесь».

— Что не успели сделать?

— Мы закрывали один из магазинов, и должна была пройти акция, направленная на избавление от товарных остатков. В итоге закрытие не состоялось, и сейчас это даже к лучшему. На данный момент этот магазин открыт, работает, в отличие от магазинов в ТРК.

У нас есть магазины формата full-price, а есть аутлеты, где скидки до 80%. Мы из двух магазинов-аутлетов сделали один, и площадь второго аутлета как раз использовали для того, чтобы туда перевезти товар из «основных» магазинов.

— Во время самоизоляции вы работали онлайн, организовали доставку?

— В первое время было состояние шока. Мы вообще не понимали, в каком режиме и формате будем работать. Когда стало известно, что это все надолго, мы оперативно наладили работу в онлайн-формате, создали онлайн-каталог, про который рассказывали в социальных сетях, рассылали письма нашим клиентам, чтобы они посмотрели, познакомились с коллекциями. Кроме того, есть такое приложение UDS GAME, в нем есть раздел «Прайс», в котором можно размещать свои товары. И приложение стало отличным подспорьем на фоне истории с закрытием магазинов. Через приложение мы сформировали прототип интернет-магазина, пока он в зачаточном состоянии, там нет фильтров, по которым можно искать товар по цвету или по размеру. Наполнение производится вручную, мы подгружали наши товары именно так — вручную размещали артикулы, искали в интернете фотографии, потому что не успели сфотографировать вещи, загружали данные о товаре. Мы работали целой командой. Никакой автоматизации, а все надо делать быстро, срочно, желательно вчера и самолетом, потому что время идет, а продаж нет, а людям надо платить зарплату. Выкрутились.

— Это приложение пользуется спросом у покупателей?
— Да. Со своей стороны мы рассказывали о нем клиентам весь прошлый год с момента внедрения приложения в работу. На базе этого приложения у нас есть система лояльности, общая для всех магазинов, поэтому было не очень сложно приглашать и регистрировать клиентов в приложении. Эта работа очень пригодилась.

— Команда, которая заносила вручную все данные — это ваши же сотрудники?
— Конечно, были сформированы проектные группы. Одна группа сотрудников формировала интернет-магазин, консультанты из другой группы информировали клиентов об этом всеми доступными бесплатными или малозатратными способами, поэтому звонили покупателям, писали в соцсетях. Некоторым покупателям позвонили несколько раз, за что хочу извиниться. Часть постоянных покупателей являются одновременно клиентами разных наших магазинов и при обзвоне мы не учли этот момент — поторопились. Понимаю, что кому-то такое количество «внимания» с нашей стороны могло не понравиться.
На тот момент с начала самоизоляции прошло около двух недель, и главная задача была спросить, как дела у людей, у клиентов, пообщаться. Режим самоизоляции был настолько в новинку, абсолютно уникальное состояние. Люди боялись из дома выходить, например, или находились в напряжении и стрессе. Некоторые сразу после введения ограничительных мер уехали за город, и не вернулись до сих пор, так там и живут, и не приезжают. Клиенты многие просили выслать ссылки на онлайн-каталоги, сказали, что придут после снятия ограничительных мер.

— Как вы наладили в условиях ограничительных мер доставку?
— Этот вопрос сразу встал достаточно остро: как мы будем доставлять, с помощью кого? В финансах мы были очень сильно ограничены, заключать контракты с курьерскими службами — об этом речи не шло. Один из собственников и управляющая розничной сетью попытались зарегистрироваться в службе такси, чтобы самим таким образом доставлять заказы. В итоге не пришлось, потому что пришло разъяснение, что магазины, у которых есть дистанционная торговля, могут работать. Таким образом, наши же сотрудники в рамках этого разрешения и работали. У нас были пропуска, мы сами развозили заказы: собственники, управляющая розницей, начальник склада. Все заинтересованы в том, чтобы продажи были. Два человека занимаются доставкой до сих пор, режим самоизоляции продлен же до 25 мая. Онлайн-магазин — это спасение для многих людей, кто до сих пор остается дома.

— Сколько у вас сотрудников всего было? Кого-то пришлось сократить?
— На тот момент, когда началась самоизоляция, всего в компании было 72 человека. Часть сотрудников уволились, встали на биржу труда. Есть сотрудник, который устроился на новое место работы — в бюджетную сферу, там платят сейчас стабильнее.
Остались те, кто верит, что справимся! Все были задействованы в создании интернет-магазина: руководители, менеджеры, продавцы-консультанты. Без дела практически никто не сидел. 80 процентов сотрудников работали, пусть и большая часть удаленно.

