Posted 29 июля 2019,, 08:31

Published 29 июля 2019,, 08:31

Modified 2 марта 2023,, 14:35

Updated 2 марта 2023,, 14:35

«Студент, безработный и младший помощник старшего менеджера». Кто хочет стать депутатом в Пермском крае?

29 июля 2019, 08:31
Татьяна Зырянова
Пермский край готовится к выборам, переходит к одноуровневой системе местного самоуправления. Округа перенарезали, города и районы объединили. В итоге где-то на одного будущего депутата придется шесть тысяч избирателей, а где-то на одного же меньше тысячи. Как так получилось? Где выборы будут наиболее конкурентными? Кто хочет стать депутатом? Об этом Properm.ru рассказала политконсультант Людмила Ознобишина.

Завершен прием документов для регистрации от кандидатов в депутаты органов местного самоуправления Пермского края. Всего предстоит выбрать 341 депутата в 17 городских округах и районах. Всего заявились на выборы 1244 человека (851 — по спискам политических партий, 393 — самовыдвиженцы). По словам Людмилы Ознобишиной, показатель — 3,6 претендента на место — неплохой, обычно он ниже, примерно 2,8. Но окончательная цифра будет только после того, как комиссии примут решения о допуске кандидатов к участию в выборной гонке.

За день не управимся

— Людмила Борисовна, в чем особенность выборов осени 2019 года?

— Особенность в том, что выборы пройдут не за один день. 8 сентября пройдет 17 крупных кампаний в 17 территориях. 12 из них это выборы дум городских округов — территорий, которые прошли преобразования. В пяти территориях пройдут плановые выборы (закончился срок полномочий у депутатов): Звездный, Куединский район, Пермский район, Сивинский, Кунгурский муниципальный район. Также депутатов выберут в четырех сельских поселениях Большесосновского района. Дополнительные выборы пройдут в двух округах в Губахе и в одном округе в Соликамске.

29 сентября выборы пройдут во вновь образованных муниципальных округах: Александровском, Ординском, Березовском.

В ноябре состоятся выборы в муниципальные округа Коми-округа. Коми-округ преобразуют в шесть муниципальных округов: Кочевский, Косинский, Юрлинский, Юсьвинский, Гаинский, Кудымкарский и городской округ Кудымкар.

В перспективе из всего округа планируют сделать два муниципальных образования: север и юг. Все уже об этом говорят. И депутаты, которые будут избраны, должны будут принять решение об этом объединении. В перспективе во всем крае должно остаться только десять территорий с двухуровневым местным самоуправлением.

— Что такое муниципальный округ?
— Это то же самое, что городской округ, только территория по формальным признакам не может быть отнесена к городской, потому что она сельская, по производственной структуре занятости преобладает сельское и лесное хозяйство, там нет такой концентрации населения, обрабатывающего производства, нет городских населенных пунктов.
— В поселениях на местах власти не останется?
— Да, это переход к одноуровневой системе муниципального самоуправления. Было по две администрации: города и района, люди не знали, куда им идти, часто администрации конфликтовали. В селах депутаты распределяли мизерные бюджеты, из них до 80% дотационные из края: половина на культуру, немного на дороги, и до тридцати процентов — на управленческие расходы, на администрирование полномочий. Это такое имитационное местное самоуправление, оно есть, но похоже на издевательство, когда нет экономического базиса.

— Сейчас кто возглавит эти поселения? Жители привыкли, что у них есть какие-то председатели.
— Там будет территориальное управление, чиновников сократят или переведут в работники филиала администрации. Конечно, планируются сокращения, уже прошли и идут. С одной стороны, да, поселения — это власть в шаговой доступности, к которой можно прийти и попытаться что-то потребовать. С другой стороны, раздутый аппарат и нагрузка бюджет. Попробовали — не получилось, сейчас попробуют по-другому. Новая муниципальная реформа.

— Как будут выбирать глав?
— В Пермском крае прямых выборов глав нет с 2015 года, они назначаются или выбираются из числа депутатов. «Могильщиками», «ликвидаторами» местного самоуправления (не мое определение, но по сути верное) стали глава Пермского района Александр Кузнецов и депутат Законодательного собрания Пермского края второго созыва Геннадий Кузьмицкий. По идее федеральное законодательство предоставляет регионам вариативность, выбор в принятии решений. Можно было прописать и прямые выборы глав, но наши краевые законодатели решили, что глав на местах будут только выбирать либо из числа депутатов либо назначать комиссия.

