Posted 8 августа 2018,, 03:03

Published 8 августа 2018,, 03:03

Modified 2 марта 2023,, 14:10

Updated 2 марта 2023,, 14:10

Никто не против, но... Эксперты не верят в переезд галереи на территорию завода им. Шпагина

8 августа 2018, 03:03
Татьяна Зырянова
Губернатор региона Максим Решетников и депутаты Законодательного собрания Пермского края приняли решение о том, что Пермская государственная художественная галерея переедет из здания Спасо-Преображенского собора на территорию завода им. Шпагина.

Решение о переезде галереи было принято в начале июля 2018 года. До этого, имущественный комплекс мотовозоремонтного завода «Ремпутьмаш» (бывшего завода им. Шпагина) был выкуплен Пермским краем у АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» в рассрочку за 445 млн рублей.

В январе 2018 года утвержден план-график ликвидации железнодорожных участков: Пермь II-Пермь I и Пермь I-Мотовилиха. Кто и как пострадает от переноса железнодорожных путей Properm.ru писал здесь, это и промышленные предприятия, и пермяки, добирающиеся до работы и обратно на электричках.

16 мая 2018 года на площадке выставочного центра «Пермская ярмарка» в рамках архитектурно-строительного форума прошла презентация проекта преобразования краевой столицы «Пермь — 300 лет на Каме». включающего в себя преобразование территории завода им. Шпагина.

В конце июня один из корпусов завода стал концертной площадкой Дягилевского фестиваля. 98 музыкантов фестивального оркестра под руководством дирижера Теодора Курентзиса исполнили четвертую симфонию Малера в цехе №5. Переоборудованное под зал строение вместило 700 зрителей.

Что купили?

По данным краевого правительства, общая площадь выкупленной территории — 84,9 тыс. кв.м, общая площадь помещений — 31,2 тыс. кв.м. Из них 22 тыс. кв.м находятся в охранной зоне (предмет культурного наследия). Коммуникации находятся в нормативном состоянии. 60% имущественного комплекса (зданий) находится в нормативном состоянии, 10% — в аварийном.

На территории бывшего завода находятся здания, имеющие культурную и историческую ценность, это два объекта культурного наследия регионального значения: «Корпус производственных железнодорожных мастерских», «Здание, где в главных железнодорожных мастерских Уральской горнозаводской дороги служил В.Г. Короленко». Всего 22 тыс. кв.м из 84,9 тыс.кв. м находятся в охранной зоне (предмет культурного наследия).

По данным публичного портала «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности» (ИСОГД), территория частично находится в зоне катастрофического затопления (КЗ), на эту «частичность» ссылается министерство строительства Пермского края в своем ответе на запрос Properm.ru. Эксперты меж тем говорят, что вся территория завода находится в зоне КЗ.

В министерстве строительства Пермского края Properm.ru пояснили, что дальнейшая эксплуатация зданий будет определена после принятия концепции развития данного пространства. Стоимость переезда будет определена после завершения проектно-изыскательских работ.

Что происходит?

Занимаемая площадь Пермской государственной художественной галереи сейчас — 3,6 тыс. кв.м. Сейчас, по данным министерства культуры Пермского края, выставлено всего 2% коллекции.

Правительством региона инициировано изменение перечня объектов адресно-инвестиционной программы Пермского края, связанное с переносом галереи на территорию завода Шпагина. Вопрос находится на рассмотрении законодательного собрания. 12 июля 2018 года в краевом парламенте прошел «круглый стол», на котором обсудили в том числе и изменение адресной инвестиционной программы, касающееся переезда галереи. Министр строительства региона Михаил Сюткин рассказал, что в рамках нового объекта «Культурный центр Шпагина» предлагается до 2023 года на территории бывшего паровозоремонтного завода разместить не только художественную галерею, но и другие музеи, и выставочные помещения.

В ответе на запрос Properm.ru информацию министерство подтвердило: «разрабатывается концепция развития данного пространства не только под галерею, а так же под комплексный проект творческого кластера. Предварительно здесь разместится краеведческий музей, музей PERMM и различные культурные институции».

В начале 2018 года пермские краевые власти пригласили московский центр современного искусства «Винзавод» для помощи в разработке архитектурно-планировочной концепции. Софья Троценко, директор ЦСИ «Винзавод», в интервью интернет-журналу «Звезда» пояснила, что их задачей был «анализ возможностей развития завода им. Шпагина как творческого кластера». По данным министерства, контракта никакого не было, представители «Винзавода» были внешними консультантами на безвозмездной основе. «Винзавод» подготовил для нас концепцию, передал все наработки и материалы. Они продолжают с нами работатьв качестве внешних консультантов для концептуальной поддержки проекта», — прокомментировали в ведомстве.

Сотрудникам галереи, представителям общественности, участвующим в судьбе галереи, идея создания культурного пространства в одном месте нравится. Не против неё и архитекторы, строители, проектировщики. Но Properm.ru не нашел ни одного эксперта в строительной отрасли, который сказал бы, как на практике реализовать масштабный проект, как преодолеть непреодолимые (по крайней мере, на сегодняшний день) сложности. Никто из опрошенных Properm.ru экспертов не верит в то, что в 2023 году у галереи появится новый дом — на территории бывшего завода им. Шпагина.

