Posted 13 октября 2017,, 04:12

Published 13 октября 2017,, 04:12

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

Тарифы в Пермском крае. Почти всё, что вы хотели знать

13 октября 2017, 04:12
Татьяна Зырянова
Как на кошельках потребителей отразится беспрецедентное снижение тарифов в Пермском крае? Станет ли это решение примером для других регионов страны?

Вам будет интересна эта статья, если вы:

1. член экспертного совета при пермском УФАС России

2. председатель ТСЖ или директор УК

3. менеджер ресурсоснабжающей организации

4. сотрудник Региональной службы по тарифам (РСТ)

5. специалист антимонопольного органа

6. юрист или общественник в сфере ЖКХ

7. фанатее от процессов тарифообразования

8. слышали про какое-то снижение тарифов и ошалело пытаетесь понять, где же оно в вашей платежке за ЖКУ.

Если к вам имеет отношение только пункт 8, то смотрите таблицы ниже. ФАС РФ приняло решение об исключении экономически необоснованных расходов из тарифов компаний. И Региональная служба по тарифам (РСТ) Пермского края снизила тарифы на тепло для пяти компаний: ПАО «Т Плюс» на 0,5%, ООО «ПСК» на 1,2%, ООО «ПСК» — «ОСП Котельные» на 3%, АО «БСК» на 1,1%, ООО «Инвестспецпром» 0,3%.

Поясняем, что в таблицах. Тарифы на тепло утверждают на определенные переиоды времени, обычно на полугодие. Так как решение о снжении тарифов на тепло по предписанию ФАС РФ было принято РСТ осенью, то обычный период регулирования (с 1 июля 2017 по 31 декабря 2017 года) разбили на 2 периода: с 1 июля по 30 сентября и с 1 октября по 31 декабря, для каждого из периодов установили новый, сниженный, тариф.

Тариф на тепло для населения, потребителей «Пермской сетевой компании»

Период тариф до изменения тариф после изменения
с 01.01.2016 по 30.06.2016 1 678,63 1 678,63
с 01.07.2016 по 31.12.2016 1 757,53 1 757,53
с 01.01.2017 по по 30.06.2017 1 757,53 1 757,53
с 01.07.2017 по 31.12.2017 1 859,47 -
с 01.07.2017 по 30.09.2017 - 1 820,80
с 01.10.2017 по 31.12.2017 - 1 799,10
с 01.01.2018 по 30.06.2018 1 858,47 1 799,10
с 01.07.2018 по 31.12.2018 1 958,85 1 960,64 (по данным РСТ, эта цифра будет другой, новый тариф будет принят в декабре 2017 года)

Тариф на тепло для населения, потребителей ПАО «Т Плюс. Филиал «Пермский»

Период тариф до изменения тариф после изменения
с 01.01.2016 по 30.06.2016 1 213,67 1 213,67
с 01.07.2016 по 31.12.2016 1 284,69 1 284,69
с 01.01.2017 по по 30.06.2017 1 284,69 1 284,69
с 01.07.2017 по 31.12.2017 1 392,18 -
с 01.07.2017 по 30.09.2017 - 1 336,08
с 01.10.2017 по 31.12.2017 - 1 330,06
с 01.01.2018 по 30.06.2018 1 392,18 1 330,06
с 01.07.2018 по 31.12.2018 1 502,15 1 502,15 (по данным РСТ, эта цифра будет другой, новый тариф будет принят в декабре 2017 года)

*В первоначальном решении РСТ 6 периодов тарифного регулирования, в измененном решении — 7 периодов тарифного регулирования.

**Окончательная ваша цена за тепло рассчитывается так: жилая отапливаемая площадь умножается на значение норматива. Полученная цифра умножается на тариф, и получается итоговая сумма.

Главное — не будет роста тарифов. По словам начальника управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС РФ Дмитрия Махонина, «предпосылок к росту тарифов в 2018 году нет».

Речь идет не только о тарифах на тепло, но и на газ, и на электроэнергию. Правда, решений о снижении тарифов на газ и электроэнергию пока нет, они не приняты, как только появятся (обещают со дня на день), мы их опубликуем.

Перерасчета за прошлые периоды регулирования не будет, так как обратной силы решения РСТ не имеют. Но уже в ноябре (за потребление ресурса в октябре) в квитках должны быть указаны новые, сниженные тарифы, и расчеты должны быть сделаны в соответствии с ними.

Кроме того, снижены нормативы на тепло в многоквартирных жилых домах, особенно радоваться могут жители двухэтажных домов, снижены нормативы на ОДН по электроэнергии и холодному/горячему водоснабжению.

Дмитрий Махонин : - Самое главное, чего удалось добиться за все предыдущие годы борьбы правозащитникам, ассоциации ТСЖ, пермскому УФАС РФ, контрольно-счетной палате края, СМИ — это сдерживания роста тарифов. Мы не дали им расти еще больше, чем они росли. Формирование общественного мнения, судебные процессы, публикации, предписания — всё это останавливало Региональную энергетическую комиссию (РЭК), а впоследствии РСТ (организации, принимающие тарифы), от увеличения цен в ещё большую сторону. Это основная победа, в этом я убежден. Конечно, для того, чтобы реально снизить тарифы, нужно было сильное волевое решение. И сила воли нашлась у действующего руководства края.

Вообще-то должна снизиться и стоимость за горячую воду, раз основные ресурсы для ее производства подешевеют. Тот есть тарифы на горячую воду тоже должны быть пересмотрены. Этим РСТ займется в начале декабря, и скорее всего, на новый период тарифного регулирования (первое полугодие 2018 года) тариф на ГВС пересмотрит.