Не понятно, что делать с Пермским районом, там нет одного административного центра. В будущем часть Пермского района надо присоединять к Перми, потому что те же Фролы, Двуречье, да и Кондратово — это уже фактически Пермь. Пока дальнейшая судьба территории не очень понятна.

Транспорт во власть

— Большого ажиотажа нет, почему люди не рвутся в депутаты?

— В последнее время все меньше кандидатов принимает участие в выборах. Это сложившаяся тенденция. Многие территории, особенно небольшие, идут по схеме выборов не одномандатных, а многомандатных округов. Приведу пример. Небольшая территория, допустим, Звездный. У них 10 человек в думе, если выбирать 10 депутатов, Звездный надо поделить на 10 округов, и в каждом округе должно принять участие не меньше двух кандидатов — 20 кандидатов минимум надо найти. Такие территории идут по пути создания многомандатных округов: пять двухмандатных округов. И надо, чтобы заявилось не менее двух кандидатов на каждый, то есть уже не 20 кандидатов в общем надо, а 12. С точки зрения экономии бюджетных средств - расходы на выборы меньше.
Некоторые районы используют схему многомандатных округов, чтобы провести кандидатов от власти. Потому как в крупных территориально-электоральных массивах шансов больше у известных в масштабах района людей, руководителей крупных предприятий и организаций. И тогда местные земства напоминают советы директоров и высокопоставленных бюджетников. Но бывают и исключения.
На самом деле, на сегодняшний день выдвинулось по 3,5 кандидата на место, и это уже неплохо. Другое дело, кто из них пройдет регистрацию. Крупные территории, где есть градообразующие предприятия, где есть малый, средний бизнес, более-менее живая городская среда, как правило порождают местный политически активный класс, который традиционно участвует в выборах. Его, конечно, все меньше, потому что это затратно. Причем часто ты не получаешь никаких дивидендов, а проблемы получаешь.
В новых городских округах кампании будут живые, потому что высвободились депутаты двух уровней (города и района), потому что по идее единственная задача избираемых депутатов — назначить главу, получить рычаги влияния на управление территорией.

— Как партии «закрыли» округа?

— Округов — 341. «Единая Россия» выдвинула 338 кандидатов.
— Почему не все?

— — Это какие-то индивидуальные нюансы, не связаны с тем, что нашли людей. Где-то нашлась судимость у кандидата-фаворита гонки, где-то сработали договоренности между партиями. Конечно, они выдвинули и технических кандидатов, в некоторых округах скооперировались с ЛДПР (например, руководитель одного творческого коллектива и его подопечный идут от ЕР и ЛДПР по одному округу).
ЛДПР выдвинули 211 кандидатов. Их даже можно похвалить. Они не как в прошлом году собрали студентов и повезли по всем городам и весям заявляться — никакого влияния на кампанию не оказывали, зато отчитывались, что закрыли все округа. В этом году — ситуация изменилась, качественный состав кандидатов другой, «веерного» подхода почти нет.
КПРФ выдвинула 169 кандидатов, «закрыли» не все территории края: там, где есть идейные, где есть местные ячейки, то есть это не весь край. Они опираются на старые кадры, не работают со всеми отделениями, определяют приоритеты, ориентируются на них, на лидеров.
«Справедливая Россия» выдвинула 121 кандидата. Уверена, что значительная часть из них будет бороться. «Яблоко» выставило четыре человека, «Великое отечество» — четыре человека, «Российский объединенный трудовой фронт» — двоих, «Казачья партия» в Лысьве и «Родная партия» в Пермском районе — по одному.

Понятно, что кто-то из этих кандидатов — идейные партийцы, но большинство — прагматики, используют партии как транспорт для передвижения во власть. Самовыдвиженцев — 393 человека.

Конкуретные и «мертвые с косами»

— Где кампании будут наиболее интересные?
— Для себя я все территории поделила на три группы (смотрите таблицу ниже — Properm.ru):
— красные (это те, где конкуренция намечается в 40–50% округов),
— желтые, где конкуренция намечается в 25–35% округов,
— белые — 20–25% округов конкурентны и… мертвые с косами, шутка.

Основная борьба на местном уровне пройдет в территориях, которые попали под преобразование, то есть думы городских округов.

Допустим, Очер. Район давно и прочно управляем одним кланом со всеми вытекающими последствиями: кумовство, бюрократия, непопулярные решения, общее недовольство жителей. Это тот самый глава, который Юрию Трутневу, который приехал на встречу с избирателями, сказал: «Жди там, в приемной». Против него сформировалась группа оппозиции, причем в оппозиции «Единая Россия», ее представители.
Шансы победить и сформировать коалицию у Владимира Мокрушина есть, несмотря на «брежневщину», он не так оторван от населения, как например, Александр Кузнецов в Пермском районе.

