Posted 26 марта 2021,, 02:00

Published 26 марта 2021,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Вся власть застройкам? Власти выдают строителям Перми карт-бланш, а жителей не слышат

Вся власть застройкам? Власти выдают строителям Перми карт-бланш, а жителей не слышат

26 марта 2021, 02:00
Олег Русских
Фото: Properm.ru
«Эх… Всего десяток месяцев не дотянул Репин со своим «Сатурном» до наступления Счастливой Эпохи. Не додержался. Вспыхнул раньше времени…» - так, должно быть, будет рассказывать на склоне лет пермский застройщик внукам о событиях 2020-2021 года.
Сюжет
Колонка

А потом поведает, конечно, что еще в 2019 году застройщики в Перми шли по разряду бизнеса, который всем был обязан: за высотность плати, школы строй, дороги делай. Здесь не строй — лес, там не строй — у чиновника «делянка», а уж коэффициенты у местных властей — проще сразу к Аиду, чем на гособъекты заходить. В общем Сизифов труд, а не «вери гуд рашен бизнес». Но в начале 2021 года холодный Борей вдруг, как будто по воле Эола, сменился ласковым Зефиром, сулящим влагу и урожаи. И мир застройщиков в Перми обрел краски.

Если серьезно, то целая цепочка событий и действий свидетельствуют о кардинальной смене политики региональных властей по отношению к строительной отрасли, строительству в регионе и, в первую очередь, в Перми. Главное политическое действие рубежа 2020–2021 годов — выбор в качестве ответственного за Пермь строителя Алексея Дёмкина. Количество глубинных слоев в этом назначении каждый может выбрать по вкусу, но для нашей темы важны мировоззрение, символика и подходы. Если глава строитель, то что это значит в нашей стране и Перми? Правильно. Был бы экономист, было бы по-другому.

Главное управленческое действие — перевод градостроительной политики Перми в ведение краевого правительства. По логике, это должно вывести отрасль из замкнутого круга подковерных внутригородских склок, взаимных претензий. Там все настолько запутано, что безболезненно разрешить вопросы на этом уровне уже не представляется возможным.

Хорошо ли, что политика меняется? Да. Капитальное и жилищное строительство Прикамья последние годы находились в состоянии хаоса. Нужен ли разворот лицом к застройщикам? Да. Нужны ли понятные длинные правила игры в отрасли? Конечно. Потому что историй, подобных школе в ЖК «Арсенал» или садику на Братской, 10 и связанным с ним объектам, конечно не должно быть.

Такой подход просто необходим и в логике дальнейшего развития Перми. Мы сейчас в стадии, когда люди из малых городов и сел, мигрируют в крупные агломерации (процесс касается не только Прикамья, а многих регионов страны). Ключевая задача, чтобы миграция здесь и остановилась, а не продолжилась в сторону столиц, юга и Рио-де-Жанейро (где, как известно, все в белых штанах). Надо иметь в виду и стремительное устаревание советского жилого фонда. Аварийку надо расселять. В общем, жилье нам нужно. И не только жилье, а практически все под общественную инфраструктуру: больницы, школы, стадионы, бассейны, концертные залы. Нам нужны стройки и нужны застройщики. И конечно, поворот избушки власти лицом к строителям — хорошо.

Но, как обычно, важны нюансы. Если судить по первым знаковым решениям, принятым в новой парадигме, цель сменилась, а методы нет. Для внезапного строительства гостиницы РЖД рядом с Черняевским лесом, ровно так же легко правят ключевые градостроительные документы Перми, как и раньше, когда, например, закрывали жилое строительство на Бахаревке. Ровно так же планируют поступить с участком возле УДС «Молот». При том реакция общества и итоги публичных слушаний, как и раньше игнорируются. Вполне логично, что у части жителей, журналистов и политиков это вызывает негативную реакцию.

Некоторые застройщики, как кажется, уже готовы трактовать решения властей как сигнал «Можно всё», впадая в легкую эйфорию и позволяя себе игнорировать все сопутствующие факторы и риски. Снова начинаются игры с фактами (кто-то когда-то построит школу, а на самом деле в проектах еще и нет), снова позиционирование как благодетеля (это будет проект реновации, вы такого еще не видели). В параллелепипедах удивительным образом обнаруживают архитектурные изюминки. И пожалуй только эйфорией можно объяснить заявления, стиля «протяните сюда трамвай, я вам три вагона подарю».

Подчеркну, строительные компании — в своем праве. Их задача в первую очередь зарабатывать деньги в интересах акционеров и владельцев компаний. Это сложный ответственный бизнес. Он «своеобразный» высокорискованный и высокоприбыльный. Таковым был со времен строительства египетских пирамид, таким остается. Бизнес предлагает проекты застройки, безусловно учитывающие массу сторонних факторов, но при том решающие свою главную задачу.

Балансировка интересов региона, строительного бизнеса и общества — дело властей. Они взяли на себя этот функционал — им и тянуть. Осаживать эйфорию одних, слышать других, учитывать интересы третьих. Предложения бизнеса — только его предложения, а не «глас Зевса». Можно ведь и не принимать без оговорок, учесть социальные последствия и даже фактор выборов. И уж тем более не удивляться, если доскональное выполнение ЦУ «все навстречу строителям» вдруг не поддержит недопонимающее свое счастье население.

Период безоглядного потакания застройщикам мы уже проходили, памятники периода уплотнительной застройки видны невооруженным глазом. И, как кажется, надо понимать, что разворот лицом ко всему огромному и важному строительному бизнесу Прикамья не должен означать пребывание в неизбывном восхищении перед любыми его идеями.

Тем более, что кроме параллелепипедов, других архитектурных идей мы, в общем, пока и не видели.

"