Остается важная и пока нерешаемая проблема, о которой написал председатель ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин: «Разница между тарифами Т Плюс и ПСК по-прежнему сохраняется существенная — более 36%. Напомню, что некоторые дома отбились от «услуг» ПСК и получили право на более дешевое тепло. Дальнейшее освобождение домов от ПСК — это важная задача для пермских ТСЖ».

Дмитрий Махонин в интервью Properm.ru также говорил о том, что необходимо отказываться от «посредников», компаний, которые являются промежуточным звеном между производителями тепла и потребителями. А на вопрос: «Не утопия ли это?» ответил: «Лучше мечтать и делать какие-то шаги вперед, чем не мечтать и не делать ничего».

На этом важное для аудитории, выбравшей пункт 8 (см. начало статьи), заканчивается. Но можете читать дальше, если вам интересен, например, ответ на такой вопрос:

«Нужно ли включать в тариф расходы ресурсоснабжающих компаний, которые они осуществили не по 223-ФЗ, то есть без проведения тендера?»

Этот прекрасный и вроде бы, простой вопрос обсуждали на втором заседании Экспертного совета по применению законодательства в сфере тарифного регулирования.

Простой, потому что существует Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в нем говорится, что регулируемые организации (естественные монополии) все закупки свыше 100 тыс. должны осуществлять с помощью аукционов.

Но на практике такие закупки естественная монополия чаще всего осуществляет у единственного поставщика, то есть без снижения цены контракта, без конкуретной борьбы. Требования 223-ФЗ компании часто нарушают, не соблюдают.

По словам заместителя руководителя пермского УФАС России Николая Хаснуллина, позиция антимонопольного органа в этом случае такая: не включать в тариф расходы, произведенные без учета требований 223-ФЗ. А если контракт заключен с единственным поставщиком, смотреть, какова средняя цена по рынку на данный товар/услугу, и включать расходы, исходя из этой, среднерыночной цены.

Начальник юридической службы РСТ Елена Масальская считает, что идея справедлива, но нет никакого нормативно-правового порядка. Запрета проводить такие оценки тоже нет, вопрос только в том, кто будет оценивать рынки, цены и по какому алгоритму?

Николай Хаснуллин сообщил, что пермский УФАС России разработает соответствующее положение и предложит его губернатору для принятия решения на краевом уровне. Нюансы будут проработаны, но одно точно уже сейчас — «расходы регулируемых организаций на закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые без применения положений или с нарушением 223-ФЗ, не будут включаться в тариф».

«Могут ли материалы тарифного дела быть коммерческой тайной?»

Это еще один вопрос, вынесенный на обсуждение Экспертного совета. Сопредседатель Совета Виталий Степанов расказал, что остается проблема непрозрачности, недоступности тарифных дел. И в судебных процессах об оспаривании тарифов он часто сталкивается с тем, что до процесса с делом ознакомиться нет возможности, а в самом процессе, ограниченном по времени, просмотреть 6 тыс. страниц такого дела — проблематично.

Более того, в одном из процессов на материалах тарифного дела появился гриф «коммерческая тайна», потому не разрешили снять копии. «О какой коммерческой тайне может идти речь, если все эти расходы потом предъявляются потребителю? — заметил Виталий Степанов. — Но тарифный орган не готов показывать всю информацию. Поэтому мы подготовили проект Федерального закона, предусматривающий гарантии раскрытия тарифных дел для потребителя».

Виталий Степанов: — В 2014 году тарифный орган за 2 часа утвердил 197 тарифных дел, то есть потратил 42 секунды на одно дело. Причем был протокол заседания, в котором отражено, что зачитывались заключения экспертов, были бурные обсуждения каждого тарифа… Поэтому одно из положений разработанного проекта закона гласит о возможности присутствия потребителя на заседании комиссии по утверждению тарифа. Может быть, возможно организовать видеотрансляции этих обсуждений и принятий тарифов.

Дмитрий Махонин в интервью Properm.ru также не раз подчеркивал, что антимонопольный орган заинтересован в обеспечении открытости принятия тарифных решений: «Мы хотим обеспечить раскрытие тарифной информации по всем решениям, чтобы люди видели, из чего складываются тарифы, чтобы это было понятно и прозрачно».

Представители ресурсоснабжающих компаний и РСТ возражали против присутствия общественности на заседаниях по принятию тарифов. По словам Елены Масальцевой, компаниям нельзя отказывать в праве на коммерческую тайну, даже если они естественные монополии. По словам представителя «Т Плюс», в материалах дел могут содержаться сведения, относящиеся к коммерческой тайне, к персональным данным, которые нельзя разглашать.

В итоге решено было разместить концепцию проекта закона на сайте РСТ, и до 10 ноября собрать все предложения и замечания по ней.

Контроль за инвестпрограммами и прецедентность решения

Согласитесь, если вы пермяк, вы не могли не заметить, что город перерыт. И везде плакаты: «Готовим город к зиме». Так вот ПАО «Т Плюс» взяло на себя обязательства по полному исполнению инвестиционной программы, и дополнительно, сверх тарифа вложат более 300 млн рублей в реконструкцию сетей Перми. И по нашей информации, даже есть соответствующие гарантийные письма. Ремонт и замена сетей — вот что происходит вокруг.

Следить за исполнением инвестпрограмм и реальным целевым использованием средств должны местные власти. А согласование расходов на инвестпрограммы и их показателей с мая 2017 года — функционал РСТ.

Несмотря на то, что каждый год утверждали инвестнадбавки, изношенность сетей 70–80%. По словам правозащитников, контроль за исполнением инвестпрограмм — очень важный вопрос, и Экспертный совет по тарифам при пермском УФАС России к нему еще вернется.

По словам Дмитрия Махонина, решения, принятые для Перми и в Перми, будут использованы для создания алгоритмов по принятию экономически обоснованных тарифов и для других регионов страны .

"