Posted 1 марта 2018, 11:20
Published 1 марта 2018, 11:20
Modified 2 марта 2023, 14:36
Updated 2 марта 2023, 14:36
Споры об эспланаде происходят в Перми в среднем раз в пять лет. В феврале 2018 года в администрации Перми состоялся круглый стол о концепции развития городской эспланады в квартале №68, от здания заксобрания до ул. Попова. Были представлены три проекта, как может измениться пространство. Один из представленных проектов был одобрен депутатами городской думы. Инвестор готов приступить к реализации своего проекта.
По мнению наших собеседников, ни один из представленных проектов невозможно считать окончательным. Проектам не хватает ни масштабности, ни комплексного подхода к инфраструктуре, ни высоких смыслов.
Ранее проблеме транспортной инфраструктуры в центре города и опасениях, что проект реконструкции эспланады без должных гарантий может повторить историю новой набережной, накануне высказался Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования «Российской академии транспорта».
Вслед за ним рассуждениями об эспланаде как об инструменте, объединящем людей, поделился главный режиссер Театр-Театр Владимир Гурфинкель. По его мнению, пермская эспланада — место, где люди могут стать счастливыми.
К дискуссии подключился пермский архитектор Игорь Луговой. Он считает, что принимать решение без учета мнения всех горожан неправильно, а проект не может быть красивой картинкой лишь одного квартала возле Заксобрания. Он призывает сохранить и усилить уникальную симметрию пространства эспланады, сделать из алмаза ценный бриллиант.
***
Юлия Ветошкина:
— Плохая примета нашего общества — к 100-летиям, 300-летиям, даже 1000-летиям часто делаются те вещи, которые не имеют смысла, но чтобы освоить деньги. Потом это стоит и либо обрастает смыслами, либо об него «спотыкаются». Городская антропология занимается городом и его смыслами, которые люди формируют вкладывают в пространство. Что касается эспланады, не завидую никому, чей проект будет реализовываться, недовольных будет масса.
Эспланада интересует меня очень давно. На одном из курсов, который я читаю в ПГНИУ, мы со студентами говорим о памятных местах в нашем городе. Мы затрагиваем тему мест, которые они считают важными для себя, создаем ментальную карту города. Очень многие говорят, что эспланада это безусловно некий символ. Это не то место, в которое они сильно влюблены, с ним нет личных переживаний, но это место считается очень важным для города и именно в том виде, в котором оно существует сейчас. Недавно мы говорили со студентами о памятниках, которых не хватает Перми. Было много разных идей, и в тех беседах эспланада вновь называлась символическим местом для города, но никто не рискнул «строить» на ней свой памятник. Пространство стало сакральным.
Я понимаю, почему город не рискует создать единую картину — это очень дорого в реализации, это лакомый кусочек в центре города, это большая боязнь ошибиться. Но пока мы думаем об эспланаде «частями», мы находимся в ловушке. Пока мы думаем об эспланаде «частями», приходят идеи бессмысленных памятников, которые не более, чем жанровая скульптура, как «Водопроводчик» на Пушкина. Пока мы думаем об эспланаде «частями», мы в частном порядке считаем, что люди будут приходить к тому или иному бессмысленному памятнику. Но им-то это зачем? Пока мы не видим единой картины, все смыслы будут распадаться.
***
Свое мнение о будущем эспланады и сложности ее преобразования высказал градозащитник Денис Галицкий. Читайте его «Мнение пермяка» на Properm.ru 2 марта.