Posted 20 февраля 2019,, 11:35

Published 20 февраля 2019,, 11:35

Modified 2 марта 2023,, 14:41

Updated 2 марта 2023,, 14:41

Успеть за 60 минут. Как прошли публичные слушания по заводу Шпагина и скверу Татищева в Перми

20 февраля 2019, 11:35
Елена Лодыгина
19 февраля в общественном центре «Совет» прошли публичные слушания по смене зонирования двух земельных участков на территории бывшего завода им. Шпагина и сквера Татищева.

Тридцать квадратов свободного пространства и два ряда стульев, уставленных вдоль стен. Посередине стол с тремя выступающими.

— Да уж «хороший» формат для грандиозного проекта, — замечали все входившие.

Ближе к началу слушаний стало ясно, что мест для всех присутствующих в комнате не хватит. Все проходы оказались забиты людьми.

— Неужели муниципалитет не смог обеспечить нормальные условия для проведения публичного мероприятия, — кипятилась на входе депутат Пермской гордумы Надежда Агишева, которая пришла в зал в окружении журналистов и общественников.

Тема публичных слушаний была известна давно — общественное обсуждение проекта о смене зонирования двух земельных участков, где сегодня размещаются бывший завод Шпагина и сквер Татищева. Городские власти хотят установить на территории завода зону общественных пространств и объектов культурного развития (ЦС-К) с предельной высотой зданий 40 метров. А на месте сквера — зону обслуживания и деловой активности городского центра (Ц-1) с высотой зданий до 50 метров.

Сейчас завод им. Шпагина относится к зоне производственно-коммунальных объектов (ПК-4), а сквер им. Татищева — к территориям общего пользования (ТОП-1 — парки и скверы), с максимальной высотностью зданий в 20 метров.

Ранее городские власти представили общественности архитектурную концепцию развития территории завода имени Шпагина, которая была разработана руководителем архитектурного бюро Speech (Москва) и Tchoban Voss Architekten Сергеем Чобаном и председателем Пермской краевой общественной организации «Союз архитекторов» Виктором Воженниковым.

На территории бывшего завода планируется разместить Пермскую художественную галерею, краеведческий музей, переименовать площадь Европы в площадь Трех столетиий (как раз к 300-летию Перми), построить новое здание Оперного (театрально-концертный комплекс), восстановить старые доменные печи.

Впрочем, сумма проекта не озвучивается. Краевые власти уже предприняли первые шаги по освобождению территории: закрылся завод «Ремпутьмаш». Следующим шагом должен был стать демонтаж железнодорожной ветки Горнозаводского направления от Молодежной до Перми -I, но общественники и жители Орджоникидзевского района отсрочили ее демонтаж еще на год. И вот сейчас обсуждается смена зонирования. Несмотря на то, что концепция не утверждена и не заложены необходимые средства.

Тем не менее, нынешние публичные слушания выглядели как целое культурное событие. Пришли все: чиновники, общественники, депутаты и простые жители. Изначально все выступления выглядели как отрепетированные.

Три минуты — на доклад, еще меньше — на содоклад. А начнут критиковать — всегда можно напомнить о регламенте. Очередность выступающих тоже имела значение. Сначала выступали чиновники (краевая и городская администрации), затем — директор Пермской художественной галереи, краеведческого музея. Потом слово перешло представителю Пермской епархии, председатель «Союза архитекторов» вновь напомнил о значимости проекта. После выступили депутаты, представители госинспекции по охране памятников, а уж потом все остальные. На все про все давался один час.

— Предлагаемые изменения обеспечивают возможность реализации проекта культурно-рекреационного кластера в долине реки Егошихи, включая территорию завода им. Шпагина, — начал свой доклад заместитель министра строительства и архитектуры Пермского края Евгений Бондарчук.

Далее пошли невоспроизводимые канцеляризмы из которых следует одно: смена зонирования уже рассмотрена комиссией по землепользованию и застройке. Дело осталось за малым — провести общественные слушания. Это совсем утрировано.

Директор Пермской художестенной галереи Юлия Тавризян рассказала, что с 2011 года галерея осталась без собственного здания. Между тем, коллекция галереи огромная, а экспонировать ее негде.