«Завод Шпагина не место для галереи»

Архитектор Игорь Луговой говорил о невозможности переезда галереи в Речной вокзал, в бывшую казарму ВКИУ на Окулова,4, в ДК Телта. «Надо уже признать, это всё не место для галереи. И это не просто мои амбиции, это очень важно для принятия решения о дальнейшей судьбе коллекций», — пояснил он.

Игорь Луговой, главный архитектор «Сатурн Р»: — Опять этот всем порядком надоевший сериал! «Речной вокзал не место для Галереи», сезон 2013–2014. «Казарма не место для Галереи», сезон 2014–2017. ДК «Телта» не место для Галереи», сезон 2017–2018. Новый сезон называется «Завод Шпагина не место для Галереи», анонс 2018–2023.

По словам архитектора, есть несколько очень серьезных причин, по которым галерея, скорее всего, не переедет на территорию бывшего завода им. Шпагина. Во-первых, вся территория расположена в зоне катастрофического затопления. Значит, в ней нельзя строить и размещать музеи с коллекциями государственного значения.

«Кстати, это уже проходили в 2013–2014 годах, урок не впрок», — комментирует Игорь Луговой. Действительно, когда галерею планировали перенести в здание речного вокзала, уже поднимался вопрос о зоне катастрофического затопления. Архитектор Сергей Шамарин, автор проекта, предлагал тогда поднять здание речного вокзала на 2,5 метра, но, по словам других экспертов, это было бы невозможно: слишком дорого, к тому же речной вокзал является объектом культурного наследия, его нельзя разобрать и собрать снова.

Во-вторых, вся территория завода Шпагина расположена в границах территории объектов культурного наследия, в которой не допускается новое строительство и реконструкция объектов культурного наследия, допускается только их реставрация.

В-третьих, по подсчетам архитектора стоимость строительства нового здания галереи, специально спроектированного с учётом всех требований к музеям, общей площадью 20 тыс. кв.м составляет 1–1,2 млрд рублей. Стоимость строительства нового здания Музея истории Перми общей площадью 10 тыс. кв.м составляет примерно 500 млн рублей; нового здания Музея современного искусства общей площадью 10 тыс. кв.м также примерно 500 млн рублей. Таким образом, строительство нового музейного комплекса обошлось бы краю в порядка 2,0 — 2,2 млрд рублей. «И это новые здания, а не приспособленные цеха завода! К слову, реставрация или реконструкция для нового использования заведомо стоит дороже, чем новое строительство. Это уже проходили на примере казармы ВКИУ», — говорит Игорь Луговой.

О том, что сейчас происходит со зданием казармы ВКИУ, читайте здесь:
Покупатель уровня бог. Зачем край купил здание, в которое не переедет галерея?

По мнению архитектора, для строительства здания галереи прекрасно подходит эспланада. Как и для строительства нового здания оперного театра.

«А вдруг несущие не несут?»

Архитектор Виктор Воженников за переезд, по его словам, если получится, это будет уникальный историко-культурный квартал: железнодорожный вокзал Пермь I, речной вокзал, галерея, музеи, новая сцена театра оперы и балета в квартале №5.

Виктор Воженников, председатель правления ПКОО «Союз архитекторов»: — Улицу Ленина обязательно нужно будет соединить с новым культурным кластером. В рамках проекта «Первогород» мы предлагали сделать канатную дорогу от Перми I до Ленина. Кстати, близость «Первогорода», исторического ядра, это тоже громадный плюс в выборе территории бывшего завода им. Шпагина. Если проект «Первогород» осуществится, плюс здесь тропа Мурчинсона (Родерик Мурчинсон — британский геолог и путешественник, впервые описавший и исследовавший пермский геологический период — Properm.ru), это такое гнездо музейное будет, историческое, культурное, туристическое. Неплохой бренд может получиться. Но… без «но» тут не бывает.

По словам Виктора Воженникова, зона катастрофического затопления — одна из самых главных проблем. Виктор Воженников считает, что можно понизить отметку подтопления, уровень подтопления. Тогда не только для этой территории, но и для других площадок по берегам Камы откроются возможности для их освоения, строительства. «Застроили же Парковый, хоть он и в зоне затопления, — говорит Виктор Воженников, — преодолели как-то эту проблему». Второй вариант — поднять уровень грунта, но придется поднимать фундаменты зданий, которые являются памятниками, и поднимать их нельзя. Есть и другие очень сложные вопросы.

Виктор Воженников: — Непонятно, в каком состоянии цеха завода. Несут ли стены, хороши ли фундаменты, не подмокают ли они, можно ли их изолировать от влаги, поскольку галерея очень хрупкий объект, который требует поддержки определенного микроклимата и влажностного режима. Нужно посмотреть состояние стен и полов на наличие грибков. Нужно исключить, ликвидировать остатки химии и масел, какие там были длительное время.

