Posted 7 марта 2018,, 11:24

Published 7 марта 2018,, 11:24

Modified 2 марта 2023,, 14:36

Updated 2 марта 2023,, 14:36

«Зачем ругаешься, насяльника?» Диалога у строителей, власти и общественности не получилось

7 марта 2018, 11:24
Татьяна Зырянова
На общественном совете по строительству 6 марта 2018 года высказались о своём, наболевшем, власти, застройщики, дольщики, защитники памятников архитектуры (то есть все стороны, обычно задействованные в процессе строительства) и президент пермской ТПП Олег Жданов (у него было особое мнение).

Надеемся, чувство юмора никого не подведет, и невольную отсылку к Равшану и Джамшуту нам простят. Тем более, что началось все именно так, с гневного окрика со стороны министерства строительства, суть окрика простая: «Всё должно быть по закону». По закону должны быть оформлены разрешения на строительство, да и само строительство должно соблюдать нормативы (противопожарные, санитарные и по обеспеченности социальной инфраструктурой). Правда, региональные градостроительные нормы проектирования пока не приняты, но будут приняты, по данным минстроя, в первом квартале 2018 года.

«Этот гроб доиграть?»

Министерство строительства провело 84 проверки, предписаний по ним выдано только пять, не так уж и повсеместны нарушения. Несколько раз Константин Захаров, заместитель министра строительства и архитектуры, подчеркнул, что проверяли не застройщиков, а органы местного самоуправления, выдающие разрешительную строительную документацию.

Константин Захаров рассказал об основных видах нарушений земельного и градостроительного законодательства.

Основные нарушения, с которыми будет бороться минстрой: строительство домов на нескольких земельных участках, несоответствие строящихся объектов генеральным планам города, правилам землепользования и застройки, несоблюдение законодательства об охране памятников и объектов культурного наследия, строительство с нарушением норм противопожарной безопасности, СНИПов, использование земельных участков не по целевому назначению.

В подтверждение своих слов о нарушениях градостроительного и земельного законодательства Константин Захаров показывал членам совета слайды: фото здания на набережной (Монастырская, 2 б) — очевидно не вписывается в окружающий ландшафт. На замечание от Виктора Воженникова, председателя пермского краевого союза архитекторов: «Дайте строителям доиграть то, что уже начато», Константин Захаров воскликнул: «Что доиграть? Монастырскую, 2 б? Этот гроб доиграть? »

Компания «Магнат», директор Гагик Назарян, отсудила разрешение на строительство многофункционального центра и почти завершила строительство. Properm.ru направил запрос о том, что конкретно намерен минстрой делать с этим обектом.

На другом слайде, подтверждающем выявленные минстроем нарушения, было фото ЖК «Солнечный город». Как удалось дольщикам «Солнечного города» (четвертой и пятой очередей) проникнуть на заседание совета, большой вопрос, но они пришли и взяли слово, жаловались на отсутствие детских площадок, отсутствие благоустройства придомовых территорий, мусорных контейнеров, парковок. Им отвечал Константин Вант, директор по строительству ГК «ПМД», компании-застройщика. По его словам, из четырех тысяч жителей «Солнечного города» жалуются и возмущаются меньше десяти человек, и по их обращениям не раз были проведены проверки. «Мы считаем себя социально ответственными застройщиками, свою позицию готовы отстаивать в суде», — пояснил Константин Вант.

Василий Билоус, руководитель инспекции госстройнадзора Пермского края рассказал, что выдано восемь отказов на поступившие заявления о привлечении средств на долевое строительство. Причины отказов связаны с предоставлением неполного пакета документов, предоставлением недостоверной информации о проектной документации, назначении помещений, финансовых показателях деятельности компании, уставном капитале. «Призываю соблюдать требования законодательства, — сказал Василий Билоус, — мы работаем в рамках полномочий». Надзорные органы в сфере строительства Пермского края, по его словам, в день получают по 30–50 обращений от жителей, жалоб на нарушение градостроительных норм и правил.

Еще один пример нарушений, который был озвучен, касался участков на ул. Полины Осипенко, 56 и ул. Космонавта Леонова, 68 б. Участки достались еще в 2010 году компаниям, аффилированным бизнесмену Владимиру Нелюбину, под строительство спортивно-оздоровительных комплексов.

Спортивных комплексов на участках не появилось, но появилось ООО «Леонова», застройщик, который получил разрешение на строительство жилого дома. Партнером проекта стало «Орсо-групп» Михаила Бесфамильного, который был на заседании совета.