— Что с арендой? Многие предприниматели жалуются, что пермские арендодатели лютуют, не дают скидки и отсрочки. Вам тоже не дали?
— Большая часть наших магазинов находится в ТРК «СемьЯ». О послаблениях по аренде приходится договариваться с боем. Дошло до создания коалиции арендаторов. Мы писали коллективные письма собственникам площадей. Арендодатель выставлял платежи, торопил с оплатой, тяжело шел на диалог о скидках. Меж тем пока ТРК закрыт, работает в формате склада, а не в формате торгового центра. Я могу понять арендодателей как предпринимателей, они в такой же ситуации, как и мы: они теряют большие деньги и у них также есть сотрудники и платежи, которые никто не отменял. Но нам стали слать письма с претензиями, общий смысл которых был в том, что или мы оплачиваем срочно аренду, или нам закрывают доступ в наши отделы в ТРК «СемьЯ».
И ведь закрыли. Насколько они правомочны при закрытом ТРК? Мы не смогли заплатить аренду, потому что сейчас нет денег, чтобы покрывать такие расходы. И все же мы договорились о скидке на аренду, хоть и окончательных цифр по апрелю все еще нет. С арендодателями же отдельно стоящих объектов договориться было немного легче. Диалог продолжается.
Меж тем у меня есть знакомые из сферы общепита, которые сейчас не работают, и неизвестно, когда заработают. Они договорились со своим арендодателем, он идет им навстречу, дает отсрочку платежей, дает возможность производить оплаты потом. Никто никого за горло не трясет, не выбивает эти платежи сейчас. Точка не работает, с чего платить? Денег нет, где их взять? Весь бизнес говорит об этом, я не понимаю, то ли нам не верят, то ли нас не слышат.

— По поводу мер государственной поддержки: пытались ли вы их получить и какие? Вышло или нет?

— Пытаемся до сих пор. Там есть определенные условия или, скажем так, «квалификационные требования», которым нужно соответствовать, чтобы получить поддержку. Например, по выплате в 12 тыс. 130 рублей — не должно быть задолженности перед бюджетом по состоянию на первое марта выше 3 тыс. рублей. У нас была задолженность, которую мы сейчас закрываем , чтобы получить данную субсидию от государства.

— А по поводу кредитов на зарплаты?
— Мы не стали их брать. Все превращается в доказывание того, что ты пострадал. И это не укладывается в обычную логику. Магазины вообще не работают, компаниям неоткуда брать деньги, конечно, мы пострадали. Но нет, так не работает. Мы хотели обратиться в торгово-промышленную палату, получить заключение о форс-мажоре, но и форс-мажора у нас как будто нет.
Я знаю, что есть компании, которые получают выплаты по зарплате, кому-то это удается. Гостиничный бизнес, туристический бизнес — однозначно пострадавшие сферы, у них, вроде, получается.

— Вы же ездите за товарами за границу, и как сейчас будут обстоять дела с закупками?
— В начале мая должна была состояться очередная заказная сессия. Мы должны были поехать за коллекцией, но границы закрыты. Коллекции одинаково не проданы во всех странах. Заказ отменили, пока не знаем, что будет летом.
Компании остались затоваренными по итогу сезона, поэтому коллекции, которые будут создаваться на следующий год, будут очень небольшими. С экономической точки зрения нецелесообразно делать большие коллекции с учетом того, какие есть остатки. К тому же непонятно, когда откроется ТРК. Как себя чувствуют производители популярной брендовой одежды, я даже представить не могу — при их масштабе бизнеса сказать, что им сложно, не сказать ничего.

— Как вы думаете, что дальше будет с вами, с конкурентами, бизнесом в целом?
—Конечно мы очень хотим работать, а покупатели хотят в магазины, многим непривычен онлайн-формат. Многие люди не готовы быть онлайн дальше социальных сетей и банковских приложений. Сложно делать прогнозы. Я хотела бы, чтобы 1 июня наши магазины в торговом центре открылись, конечно, с соблюдением мер безопасности, социальной дистанции. Открытие ТРК потребует финансовых вливаний на обеспечение безопасного посещения людей. Мы как торговая точка готовы расчертить пол, чтобы люди соблюдали дистанцию, поставить санитайзер на входе, замерять сотрудникам температуру, обрабатывать все поверхности антисептиком. Я думаю, что многие из владельцев магазинов в ТРК «СемьЯ» будет готов это все сделать, но и сам по себе ТРК — помещения, холлы — должен быть готов, конечно.

"