Только после тщательного технического обследования можно задумываться о «концепции» будущего культурного кластера. Нет смысла сейчас «заселять» цеха музеями, если позже выяснится, что эти цеха невозможно отреставрировать, например. По словам Виктора Воженникова, сейчас ничего не мешает начать техническое обследование зданий.

«Это большая работа, которую надо провести как можно раньше, потому что на любом из этапов может быть отрицательный результат (фермы не несут, есть грибок, еще что-то). До года может занять разработка научно-проектной документации совместно с центром по охране объектов культурного наследия. А если требуются археологические исследования? Необходимо будет целое лето вести раскопки. Работать можно и нужно сейчас, нужны реальные шаги», — говорит архитектор.

Мифология места и идея хороша, но пока практической привязки Виктор Воженников не видит никакой. Сроки, скорее всего, будут гораздо длиннее, чем озвученные (до 2023 года). Если, конечно, работы начнутся. По данным министерства строительства региона, техническое обследование — это составляющая часть проектно-изыскательских работ, которые будут проведены в дальнейшем.

По словам Виктора Воженникова, его не устраивает череда профессиональных ошибок и дилетантизма в этом вопросе. «Я говорил прошлому министру строительства Дмитрию Бородулину по поводу переезда галереи в казарму ВКИУ: «Сейчас существующая нагрузка в здании казармы 200 кг на кв.м, а требуется 800 кг на кв.м, какие стены, фундаменты это выдержат?» Он мне отвечал, что усилят. Да невозможно в четыре раза усилить».

«Это похоже на Потемкинскую деревню»

Александр Калугин, заведующий кафедрой строительных конструкций ПГТУ, доцент, кандидат экономических наук, Почетный строитель России после выхода публикации про судьбу здания на Окулова, 4 (бывшая казарма ВКИУ) поделился с Properm.ru своим мнением о предполагаемом переезде галереи на территорию бывшего завода им. Шпагина. Он принимал участие в реконструкции речного вокзала (сейчас там размещен интерактивный музей «Россия — моя история»).

Александр Калугин, заведующий кафедрой строительных конструкций ПГТУ: — Это зона катастрофического затопления и памятники нельзя трогать. Мы же мучились с речным вокзалом: ни дополнительные пути эвакуации нельзя сделать, ни поднять, ни убрать, ни пристроить, ни надстроить. Под требования микроклимата художественной галереи здания невозможно переделать, это утопия.

По словам Александра Калугина, галерее требуется не только микроклимат, но и особые условия, связанные с безопасностью разгрузки-выгрузки, хранением культурных ценностей. Александр Калугин считает проект переезда галереи на территорию завода Шпагина «потемкинской деревней». Он рассказал, что занимался реконструкцией речного вокзала и столкнулся с огромным количеством сложностей, связанных с требованиями краевого центра по охране объектов культурного наследия.

Александр Калугин, заведующий кафедрой строительных конструкций ПГТУ, доцент, к.э.н., Почетный строитель России: — Когда мы закончили эту сложнейшую работу — реконструкцию речного вокзала — нам не то, что «спасибо» не сказали, но еще и оштрафовали на 200 тыс. рублей! За то, что у наших работников не было аттестации в центре охраны памятников. Кто бы сказал, что нужна аттестация, помимо прочих многочисленных требований. Пока вокзал разрушался, почти разрушился, никому не надо было, а как только стали делать, сразу столько экспертов появилось, которые стали говорить: «Это нельзя делать, то запрещено». Немалой ценой нам далась таки реконструкция. И когда закончили, нам предложили отремонтировать «Гостиный двор» в Кунгуре. Одной рукой штрафовали, другой рукой приглашали.

От реконструкции «Гостиного двора», по словам Александра Калугина, они отказались, «не было никаких сил уже идти по этим кругам ада», — рассказывает он. Архитектор и Почетный строитель России уверен, что ни к 2023 году, «ни к какому другому» галерея в завод Шпагина не переедет.

Что делать с зоной КЗ?

Главная проблема — зона катастрофического затопления. Виктор Воженников осторожно говорит, что можно снизить уровень катастрофического затопления или поднять уровень грунта на территории завода Шпагина (что маловероятно). Александр Калугин считает, что нет никакой законной и строительной возможности разместить здесь галерею. В кулуарах ходят небывалые слухи, что вопрос можно решить, где-то там, «наверху». Игорь Луговой опровергает эти слухи.

Игорь Луговой: — «Договорённостями» этот вопрос не решается однозначно. Никто наверху, вплоть до президента, не сможет снизить отметку уровня КЗ. Этот вопрос решается по-другому: необходимо предусмотреть мероприятия на случай возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотины. Территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более, должна быть защищена сооружениями инженерной защиты от КЗ, то есть от волны высотой в районе завода Шпагина 4,5–6,0 м. Эти инженерные сооружения должны полностью исключить потенциальную возможность разрушения зданий, гибель людей, вывод из строя оборудования. Пока не будет 100% уверенности в безопасности никакое ответственное лицо не возьмёт на себя смелость это согласовать, то есть поставить свою личную подпись».

Фото: Мария Долгих, Сергей Уфимцев, с личной страницы Софьи Троценко

"