У Михаила Бесфамильного вчера был день рождения. Его поздравляли, хотели поаплодировать, но как-то не получилось. «Я никогда не встречал свой ДР в такой компании», — сказал молодой Бесфамильный. «Зато этот день рождения вы запомните надолго», — ответил кто-то. Посмеялись. Все понимали, что по Бесфамильному «пройдутся» сегодня. И Михаил понимающе закивал и заулыбался, когда слово взял Игорь Лобанов, член общественного совета по строительству, представитель ОНФ и председатель пермского отделения союза журналистов. Лобанов сказал, глядя на Бесфамильного, что вот, площадки брали под спорткомплексы, а построить захотели совсем другое. И попросил объясниться. Бесфамильный очень хотел пояснить, но старшие товарищи не дали, они вообще друг друга остужали периодически. Вроде: «Саша, остынь» (это Репину), «Костя, не кипятись» (это Захарову), «Миша, ладно, ладно».

В итоге ответил Захаров: дело рассматривается в суде, скорее всего, участок на Полины Осипенко будет возвращен жителям. Министерство надеется, что именно такое решение примет суд.

«Из двух тысяч рублей прибыли скинуться?»

Остальные участники совета совсем растерялись. Они по другому поводу пришли. Есть какие-то проблемы у дольщиков и застройщиков «Солнечного города»? Пусть идут в суд. Нарушен закон — накажите. Кто не согласен с тем, что нарушений быть не должно? Все согласны. Вот только причем здесь это, — недоумевали собравшиеся, — когда стройки стоят. В конце февраля ассоциация «Пермские строители» направила губернатору региона Максиму Решетникову обращение, в котором руководители компаний рассказали, что им не дают разрешения на строительство и отзывают уже выданные разрешения и градостроительные планы земельных участков (гпзу). Все ждали, что на заседании совета будут обсуждать письмо, но этого не произошло.

Александр Репин, владелец «Сатурн-Р», рассказал, что на проектирование ЖК «Арсенал» в микрорайоне Красные казармы его компания потратила 150 млн рублей. «И что теперь, эти деньги коту под хвост?», — спросил он. По словам Александра Репина, проблема, если ее не разрешить, будет расти, как снежный ком.

Александр Репин, владелец «Сатурн-Р»: С января у меня не работает ЖБК по выпуску свай. Они как нахлебники сидят. А через пару месяцев перестанут работать бригады? Зачем ловить отошедший паровоз, когда уже все сделано. Мы, конечно, имеем некоторый запас прочности, но зачем его испытывать?

Больше всего застройщиков волнует проблема социальной нагрузки, которая будет для них предусмотрена новыми краевыми нормативами градпроектирования. По словам Александра Репина, никто не возражает, что строить школы, сады и больницы надо. Но застройщики не могут «скинуться» на них. В подтверджение своих слов Александр Репин назвал сумму прибыли, озвученную на одном из совещаний коллегами из ПЗСП — две тысячи рублей с квадратного метра. «И когда нам предлагают скинуться на строительство социальных обектов, возникает вопрос: «Из двух тысяч рублей прибыли скинуться? » — пояснил Репин.

Владелец «Сатурн-Р» назвал «преступлением перед городом» то, что при мощности пермских строительных организаций 800 тыс. кв.м в год, они строят 200 тыс. кв.м в год. «Президент говорит, что строить надо в 1,5 раза больше. А что у нас? » — обратился к залу Александр Репин.

На фото один их самых экспрессивных моментов мероприятия — директор по строительству «Сатурн-Р» Николай Кирюхин показывает собравшимся проект территории Красных казарм, запланировано строительство двух школ и двух детских садов. Один детский сад «Камская Долина» построила на Чернышевского, 17в ещё два года назад, но он до сих пор не открыт, потому что здание не выкупает муниципалитет. Среднюю школу на 800 учащихся планирует строить «Сатурн-Р», но когда начнется ее строительство зависит опять же не от застройщика, а от администрации Перми.

«Сатурн-Р» готов был начать строительство школы в 2017 году, но администрации Перми не понравился участок под школу, предложено было поменять участок на другой, для этого сделать новый проект планировки, а это от полугода до года. В этом году по предписанию министерства строительства Пермского края администрация Перми отменила пять градостроительных планов, выданных застройщику «Сатурн-Р» самой же администрацией (градпланы всегда готовит и утверждает отвественный департамент, а не застройщик). Отменили, по данным источника Properm.ru, с неофициальным условием — «пока не будет построена школа и садик, не выдадим разрешение на строительство домов».

По словам Игоря Лугового, главного архитектора «Сатурн-Р», «начало строительства школы зависит только и всецело от доброй воли и желания совместно работать властям и застройщикам».

По словам Александра Репина, в крае «нет и не будет денег» на строительство объектов социальной инфраструктуры, но «зажимать» пермских строителей — это не выход. Иногородние организации не платят серьезных подоходных налогов («берут на подряд компании, которые работают на упрощенке, какие-то подставные компании»), и прибыль собственника, которую получают иногородние организации, остается не здесь.