Мы недавно рассуждали с коллегами, как, почему в Пермском районе удерживается власть? Три уровня методов: первый — сохранить статус кво, для этого используются определенные манипуляции на выборах: перенарезка округов, подвоз бюджетников. Второй уровень — силовой ресурс, то есть, когда нужно, подключаются правоохранительные органы и расправляются с неугодными. И третий уровень — это когда включается настоящий криминал — как в случае с поджогом дома и магазина у председателя ТОС «Крохово» депутата поселения Виктора Штоля.
А Мокрушин… находясь столько лет у власти, для него человеческие отношения не пустой звук, это интересно даже с точки зрения удержания у власти местных элит. Конечно, это его не оправдывает во многих случаях. Например, у него родственники на многих руководящих постах, хватка, которой он держит район, железная. Но на фоне Пермского района это все меркнет, правда.

Чердынский городской округ. Последние скандалы в сфере культуры в Чердыни (сокращения, оптимизации), конечно, связаны с предстоящими выборами. И там будет серьезная партийная конкуренция. Если будет определенный запрос от краевых властей на смену главы, то все станет еще интересней.

Чернушка — 21 одномандатный округ. Действующий глава района у власти давно, сам он в возрасте, претензий к нему много накопилось, оппозиционные силы есть. Они будут упирать на то, что раньше район был точкой роста по многим показателям, а сейчас Куеда по тем же сельхозпоказателям Чернушку «сделала». Другие территории работают по привлечению туризма. Это, конечно, поверхностные рассуждения. Линия противостояния намного глубже и серьезней.
Противостоять списку действующего главы будут бывшие главы городских поселений, предприниматели, депутаты поселений и Земского собрания.

В Чусовом очень энергичный, неравнодушный глава, который тянет проект ТОСЭР (территория опережающего экономического развития). Сергей Белов не закрывал заводы, не сокращал людей, старается привлечь в территорию инвестиции, производства. Недовольных все равно много, конечно же. Ведь сократили тысячи заводчан, а открывают сейчас всего лишь сотни рабочих мест. Но как говорится, ты ничего не делаешь — недовольных много, делаешь — их не меньше. Местные власти ближе всех к людям и находятся между молотом и наковальней. Сверху край, на местах — избиратели, которые могут прокатить твой список депутатов.

В Куеде плановые выборы. Действующий глава давно уже говорил, что хочет уйти, там ситуация слабой власти. В Куеде традиционно есть оппозиция, ее олицетворяет Нина Корионова, она выпускает свою газету, педагог. Очень смелая, хорошо ярко и хлестко пишет. На местах людей с такой гиперактивной жизненной позицией, выражающих ее публично очень мало, поэтому они такие местные «достопримечательности» .

Кроме того, в Куеде национальные татаро-башкирские, удмуртские диаспоры всегда были сильными, они тоже участвовали всегда в выборах. И сейчас будут.
— Желтая зона. Конкурентная борьба развернется в примерно трети округов. Почему здесь Пермский район?
— Потому что там действительно мало конкурентных кампаний в округах. Ситуация такая, что в четырех округах выбирать не из кого — студенты, безработные, пенсионеры и младший помощник старшего менеджера. Казус Пермского района — крупнейший район, по показателям бюджета — третье место в Пермском крае после Перми и Березников, а люди, статусные, компетентные, кто мог бы быть хорошими депутатами туда не идут.

Все забетонировано, заполировано, нет конкуренции, то есть люди не верят, что они смогут, считают, что лучше быть «от этого подальше». Видят же, что при сложившемся положении дел ничего не будет, чтобы они не сделали. Видят, как расправляются с оппозицией.

В Добрянке будут интересные выборы, в Красновишерске, в Нытве и в Осе. В остальных конкуренции практически не будет.
— Еще такой вопрос. Пермский муниципальный район и какой-нибудь Сивинский — одинаковое количество мандатов, а количество жителей в разы отличается. Почему так?
— В Звездном, кстати, те же 10 мандатов и вовсе на пять с небольшим тысяч избирателей. Жесткой нормы нет, она по законодательству плавающая: от и до. Вот и получается, что в одной территории 6 тыс. человек на одного депутата, а в другой меньше тысячи человек на депутата.
В завершении хочу сказать, что градус конкуренции будет все-таки ниже, чем в прошлом году. Потому как здесь межэлитные конфликты, которые в районах — основа конкуренции не такие как в 2018 году в Чайковском и Краснокамске.

"