Следующей выступила директор пермского краеведческого музея Ольга Юдина, которая напомнила, что музей живет в условиях катстрофической нехватки мест.

Представитель Пермской епархии напомнил об истоках города Перми и необходимости их восстановления. За проект высказался и Виктор Воженников, депутат заксобрания Татьяна Шестакова. А вот депутат пермской гордумы Александр Буторин предположил, что новый проект «наверное, потребует много средств и времени».

Начальник краевой госинспекции по охране памятников Александр Жуковский заявил, что «заинтересован в том, чтобы объекты культурного наследия жили, развивались, хорошели и не приходили в упадок».

Из общей коллеи одобрения выбился житель Ленинского района.

— Так получилось, что я сегодня пришел сюда с другой целью. Не поддержать этот проект, а рассказать, что он серьезно не соответствует требованиям действующего законодательства. Земельный участок под заводом Шпагина не имеет границ. И если открыть публичную кадастровую карту, то можно увидеть, что его, по сути, не существует, — бодро начал он.

Площадь, которую занимает этот участок, по его словам, 8,5 га, — это два земельных участка. Один находится под заводом Шпагина, другой, соседний составляет 4,5 га.

— Все они входят в зону культурного наследия Егошихинского медеплавильного завода, на которую установлены определенные ограничения и не установлены градостроительные регламенты. В градостроительном кодексе есть прямой запрет для установления градостроительных регламентов и видов разрешенного использования для земельных участков, занятых объектами культурного наследия, — продолжил он.

Поэтому появление другой зоны с другими уровнями высотности, по мнению жителя, невозможно. Это противоречит приказу минкульта Пермского края от 26 октября 2016 года СЭД-270110543, так как по заводу Шпагина предельная высотность установлена на уровне ноль метров, по скверу — 7,5 м. Кроме того, зона, в которой власти собираются строить и развивать новый культурно-рекреационный кластер, относится к зоне катастрофического затопления, поэтому строить объекты со значительным пребыванием людей там нельзя.

В ответ на это Евгений Бондарчук заметил, что по регламентам территориальные зоны устанавливаются не для отдельных земельных участков, а для всей зоны.

— Может, житель не до конца знает тонкости градостроительного законодательства, но градостроительный регламент — это не атрибут земельного участка, а атрибут территориальной зоны. Территориальная зона, в свою очередь, может совпадать с земельным участком, или включать в себя несколько земельных участков. Так что юридически тут все возможно. Прямого запрета на установление в регламентах границах в законодательстве не содержится, — парировал он.

Он пояснил, что все эти вещи ранее уже обсуждалось на комиссии по землепользованию и застройке. Имеются соответствующие заключения. При этом доводы своего оппонента он назвал «передергиваниями градкодекса», которые сегодня предпринимаются для того, чтобы не позволить создание нового кластера.

Тогда слово взял известный пермский эколог Дмитрий Андреев, доклад которого, по всей видимости, не вписывался в общий унисон. Поэтому глава Ленинского района Александр Козенков попытался его остановить. Но безуспешно. На помощь экологу подоспела Надежда Агишева, которая потребовала, чтобы Андрееву дали высказаться.

Глава Ленинского района не нашел аргументов, чтобы обосновать свой отказ, и эколог продолжил.

- Изменение правил землепользования и застройки — один из последних шагов, так как сначала надо утвердить концепцию, внести изменения в схему территориального развития. Но ничего этого сделано не было, — заметил он.

Не аргументирована и обоснованность смены высотности сквера Татищева на зону Ц-1, где возможна любая застройка.

— Получается, сквер будет ликвидирован, и на его месте построят 15–16-этажные дома? — обратился к присутствующим он.

Тут участники слушаний оживились. Бондарчук заявил, что сквер застраивать не будут, он сохранится, об его уничтожении и речи не шло.

— А как же парковка? — удивились в задних рядах.

— Она будет подземная, — нашелся Бондарчук.

На этих словах все заулыбались. Вот так с улыбками и покидали «зал». На импровизированной трибуне Козенков завершал: «Слушания состоялись». И призывал всех несогласных с решением комиссии присылать свои предложения до 28 февраля. В 19:00 всех попросили покинуть «зал», чтобы не нарушать регламент.

"