«Наш регион просто беднеет, — подытожил Репин. — Зажимать у нас практически некого. Надо попытаться решить этот вопрос кардинально. Соседние регионы привлекают средства федерального бюджета (Свердловская область — Чемпионат мира по футболу, Казань — Универсиада). Так надо за это бороться. Собраться, может, написать письмо президенту РФ от всего города. У нас настолько активный губернатор (я же вижу, сколько он работает), что если будут эти ресурсы, мы горы свернем. Только так мы сможем что-то изменить».

«Первый «К»

После выступлений представителей власти и застройщиков, слово предоставили Владимиру Цветову, главе администрации Пермского района. Он назвал ситуацию, сложившуюся в Кондратово и Фролах, критической: переполненные школы, очереди в детские сады. «У меня запланирован ряд собраний с жителями. Что я скажу им? Земельные участки выдавали, минуя расторговку. Был краевой тренд, направленный на максимальный ввод площадей, но обеспеченности социальной инфраструктурой нет».

Главу администрации района поддержала директор школы в Кондратово Елена Каменских. По ее словам, переполненность школы и детского сада сказывается на качестве образования, эмоциональном состоянии детей, педагогов и родителей.

Елена Каменских, директор МАОУ «Кондратовская средняя школа»: — В 2017 году у нас восемь первых классов. В 2018 году мы набираем десять первых классов. Превышены все возможные нормы, школа работает в две смены, с 8 утра до 19:30. Нет помещений для внеурочной деятельности, вынуждены заключать договор аренды с домом спорта, так как нам не хватает нашего спортзала. Я вынуждена отказывать в приеме детей в школу, потому что все первые классы по 30 человек. У меня один вопрос: «Когда будет построена школа в поселке Медовый»?

В Кондратово количество жителей уже почти 15 тыс. человек. Прирост произошел за счет ЖК «Медовый». По словам Владимира Цветова, для ограничения строительной активности во Фролах и Кондратово, местные власти пошли на изменение правил землепользования и застройки, уменьшение высотности возводимых многоквартирных домов.

Виктор Агеев, первый заместитель главы администрации Перми, назвал случаи Фролов и Кондратово «одиозными», но отметил, что и в Перми есть свои подобные примеры: «Жилой комплекс «Грибоедовский» — население, как пол-Краснокамска, ни одного социального объекта, до Садового надо как-то добираться, да и там напряженная ситуация». Виктору Агееву напомнили, что, кроме «Грибоедовского» есть еще ЖК «Данилиха» и все тот же «Солнечный город».

«Руины охранять собираемся?»

Напомним, дело события все еще происходят на заседании общественного совета по строительству. Таким образом, представители краевой власти заявили о соблюдении законов и нормативов, застройщики высказали опасения, что на них «навесят» строительство объектов социальной инфраструктуры и возмущения по поводу того, что им не дают (отозвали, приостановили) разрешительные документы, представители органов местного самоуправления заявили, как сложно им, ведь они ближе всего к жителям.

Никто не стал посыпать голову пеплом за бестолковый градостроительный подход, который привел к сложившейся ситуации. Все высказались и остались при своем мнении.

Председатель общестенного совета, президент Пермской ТПП Олег Жданов, пытался модерировать встречу, перевести ее в режим «докладов», «вопросов-ответов», «выступлений», но особо не получалось, каждый высказался о своем, наболевшем. Тогда Олег Жданов обозначил свое мнение, причем отвечая на выступление Александра Жуковского, руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия.

Жуковский рассказал об ужесточении федерального законодательства, о том, что только в зонах регулируемой застройки возможно какое-либо строительство, а Монастырская, 2 б — это зона окружающего ландшафта, это нарушение законодательства. «У нас иногда памятники — это бараки, рассадники крыс! — внезапно обрушился на Жуковского Жданов. - Что мы охраняем? Мы руины охранять собираемся?»

Также Олег Жданов обозначил свою позицию по поводу сроков согласований и выдачи документов со стороны органов власти: «Есть законные сроки, а есть лучшие практики, и если у нас соглашения на земельные работы ждать 45 дней, то в Челябинске 5 дней. Надо, наверное, использовать эти лучшие практики». Василий Билоус ответил, что система электронного документооборота в инспекции госстройнадзора уже разрабатывается.

Министр строительства Михаил Сюткин в конце встречи признал, что и органы местного самоуправления, и краевые власти тоже виноваты в ситуации, и может, даже в первую очередь. «Не должны были доводить ситуацию до региональных мер надзора», — сказал Сюткин. Но попросил застройщиков не подменять понятия, не говорить о своих «экономических рисках» (неполный рабочий день, сокращение зарплат и сотрудников), когда речь идет о нарушениях законодательства. «Мы можем выдавать друг другу любые индульгенции, но если нет соблюдения правил — нет разрешительных документов».

"